Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 18.04.24

Время: 05:43

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Лекции Психодиагностика Реализация этапов в работе школьного психолога.

Реализация этапов в работе школьного психолога.

Практический запрос: ребенок не хочет учиться, ходить в школу. Почему, с чем это связано?

1. У ребенка признаки школьной дезадаптации.

Психологическая проблема: выяснить причины школьной дезадаптации.

2. Информация от невропатолога, дефектолога, психиатра - здоров ли ребенок с медицинской точки зрения?

Собрать информацию о семье, о его окружении: взрослых и сверстниках. Информацию об успеваемости, отзывы учителей о нем.

Анализ:

  • ребенок здоров с медицинской точки зрения
  • семья достаточно благополучная, нормальные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.
  • этот ребенок плохо учиться, ему трудно учиться, не выполняет требования учителей.

3. Основная причина дезадаптации - школьная неуспеваемость (когда что-то не получается, хочется это отвергнуть).

Нужно выяснить причины школьной неуспеваемости.

Методы: сначала нужно выяснить психологические причины школьной неуспеваемости (чисто внутренние, а не внешние ситуативные).

Две основные причины:

а) школьник не может учиться

б) он не хочет выполнять требования учебной деятельности

а) - определяется недостатками познавательной деятельности, неумением, неспособностью: это может быть связано с неумением учиться, невладением способами выполнения учебной деятельности.

Любое задание можно выполнять разными способами. Сам способ выполнения задания учитель не дает, их ребенок выбирает сам. Выбранные способы бывают не всегда адекватные, успешные.

Владение приемами деятельности - от этой причины зависит успешность деятельности. Некоторые дети не находят эффективных способов выполнения задания.

Методы анализа владения приемами учебной деятельности: наблюдение, беседа, анализ выполнения задания.

- несформированность психических процессов, на которые опирается учебная деятельность.

Она не может быть обнаружена с помощью наблюдения и беседы. Это внутренняя скрытая причина.

Память и внимание у здорового ребенка с медицинской точки зрения абсолютно нормальны и их диагносцировать не имеет смысла (индивидуальные различия не отражаются на успешности учебной деятельности).

У неуспевающих детей память не хуже, чем у успевающих детей. Но при запоминании сложного большого текста обнаружились различия.

Тоже со вниманием (корректурная проба Бурдона - в течение определенного времени вычеркивать определенные буквы, расположенные в случайном порядке).

Вывод: память и внимание не могут быть причинами неуспеваемости.

В основе учебной деятельности лежит уровень сформированности мышления.

Психодиагност использует интеллектуальные тесты умственного развития для данного возраста.

- Неумение использовать преимущество своих природных динамических особенностей. Есть дети более медлительные, есть быстро утомляемые. Слабость и инертность нервной системы влекут за собой неуспеваемость.

Должны быть сформированы способы индивидуальной деятельности ребенка, индивидуальный стиль учебной работы.

Для их диагностики должны быть предусмотрены особые методики.

б) - отсутствие учебной мотивации: это не только интерес к учебе.

Учебная деятельность - полимотивирована (социальные мотивы учения - желание общаться, занять определенное место в обществе), познавательные мотивы и мотивация эгоистическая или престижная - быть первым, выделиться, быть особо любимым у учителя.

Методы: опросники, проективные методики.

4. Основная причина - несформированность мышления. Если не помочь ребенка, прогноз неблагоприятен, возможно, еще большее отставание.

5. Коррекция мышления при использовании коррекционных методов.