Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 20.04.24

Время: 10:32

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Взрослые Родителям Для всех Открытие детства.

Открытие детства.

Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Первоклассник, стоящий на пороге школы, столь отличается от новорожденного, что кажется: это же совершенно разные существа! Те не менее они соединены невидимой нитью, на которую изо дня в день нанизываются все новые приобретения, превращающие беспомощный живой комочек в человеческую личность.

О значении первых лет детства сказано много. Великий русский педагог К. Ушинский: "Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы, - ложится прочно, становится второй натурной человека... Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы".

Л.Н.Толстой: "Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг".

А.С.Макаренко: "Главные основы воспитания закладываются до пяти лет - это 90 процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет". Но бывает так, что громадное значение первых детских лет признается нами лишь с точки зрения заботы о внешнем, физическом благополучии малыша. Мы мерим ребенка по своей мерке, следуя принципу, названному одним психологом "больше-меньше, лучше-хуже": взрослые рассуждают хорошо, а дети хуже, взрослые видят мир правильно, а дети нет, для взрослых отношения со сверстниками - проблема, для детей - пустяки...

И действительно, маленький ребенок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений мы знаем: ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Чувства малыша могут быть сильными, но чаще всего они нестойки. То, к чему он сегодня привязан, завтра может быть забыто. Ребенку недоступны отвлеченные рассуждения взрослого. Маленький ребенок не в состоянии организовать себя на исполнение неинтересной для него работы...

Очень многого не может ребенок. Однако если мы будем обращать внимание только на то, чего ребенок еще не может, чем он еще не владеет, мы никогда не поймем, откуда появляются новые черты, качества, характерные для взрослого. Гораздо важнее выяснить, что у ребенка есть, что он может, как он изменяется и что приобретает с возрастом.