Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 19.04.24

Время: 12:07

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Лекции Патопсихология Теоретические основы отечественной патопсихологии (методологические основы патопсихологии)

Теоретические основы отечественной патопсихологии (методологические основы патопсихологии)

Теоретическое положение из теории Выготского, Леонтьева Теоретические проблемы патопсихологии Требования к методу в патопсихологии Примечание

Развитие психики и ее прижизненное формирование ВПФ

Изучение условий и механизмов возникновения патологических явлений, как относительно простых, так и сложных

Создание условий, провоцирующих возникновение тех или иных психопатологических явлений, возможность контролировать и варьировать эти условия

Относительно простые: нарушения узнавания предметов.

Сложные: бред*, галлюцинации**

Положение о распаде - не является негативом развития

Изучение новой структуры психической деятельности, которая возникает в условиях различных патологий

Не только создание провоцирующих условий, и не только возможность фиксирования изменения психики количественно, но и способствование качественному анализу психических нарушений.

Психика человека имеет сложное системное строение, следовательно, дефект, формируется в ситуации болезни, тоже имеет сложное строение и захватывает несколько сторон психической деятельности (Выготский)

Дефект не является изолированным качеством и вызывает изменения: снижения социальной позиции больного, в результате возникают новые симптомы заболевания. Анализ новой социальной позиции больного в условиях болезни.

Создать условия для выявления структуры нарушения, роли позитивных и негативных симптомов в структуре психической деятельности.

Негативные симптомы - выпадения функции (например - снижение памяти, дефицит чего-то).

Позитивные - появление чего-то лишнего, новых патологических новообразований.

Нарушение внимания, памяти, мышления. Больной не может сосредоточиться на задаче. (Ребенок не хочет ходить в школу). Первично у него замедленность мыслительных процессов. Реакция детей, как на тугодума. Когда его спрашивают - он предпочитает лучше молчать, ходить в школу. У ребенка сохранные интеллектуальные возможности, но замедленные психические процессы.

Конфабуляция - заполнение пробелов в памяти несуществующими событиями.

В структуре психического дефекта можно выделить первичные и вторичные симптомы заболевания.

Изучение вторичных симптомов, осложняющих течение заболевания.

Создание условий для дифференциации первичных и вторичных условий в структуре нарушений. Чтобы эффективно помочь, нужно знать с чем работать.

Первичные симптомы - непосредственно связаны с патологиями головного мозга или с основным заболеванием. Является следствием нарушения работы.

Вторичные симптомы - косвенно связаны с основным нарушением или социогенным. Социогенные - особенности общества. (Например: нейродермит). Подростки фиксируются на проблеме. С первичным заболеванием связаны реакции.

*Существует зависимость бреда от социальных условий. Несколько веков назад бредовое видение описывалось так: по небу плывет лодка... И трактовалось это как одержимость дьяволом. В нынешнее время: облучение компьютером, или программа по телевизору конкретно для кого-то и с неким смыслом...

От развития цивилизации зависит и характер бреда.

**Рубинштейн о галлюцинациях: галлюцинации являются следствием восприятия практически незаметных для нормального человека стимулов, обусловленных внешне (например, скрип двери, шум воды). Нормальный человек воспринимает эти стимулы, когда находится в астеническом состоянии, устал.

Эксперимент: запись шума бумаги, шелест листьев. Больного или здорового приводили в комнату, включали звуки. В норме человек не замечал эти звуки. У больного характер галлюцинаций зависел от диагноза. Больные с белой горячкой могли видеть сценоподобные картины. У шизофреников слышались голоса. Например: окружающие хотят сделать ему что-то плохое.

Концепции галлюцинаций не обоснованы до конца. Не все феномены описаны.