Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 05.10.24

Время: 10:07

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Особенности и основные направления психологического исследования в гештальтпсихологии.

Особенности и основные направления психологического исследования в гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология (Gestalt — целостная форма, структура) развилась вследствие протеста против бихевиоризма и существовавших ранее психологических направлений.

Гештальт психология появилась в начале 20-ого столетия. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад, такие известные психологи, как Курт Коффка и Вольфганг Кёллер. Основным постулатом Гельштат психологии является рассмотрение целостных структур, не выделяя их составляющих частей. На основании Гелштальт психологии в начале 1950-ых годов были заложены основы Гештальт-терапии.

Слово гештальт означает "форма", "структура", "целостная конфигурация", т. е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. В это время особое внимание уделялось проблеме целого и части. Многие ученые подходили к пониманию, что качество целостного образования не сводилось к сумме отдельных элементов, входящих в целое, и, что оно не может быть выведено из них. А вот именно целое и определяет качественные особенности элементов, поэтому гештальтпсихологи считают, что переживание целостно и его невозможно просто разделить на составные части.

Условия возникновения гештальтпсихологии:

  1. Реакция на Вундтовский элементаризм, т.е. в основе психического лежат элементы.
  2. Введение понятия "гештальт"- как качества формы или структуры. Это понятие ввел Х.Эренфельс (1890) в статье "О качестве формы". Он исследовал особенности восприятия мелодий. В любой мелодии на ряду с шестью элементами есть седьмой элемент- это и есть гештальт (структура). При сохранении гештальта мелодия узнаваема, при изменении гештальта мелодия неузнаваема.
  3. Исследования в рамках Лейпцигской школы (Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер), которая получила название школы диффузно-комплексных переживаний или школы психологии развития. Эта школа ввела понятие -комплексное чувство или комплексное переживание, т.е. некое общее, целостное, определяющее формы активности.

Наиболее известные гештальт-психологи, это М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка. Близкие гештальт-психологии общенаучные позиции занимали:

  1. К. Левин и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образований на мотивацию человеческого поведения;
  2. К. Гольдштейн - сторонник холизма в патопсихологии;
  3. Ф. Хайдер, введший понятие о гештальте в психологию социальную для объяснения восприятия межличностного.

История гештальт-психологии начинается с выхода работы М.Вертгеймера(1880-1943, немецкий ученый, экспериментально исследовал восприятие и мышление) "Экспериментальные исследования восприятия движения" (1912), в которой отрицалось наличие в акте восприятия отдельных элементов.

В эксперименте испытуемым предъявлялись поочередно два стимула (один - вертикальный или наклонная полоска(А), другой- горизонтальная(В).

Испытуемый должен был давать отчет при своем восприятии. При значительном временном интервале (200 млсек) эти две полоски воспринимались, как отдельные стимулы; при быстром следовании (интервал 30 млсек) человек видел угол, т.е. эти два стимула группируются. Вертгеймер описал явление "чистого движения", когда испытуемый, отчетливо видя движение, не воспринимает перемещающегося объекта. Оно получило название стробоскопического движения.

В результате вывод: восприятие человека в определенных условиях образует целостные образы. Вертгеймер объяснял этот факт: в том случае, если на человека воздействует раздражитель А, то возникает зона возбуждения; если быстро предъявлять следующий стимул В , то возникает зона В, а между ними возникает замыкание, т.е. возбуждение передается от А к В, и в восприятии возникает образ движения. Идеи Вертгеймера стали отправным пунктом для развития гештальтпсихологии.

После этого в 20-х гг. в Берлине складывается Берлинская школа гештальтпсихологии: М. Вертгеймер (1880 -1943), К. Коффка (1886 -1941), В. Келер (1887 - 1967), К. Левин (1890 - 1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.

В. Келер в книге "Физические структуры в покое и стационарном состоянии" (1920) проводит мысль - физический мир и психический подчинены принципу гештальта. Предположил существование электромагнитных полей в мозгу, которые возникают под влиянием стимула Принцип изоморфизма, т.е. единства мира - физического, физиологического и психического. Объяснение психических явлений должно состоять в нахождении соответствующих структур в мозговых процессах.

Э. Рубин открыл феномен фигуры и фона (1915). Д. Катц показал роль гештальтфакторов в поле осязания и цветового зрения. В. Келер в экспериментах на курах пытался проверить, что является первичным -восприятие целого или элементов. В результате: элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. Структура - первичный примитивный акт. В 1917г. распространил принцип структурности на объяснение мышления. По Келеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации.

В 1921г. К. Коффка попытался приложить общий принцип структурности к фактам психического развития в онто - и филогенезе. Развитие состоит в усложнении примитивных форм поведения, образованию более сложных структур и установлению соотношений между ними. Также занимался вопросами общей психологии - "Принципы гештальтпсихологии".

М. Вертгеймер занимался проблемами мышления и творчества Он приходит к выводу, что мышление заключается в осознании структурных особенностей и требований; в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры. Переход на новую точку зрения - инсайт (озарение), отказ от сложившихся в прошлом опыте шаблонов, схем.

Исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем К. Левина. Левин исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах, будь поступок, мышление, память, является намерение -потребность.

Потребность - это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель. Левин называет их квазипотребностями. Они создают в личности систему напряжения. Эта система напряжения стремится к разрядке. В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение потребности. Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации. Эта ситуация называлась Левиным психологическим полем (общая система, в пространстве которой функционирует человек в его психических качествах и свойствах). Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к потребности субъекта.

Основные идеи гештальтпсихологии:

  1. Введение структурного принципа и целостного подхода в противоположность схематизму анатомической теории в трактовке психических процессов.
  2. Новое понимание предмета и метода психологии: важно изучать переживания, феномены так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. Целое нельзя разложить на элементы, т.к. тогда оно перестает существовать. Гештальтисты выступили с критикой метода аналитической интроспекции. Аналитической интроспекции был противопоставлен феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания (в данный момент).
  3. Эксперименты на восприятии, которые показали, что в качестве первичного в восприятии выступает целое, в зависимости от факторов: близости элементов друг к другу, сходства элементов, замкнутости, продолжения, симметричности и др. Целостный образ - это структура, образующаяся по специальным законам:
  • Закон фигуры и фона, согласно которому зрительное поле делится на фигуру и фон Фи1ура замкнута, хорошо локализована в пространстве, занимает главенствующее положение в поле. Фон он служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура.
  • Закон прегнантности - тенденция к внутренней упорядоченности, ведущей к "хорошей" фигуре, к упрощению восприятия.
  • Закон восприятия - закон дополнения до целого («амплификации»). Если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое.