Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 25.04.24

Время: 23:07

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Учение и его структура. Знание и действия, как предмет и результат учения.

Учение и его структура. Знание и действия, как предмет и результат учения.

Учение - это деятельность ученика с целью усвоения знаний.

Результат учения - саморазвитие личности и ее совершенствование.

3 аспекта учения: усвоение знаний о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации каких-либо видов идеальной или физической деятельности. Отсюда продукт учения - знания.

Овладение способами использования усвоения знаний для выбора и контроля приемов и организаций каждому виду деятельности - умение.

Овладение приемами и операциями, из которых складываются все виды деятельности - это навыки (автоматические умения).

Учение как процесс имеет следующую структуру:

1. Структура учения:

  • уяснение информации (ощущение и восприятие). Его можно проверить через пересказ материала.
  • осмысление (мышление).
  • запоминание (память).
  • применение (решение задач).
  • контроль (промежуточный и итоговый ,фронтальный и индивидуальный, письменный и устный, выборочный и сплошной).
  • оценка (промежуточная и итоговая).

2. Свойства учения:

  • время (продолжительность)
  • напряженность работы
  • результат работы (развитие личности)

3. Факторы учения:

3.1 Внутренние факторы учения:

  1. познавательные возможности (прежние знания, логика, память, творчество, внутренний план действий, умение учиться)
  2. личностные (мотивы, интересы, воля, эмоции, рефлексивность)в) индивидуально-типологические особенности (тип ВНД, темперамент, характер, модальность, индивидуальный стиль деятельности)

3.2 Внешние факторы учения: зачем, почему, как учить? Отсюда — цель учения.

  1. содержание учения
  2. средства учения
  3. формы учения (монолог, диалог)
  4. методы учения (информативные и проблемные).Учение как процесс включает в себя: уяснение – осмысление (понимание) - запоминание (опосредованное и непосредственное) - применение (решение задач) - контроль - оценка.

Учение как деятельность включает в себя: мотив - цель - план - предмет - операции - контроль - результат.

Существует 2 способа учения как деятельности:

  1. Учение- деятельность направлена на овладение знанием и умением как на свою прямую цель.
  2. Учение- деятельность по овладению знаний и умений опосредованно осуществляет другие цели, т.е. учения деятельности способствует другой деятельности.