Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 29.03.24

Время: 18:37

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Лекции Психодиагностика Основные области практического применения психодиагностики.

Основные области практического применения психодиагностики.

1. Психодиагностика - основа работы практического психолога.

Сфера образования и воспитания (цели оптимизации обучения и воспитания). В основном это детские сады и школы, редко в ВУЗах.

Психодиагност работает по практическому запросу педагога, воспитателя, родителей, администрации, в школах - учеников.

Содержание психодиагностической деятельности не зависит от того, кто сформировал запрос. Лишь на этапе интерпретации нужно учитывать, кто сформулировал запрос.

Типовые задачи: можно отнести к двум классам, исходя из функций воспитания и образования. Они взаимосвязаны и переплетены.

Образовательная - познавательная сфера, воспитательная, личностная. Используются методики диагностики, направленные на измерение и оценку когнитивной сферы.

Задачи, относящиеся к воспитательной сфере, решаются с использованием личностных методик. Но такое разделение весьма условно.

Задачи, возникающие в детском саду у психолога:

  • контроль за психическим развитием детей, посещающих детский сад
  • проблемы с трудными детьми

Задачи, возникающие в школе у психолога:

I. - задача определение психологической готовности ребенка к школе (используются и когнитивные и личностные психодиагностические методики), или определение "школьной зрелости" (это характеристика детей, поступающих в школу). Насколько развитие психики соответствует школьным требованиям, насколько ребенок готов к школе? Если ребенок не готов, то возникает школьная дезадаптация.

Нужно выявлять тех, кто по психологическим параметрам не готов к школьным требованиям.

По критериям психологической готовности проводится отбор в элитные школы. Программы обучения более сложные.

В обычных школах - несколько причин:

- принимают в школу с весны, чтобы вовремя выявить неготовых детей, есть время позаниматься и подготовить детей к сентябрю. С помощью специальных развивающих игр уровень психологической готовности поднимается до нужного.

- информация о неготовом к школе ребенку сообщается родителям. Сами родители занимаются с детьми, также можно воспользоваться помощью психологов, учителей.

Важно заранее предупредить родителей.

- информация сообщается будущему учителю, который будет использовать определенный подход к неготовым ученикам и будет в состоянии им помочь.

Для диагностики психической готовности разработано много программ и методик.

Они должны выявить необходимое и достаточное в психическом развитии, чтобы ребенок включился в учебную деятельность. Хороши компактные, кратковременные программы, которые диагносцируют все основное.

Выделяются 4 основные сферы:

  1. мотивационно-потребностная сфера (есть ли учебная мотивация?).
  2. интеллектуальная сфера
    • уровень развития наглядно-образного мышления должен быть достаточно высоким
    • также оценивается вербально-логическое мышление, которое находится в зачаточном состоянии.
  3. речевая сфера. Оценивается сформированность речи
  4. оценивается сфера произвольности, волевая сфера. Насколько ребенок в состоянии подчиняться командам взрослого и собственным командам.
  5. уровень развития тонких мышц руки, тонкая моторика.

II. С помощью диагностики когнитивной сферы выясняются следующие задачи:

а) контроль за успешностью интеллектуального развития детей. Один раз в год проводится диагностика интеллектуальной сферы в школе.

б) выяснение причин школьной неуспеваемости

в) выявление детей, нуждающихся в коррекции умственного развития

г) отбор в спецклассы и спецшколы

д) для оценки эффективности учебных программ и методов обучения

Оценка интеллектуального развития школьников, обучающихся по новым программам.

е) эффективность работы разных учителей

ж) оценка эффективности работы разных школ (оценивается интеллектуальное развитие учеников)

III. Задачи, которые решаются методами личностной диагностики

  1. проблемы трудных детей (мешают учителям, другим ученикам)
  2. личные проблемы самих школьников, старшеклассников (школьные страхи, повышенная тревожность)
  3. для оценки эффективности личностного развития школьника

IV. Профориентационная диагностика

V. Задачи, связанные с диагностикой межличностных отношений (социально-психологическая диагностика)

  • психологический климат в педагогическом коллективе
  • учителей и учеников
  • учителя и родители
  • внутриученический коллектив

2. Использование диагностики в трудовой и профессиональной деятельности

1) для профотбора

2) для организации профессионального обучения

3) для профессионального консультирования

Психологическая готовность к профессии или профессиональная пригодность.

Профессиональная пригодность (К.М.Гуревич) - это свойство личности, о которой можно судить по:

  • успешности овладения профессией
  • по степени удовлетворенности человека своим трудом

По ним можно судить, является ли человек профессионалом в своей деятельности.

Важно знать получится ли из этого кандидата профессионал?

Из каждого ли кандидата на работу вырастет профессионал?

I. Важным условием является интерес к профессиональной деятельности, желание работать, положительная мотивация.

II. Достаточно ли лишь сильного желания?

Все профессии делятся на две категории:

1) С абсолютной профессиональной пригодностью - не все люди пригодны. Те, у которых есть специальные природные задатки: анатомические, физиологические, психофизиологические.

Анатомические - строение тела, конституция (профессиональные танцоры, художественная гимнастика).

Физиологические - чувствительность разных анализаторных систем (дегустатор, создание духов).

Психофизиологические - проявление основных свойств нервной системы: люди со слабой нервной системой не переносят экстремальных ситуаций, и поэтому не должны допускаться на такие профессии, как: летчики, высотники, космонавты, операторы сложных энергосистем.

Есть определенный круг профессий, где важны природные задатки. Необходим профессиональный отбор с помощью методов диагностики.

2) С относительно профессиональной пригодностью - нет особых противопоказаний для профессионализма. На базе любой индивидуальности может сформироваться профессионал (не зависимо от свои особенностей), профотбор проводиться не должен. Желание работать определяет уровень активности человека.

Диагностика нужна:

- для сообщения результатов обследования испытуемого (насколько психологические особенности соответствуют требованиям профессии).

Тогда человек будет осознанно формировать профпригодность (развивать нужные качества, вырабатывать особые способы выполнения трудовой деятельности, соответствующие его особенностям).

Облегчение процесса формирования профпригодности.

- профессиональное обучение с использованием индивидуального подхода. Иногда проводится отбор: бывает мест мало, а желающих много. Выбирают наиболее подготовленных. Отбор тех, кто быстрее стане профессионалом.

За рубежом всегда проводится профотбор на все виды трудовой деятельности (огромное число специальных тестов и тестовых батарей (более 300), связанных с различной профессиональной деятельностью).

Продиагносцировав всех психолог узнает психологические качества всех кандидатов.

Вычерчиваемый индивидуальный психологический профиль соотносится с нормативным профилем (минимально допустимые уровни).

Если совпадают и выше нормы - принимаются на работу.

У нас нет батарей и методик, поэтому сначала:

  • анализ трудовой деятельности
  • профессиограммы
  • методики выявления профессиональных качеств

Наши психологи считают, что не надо проводить отбор на работу с относительно профессиональной пригодностью. Это будет возможный шанс любому человеку попробовать себя в данной профессии.

Более гуманистический подход: выявив силу интереса, можно дать самый точный прогноз. Прогноз на основе анализа индивидуальных черт сводится к нулю.

Профессиональное консультирование. Знание всех характеристик подготовленности к профессиональной деятельности.

В семидесятые годы широко используется "диагностический подход".

Оценка разных параметров индивидуальности и на ее основе - рекомендации, где человеку лучше работать.

Такой подход грешил массой ошибок.

  1. все профессии очень изменчивы, динамичны; меняются требования, которые профессия предъявляет к человеку. Сейчас, для того, чтобы стать грузчиком, не нужно обладать недюжинной физической силой. На дворе технический прогресс.
  2. человек тоже постоянно меняется, индивидуальность изменчива, меняются психологические черты и особенности
  3. человек рассматривается как неодушевленный объект, не учитывается мотивация и интересы.

Человек должен сам выбрать свою профессию на основе глубокого понимания собственной индивидуальности и мира профессии.

3. Клинико-консультационная работа

Работа психолога и психодиагноста в клиниках (при неврологических и психиатрических клиниках)

Особенности работы:

- широкое использование методов беседы и наблюдения - они являются основными в работе.

Эти методы являются хорошо разработанными, очень совершенны и изощрены. Наука граничит с искусством (интуиция и профессионализм).

Специфика исполнения.

Метод беседы используется очень широко. Расспрос пациента (после установки контакта, хороших взаимоотношений).

Непринужденная беседа такая, что пациент мог сообщить о своих жалобах, симптомах болезни.

Обязателен этап свободной непринужденной беседы.

Главное в работе психолога - занять позицию активного слушателя, демонстрация внимания, нежелательно прерывать и ограничивать. Это нужно делать в случае необходимости крайне тактично.

Внимание должно быть привлечено к содержанию и форме рассказа.

По манере можно понять личностные особенности и черты характера.

Важно фиксировать содержание речи и о чем человек умалчивает, говорит с тревогой.

Беседа может стать психотерапевтической.

Затем настает этап вопросов психодиагноста.

Схема опроса должна быть подготовлена заранее. Содержание вопросов и их количество, порядок, что зависит от состояния пациента и задачи психодиагноста.

Беседа гибкая и вариабельная с учетом индивидуальных особенностей, без элементов внушения, тактичность и деликатность вопроса. Нужно оценивать: насколько внимателен пациент, как хорошо понимает вопросы, как охотно отвечает.

Метод наблюдения

Крайне субъективен, данные нужно использовать осторожно и умело. Трудно соблюдать все требования в процессе наблюдения.

1) Наблюдение нужно проводить в разных ситуациях

2) Психологу может быть свойственна предвзятая точка зрения, контроль себя самого, своего отношения, как при наблюдении, так и при его анализе.

Обязателен и этап экспериментального обследования пациента. Экспериментальное обследование, его методы разрабатываются в нейропсихологии и патопсихологии.

Пациент выполняет задания, на основе результатов выполнения делаются выводы о развитии когнитивных процессов и личностном развитии.

На их основе фиксируются особенности ориентировки в условиях задания, целенаправленная критичность и мотивированность, степень интереса к выполнению задания. Для использования экспериментальных методов нужно, чтобы испытуемый понял инструкцию, нужна заинтересованность в выполнении задания.

Со всеми больными можно провести экспериментальное исследование.

В клинике специфические черты эксперимента:

1) простая и четкая инструкция, изощренная и отработанная простота

2) видоизмененная мотивировка задания. Объяснение цели обследования, почему? Чтобы выполнение задания происходило независимо от сознания больного, чтобы не было искажения. Для этого дается ложное обоснование задания.

Ассоциативный эксперимент (цель - проверить умеете ли вы быстро говорить? - версия для испытуемого). Пациент будет считать, что оценивают скорость его речи.

У психолога в данном случае одна истинная цель - исследовать мышление.

Пациенту говорят, что проверяют остроту слуха, на самом деле выявление содержания слуховых галлюцинаций.

3) направленность анализа на оценку качества работы.

Количество правильно выполненных заданий учитывается, но главное - способ выполнения, степень критичности.

Процесс деятельности важен для клинического психолога.

Сама процедура диагностики не является жестко стандартной, возможны отклонения: психолог приходи на помощь, возможен индивидуальный подход.

Все отклонения должны быть зафиксированы для правильного заключения результатов обследования.

Задачи психологов в клинике.

1). Пациенты с трудностями диагноза (нужно поставить точный диагноз или уточнить).

Методами психодиагностики можно выявить шизофрению в начальной стадии.

2). Оценка эффективности лечения

3). Исследование больных с целью психологической экспертизы

4. Психологические консультации здоровых людей с психологическими проблемами (семейная жизнь, личностные проблемы, проблемы в общении с детьми).

Обязательные методы - беседа и наблюдение.

Психолог обязан поставить диагноз.

5. Телефон доверия, консультирование по телефону.

Особенности:

  • человек может оставаться анонимным, может рассказывать без стеснения
  • клиент сам контролирует ситуацию, в любой момент может выйти из контакта с психологом (повесить трубку)
  • единственный метод - психотерапевтическая беседа. Носит только вербальный характер.

Первая беседа может оказаться последней и строится по законам краткосрочной интенсивной терапии.

Этапы беседы (цель):

1). Начальный этап, его цели

- придать человеку уверенность в том, что он обратился за помощью туда, где его поймут и поддержат, помогут

- определить степень серьезности проблемы и состояния обратившегося

Дают возможность говорить, о чем он хочет. Задача слушать, не перебивать и собрать всю необходимую первичную информацию.

2). Заложить основу для развития отношений с клиентами. Нужно базироваться на положениях клиентцентрированной терапии, гуманистической психологии К.Роджерса.

Основные положения:

  • безусловное принятие личности человека и его внутренних переживаний - признание того, что есть.
  • отсутствие оценок в отношении человека, его высказываний и особенностей.
  • проявление эмпатии - сопереживание, понимание и сочувствие.

Второй этап:

Цели.

1) понять содержание проблемы и сфокусироваться на ней

2) помочь позвонившему идентифицировать эту проблему, понять ее

Особенности поведения

Техника активного рефлексивного слушания.

Основные приемы техники активного рефлексивного слушания:

- уточнение отдельных моментов сообщения, открытые вопросы и открывающие реплики, которые побуждают расширить и уточнить сообщения говорящего.

"Расскажите подробнее о ..."

"Может быть, есть еще, что вы хотите рассказать..."

Перефразирование некоторых моментов, резюмирование сказанного.

Третий этап:

Цели.

Помочь позвонившему в интеллектуальном и ценностном овладении проблемой.

Психолог констатирует, задает вопросы, уточняет источник наиболее негативных эмоций.

Вербализует то, что собеседник подразумевает.

Психолог выделяет смысловые опорные моменты (наводить на смысл сообщения). Старается сформулировать объект, картину событий позвонившего, упорядочивает переживания.

Четвертый этап:

Цель - собственно психотерапевтическая.

1). поддерживать все здоровые позитивные стороны личности, обратить на них внимание, повысить самооценку, укрепить уверенность в себе. Установить круг близких людей, способных помочь в сложившейся ситуации.

Пятый этап:

Цель - выработка плана действий, направленных на преодоление критической ситуации.

Нужна активность самого клиента.

Задача психолога - подвести клиента к осознанию того варианта, который бы его устроил, разобрать план действий.

Психолог занимает позицию пассивной активности, больше молчит, удерживает паузу, переадресовывая активность клиенту.

Можно что-то деликатно предлагать в форме гипотез, но не навязывания.

Заключительный этап:

Поддержка и максимальное одобрение клиента, вера в него самого, в его силы.

6. Судебно-психологическая экспертиза.

Начало положили работы в области судебной психологии:

- проблема психологии преступника, свидетеля, допроса, суда.

Развитие судебной психологии и как следствие необходимость участия психолога в судебном следствии.

В начале 20 века в Германии - В.Штерн первый психолог, который провел психологическую экспертизу по решению суда.

До 1917 года - у нас не проводились.

В 1927 году - при московской прокуратуре создана психологическая лаборатория, возглавил ее А.Р.Лурия.

Разработка методов, Лурия первым изобрел детектор лжи.

1931 год - лаборатория закрыта.

В центре имени Сербского находится психологическая лаборатория.

Экспертизу проводят опытные психологи (изучали ряд юридических дисциплин).