Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 22.06.18

Время: 23:46

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Развитие высших психических функций. Понятие интериоризации

Развитие высших психических функций. Понятие интериоризации

Развитие высших психических функций. Понятие интериоризации

 

Вопрос о природе человеческой психики решался на протяжении веков далеко не однозначно и продолжает остро дискутироваться и по сей день. Крайние точки зрения:

  • человек биологическое существо;
  • человек социален и духовен.

Одна из концепций принадлежит Л.С. Выготскому (конец 20-х – начало 30-х гг.) – культурно-историческая теория психики человека. В одном из положений сказано, что в процессе овладения природой он научился также овладевать своей психикой. Появились произвольные формы Деятельности, особый вид психических функций, названных им «высшими психическими функциями», кот. полностью отсутствуют у животных.

По Выготскому есть:

  • низшие или натуральные (низший этаж в структуре Деятельности занимают психофизиологические функции: сенсорная, моторная, мнемическая), они есть и у животных;
  • высшие – произвольные формы.

Эти функции составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Высшие психические функции (произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление и др.) формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им, т.е. они имеют социальную природу.

Высшие психические функции:

  • произвольные по протеканию (по свойствам);
  • опосредованные по строению;
  • соцальны по происхождению.

Для объяснения этого понятия необходимо сравнить культурно-историческое развитие человека и онтогенез, развитие ребенка, как считает Выготский, эти два процесса имеют принципиальное сходство. В начале процесс развития интерпсихический (межличностный), затем эти отношения превратились в отношения с самим собой – интрапсихологические. Это и есть процесс интериоризации (понятие интериоризации было введено французскими психологами Пиаже и Жане). В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, жребий, узелки и т.д. – искусственное средство-знак, с помощью которого человек овладевает своим поведением) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т.п.).

В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Л.С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации. Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. На втором этапе ребенок обнаруживает, что Деятельность имеет сигнальное значение для окружающих. И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя, ребенок интериоризует эти сигналы, с помощью этих сигналов начинает управлять самим собой.

Ввел Выготский, развил Лурия.

Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия.

Выготский: «Мышление и речь». Внешняя, практическая активность: движение - действие - схема действия (образ) = умственное действие – ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – переход внешнего действия в умственное. Интериоризация – процесс формирован