Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 18.01.18

Время: 04:52

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Оцените критически концепцию «черта лидера»

Оцените критически концепцию «черта лидера»

Оцените критически концепцию «черта лидера». Каковы границы её допустимости?

Лидером становится человек, обладающий определенными врожденными чертами личности.

По современным данным лидерство формируется в процессе социализации, и не врожденно. Есть предрасположенность.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Существуют 3 основные теории лидерства:

1. «Теория черт» - «харизматическая теория». Исходит из немецкой психологии конца XIX – начала ХХ вв. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных черт. В 1940 г. Берд составил список из 79 черт. Впоследствии создавались др. списки, ни одна «черта лидера» не занимала постоянного места. В 1948 г. американский исследователь Р. Стогдилл сравнил между собой более 120 исследований «черт лидера» и пришел к выводу об отсутствии серьезных научных данных, позволяющих считать, что лидерами становятся люди, обладающие какими-то особенными чертами характера или специфическим набором этих черт. Дженнингс – теория черт в большей мере отражает черты экспериментатора, нежели черты лидера. В противовес возникла теория «лидера без черт», но она не давала ответ на вопрос, каково происхождение черт  лидера.

2. «Ситуационная теория лидерства». Лидер – продукт определенной ситуации (какое-либо одно качество необходимо именно в данный момент), отрицается врожденность лидерских черт.

3. «Системная теория лидерства». Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер как субъект управления этим процессом («Вероятностная модель эффективности руководства» Ф. Фидлер). Человек, чтобы быть лидером, должен быть наделен определенными личностными чертами, а с другой стороны учитываются ситуации, задачи.

Кричевский. «Концепция ценностного обмена». Лидерство – личностный обмен между руководством и группой.

Многие социальные психологи справедливо критикуют психологические теории лидерства за неправомерные попытки перенести результаты лабораторного эксперимента в область явлений общественной жизни (действуют многообразные социально-экономические факторы, влияние которых не способно учесть исследование).

В последнее время используется деятельностный подход к исследованию межличностных отношений в группе. В его рамках получает новую интерпретацию и «теория черт лидера». Смешав всевозможные типы групповой Д, представленные к тому же в группах разного (по признаку деятельностного опосредствования) уровня развития, сторонники «теории черт» не смогли выделить какие-либо инвариантные черты «лидера вообще». Иного результата и не следовало ожидать.

Критика.

Правы, когда говорят о бесперспективности усилий выделить черты «лидера вообще», а тем более объяснить их какой-то природной предрасположенностью лидерству.

Не правы, когда не видят, что в огромном материале по «чертам лидера» представлены группы разного уровня развития, где в одном случае может быть жестко зафиксирован конечный набор качеств лидера, соответствующий узкому содержанию Деятельности данной группы, а в другом – широкая вариативность положительных личностных характеристик, которые не могут быть сведены к конечному множеству, к каким бы способам анализа ни прибегал исследователь (группировка, факторизация и т.д.).

Но основной порок «теории черт лидера» лежит в иной плоскости. Черты лидера не являются исходными и тем более единственными детерминантами лидерства, потому что не столько лидер создает ситуацию доминирования в группе, сколько группа порождает, выбирает, приемлет, культивирует и т.п. определенный тип лидера. Лидерство как социаль-но-психологический феномен возникает в результате взаимодействия человека и конкретных общественно обусловленных обстоятельств предметной Деятельности, субъектом которой он является как член группы определенного уровня развития. Социально-психологический облик группы первичен, черты в ней лидерства вторичны. Все сказанное не имеет своей целью как-то дискредитировать проблему «черт лидерства», но позволяет выявить ее подлинное место в строе социально-психологического знания.