Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 25.04.24

Время: 06:38

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Курсовые Психология Различия эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков

Различия эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков

Пасмор Е.С. Москва, 2009

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. О девиантном поведении
    • 1.1 Анализ форм девиантного поведения
    • 1.2 Анализ причин девиантного поведения
  • Глава 2. Мотивационная, эмоциональная и интеллектуальные сферы эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков
    • 2.1 Мотивационная, эмоциональная и интеллектуальная сферы девиантных подростков
    • 2.2 Особенности мотивационной, эмоциональной и интеллектуальной сфер подростков, чьё поведение не отклоняется от социальных норм
    • 2.3 Теоретические аспекты эмоционального интеллекта: понятие, структура, особенности
  • Глава 3. Эмпирические аспекты изучения эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков
    • 3.1 Программа и методы изучения эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков
    • 3.2 Обработка и анализ результатов исследования
  • Заключение
  • Литература
  • Приложение 1. Таблицы результатов испытуемых группы девиантных и недевиантных подростков по методике оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холла
  • Приложение 2. Сводные таблицы обработанных данных
  • Приложение 3. Методика оценки эмоционального интеллекта Н.Холла

Введение.

Актуальность темы. Несмотря на то, что эмоциональный интеллект является довольно новой психологической концепцией, этот феномен признаётся всё большим числом исследователей. Составляющие эмоционального интеллекта важны и необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, развитие этих составляющих способствует личностному, а также профессиональному росту личности, влияя на его успешность в жизни. Но стоит отметить, что маленькое количество работ посвящено исследованию эмоционального интеллекта детей и подростков, объектами исследования чаще всего являются уже взрослые личности. Также неизвестны конкретные работы, направленные на исследование эмоционального интеллекта девиантных подростков.

Итак, актуальность данной работы можно свести к следующим пунктам:

  • Проблема изучения эмоционального интеллекта является новой для психологии, и её разработка ведётся с 1990 года;
  • Большей частью данная проблема рассматривается в рамках зарубежной психологии;
  • Объектами исследования в большинстве своём являются уже взрослые личности;
  • В отечественной психологии неизвестны конкретные работы, посвящённые исследованию эмоционального интеллекта девиантных подростков.

Объект исследования – девиантные и недевиантные подростки и их интеллектуальные, эмоциональные и мотивационные особенности.

Предмет исследования – особенности и структура эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков.

Цель работы: Изучение структуры и особенностей эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков.

Задачи работы:

  1. Анализ теоретических исследований по проблеме эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии.
  2. Изучение мотивационной, эмоциональной и интеллектуальной сферы девиантных подростков.
  3. Изучение мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сферы недевиантных подростков.
  4. Проведение эмпирического исследования эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков по методике Н.Холла – «Эмоциональный интеллект».

Гипотеза эмпирического исследования:

  1. Существуют различия в уровне общего показателя эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков.
  2. Существуют различия в уровнях различных шкал эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков.

Глава 1. О девиантном поведении.

Проблема девиантного поведения крайне важна и актуальна в настоящее время, учитывая общесистемный кризис нашего общества. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в последнее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои. Особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Таким образом, период подросткового и раннего юношеского возраста сегодня – один из наиболее сложных в социальном и психологическом отношении. Среди пограничных нервнопсихических расстройств в этих возрастах на первое место выдвинулись синдромы отклоняющегося, т.е. девиантного поведения.

Поэтому особый интерес, как для психологов-исследователей, так и для психологов-практиков представляет изучение девиантного поведения подростков. Это связано с тем, что подростковый возраст является периодом высокой сензитивности к изменениям социо-культурной ситуации и социальной ситуации развития. Именно в этом возрасте девиации поведения ребенка выходят за рамки семьи и школьного коллектива и впервые начинают представлять проблему, а иногда и угрозу для общества.

Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Его определяют как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов самоактуализации или отклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением. Это определение охватывает широкий круг расстройств: асоциальные действия (воровство и т.п.), постоянные конфликты, лживость, уходы из дома, бродяжничество, гомосексуализм, наркомания, преступления, связанные с насилием и т.д.

Таким образом, нарушения поведения имеют широкий спектр проявлений: от антидисциплинарного до деликвентного.

1.1 Анализ форм девиантного поведения.

В зависимости от происхождения выделяют несколько форм девиантного поведения:

  1. Девиантное поведение вследствие плохого воспитания
  2. Девиантность вследствие временного нарушения равновесия, уже и так неустойчивого («балансовая девиантность»):
    • ситуативная, социальная, обусловленная образованием
    • вследствие временной «запущенности»
  3. Первичная пубертатная девиантность
  4. Девиантность вследствие грубого интеллектуального дефекта, легастении, органических заболеваний и иных поражений головного мозга
  5. Девиантное поведение как симптом соматических заболеваний
  6. Девиантность в рамках психоза
  7. Девиантность в рамках невроза (невротическая)

Девиантные расстройства вследствие плохого воспитания и грубого интеллектуального дефекта, протекают в основном хронически, и терапевтические мероприятия в этих случаях недостаточно эффективны; в отличие от них расстройства вследствие временного нарушения равновесия и первичная пубертатная девиантность, лучше поддаются терапии.

1.2 Анализ причин отклоняющегося поведения.

В исследовании отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. В происхождении отклоняющегося поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершённостью развития личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Итак, в качестве основных психологических причин девиантного поведения выделяют причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами, причины социального и психологического характера, причины, обусловленные возрастными кризисами.

Особое место в объяснении возникновения и развития девиантного поведения занимает мотивация подростка.

Глава 2. Мотивационная, эмоциональная и интеллектуальные сферы эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков.

2.1 Мотивационная, эмоциональная и интеллектуальная сферы девиантных подростков.

Мотивационная сфера девиантных подростков.

Каковы же особенности мотивации девиантного поведения подростков? Каковы факторы изменений в мотивации поведения подростков-правонарушителей, приводящие к отклоняющемуся поведению, противоправным действиям и преступлениям?

Анализ исследований мотивации девиантного поведения показал, что данная проблема давно и плодотворно разрабатывается в рамках психологии. Установлены особенности мотивации девиантного поведения, свидетельствующие о типичных и индивидуальных деформациях в структуре мотивов, целей, потребностей, определены типы подростков на основе доминирующих в мотивации потребностей и мотивов, проведен сравнительный анализ мотивов по возрастному, половому и другим признакам, разработаны классификации мотиваций отдельных проявлений девиантного поведения (алкоголизма, проституции и др.).

Характерными особенностями мотивации девиантного поведения подростков являются:

  1. ослабление комплекса социально полезных потребностей;
  2. искусственный, извращенный или примитивный характер некоторых потребностей;
  3. нарушение равновесия между различными видами потребностей;
  4. распространенность потребности в самоутверждении, нередко имеющей извращенный характер (мотивы ложной престижности, мотивы корыстных преступлений, стремление выделиться среди окружающих иногда в чисто внешних, смешных или даже уродливых формах, хулиганские мотивы).

Мотивация девиантного поведения несовершеннолетних отличается от мотивации правомерного поведения не по форме, а по содержанию механизма, характеризуется наличием у девиантной личности глубокой нравственно-правовой деформации. Основу этой деформации составляют нарушения в системе потребностей. Исследование проблемы мотивации девиантного поведения позволило дать следующее определение этому понятию.

Мотивация девиантного поведения – это такая система целей, потребностей и мотивов, которая характеризуется дисгармоничностью, противоречивостью, деформированностью ее компонентов, побуждающих к асоциальным действиям и поступкам. Сущность мотивационной сферы подростка с девиантным поведением заключается, во-первых, в специфическом составе и соотношении целей, потребностей и мотивов (наличие мотивов асоциального поведения, потребностей в самоутверждении за счет противоправных действий, в доминировании аморальных ценностей), во-вторых, в корреляционных связях компонентов мотивации девиантного поведения с компонентами эмоциональной, волевой, экзистенциальной сфер и сферы саморегуляции. Деформированность мотивации поведения, с одной стороны, вызывает деформированность в проявлении названных сфер, а с другой, - обусловлена асоциальной направленностью компонентов этих сфер.

Исследования в рамках педагогики и психологии, социологии и медицины определили и классифицировали факторы, благоприятно и неблагоприятно воздействующие на мотивацию поведения девиантного подростка:

  • социальный фактор (социально-экономические, культурные, политические условия жизни человека);
  • психолого-педагогический фактор (семейное, школьное, профессиональное, дополнительное и т.п. воспитание);
  • индивидуальный и личностный фактор (психологические предпосылки, затрудняющие социальную адаптацию индивида).

Далее следует рассмотреть тесно связанную с мотивационной – эмоциональную сферу.

Эмоциональная сфера девиантных подростков.

Эмоции – психические процессы и состояния, связанные с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающие в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Эмоциональные реакции и поведение подростков, зависящие от социальных факторов и условий воспитания, также являются зависимыми от анатомо-физиологических перемен и изменений гормонального порядка. В этот период кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. При этом выражена неравномерность созревания различных органических систем. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывая возбуждающее влияние на центральную нервную систему. Происходящие изменения приводят к тому, что почти в 8-11 раз повышается утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков.

Подростки с отклоняющимся от действующих социальных норм поведением в своей эмоциональной сфере подвержены эмоциональной лабильности, часто такие подростки неустойчивы в своих эмоциональных состояниях, у них происходит быстрая смена одних эмоций другими. Девиантным подросткам присуща низкая фрустрационная толерантность, т. е. им трудно выработать устойчивые формы эмоционального реагирования, находясь в фрустрационной ситуации. Также такие подростки подвержены быстрому возникновению тревоги и депрессии.

И мотивационная, и эмоциональная сферы, безусловно связаны с интеллектуальной.

Интеллектуальная сфера девиантных подростков.

Понятие «интеллект» можно охарактеризовать как общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем, т.е. это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели.

В интеллектуальной сфере девиантных подростков наблюдается нарушение построения заключений, неумение сосредотачиваться, переключаться, наличие «глобальных» выводов, формирование выводов при отсутствии доводов в их поддержку и перфекционизм.

Далее следует рассмотреть тесно связанную с интеллектуальной, мотивационную сферу девиантных подростков

2.2 Особенности мотивационной, эмоциональной и интеллектуальной сфер подростков, чьё поведение не отклоняется от социальных норм.

Мотивационная сфера недевиантных подростков.

В подростковый период в мотивационной сфере человека происходят кардинальные изменения. Эти изменения носят как количественный, так и качественный характер. Выстраивается иерархическая структура мотивов. Иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

С развитием процессов самосознания наблюдается качественные изменения мотивов, они становятся более устойчивыми, многие интересы принимают характер стойкого увлечения. Мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели.

Главная задача подросткового возраста – обретение взрослости как в физиологическом, так и в социальном плане.

Формирование чувства личной идентичности – одно из важнейших новообразований у подростков, она включает: телесную, профессиональную, идеологическую и моральную идентичность. В поисках своей идентичности подросток стремится эмансипироваться от родителей. Обретение автономии в переходном возрасте предполагает:

  • эмоциональную эмансипацию, т.е. освобождение его от тех эмоциональных отношений, которые образовались у него в раннем детстве;
  • формирование интеллектуальной независимости, т.е. способности мыслить самостоятельно, критически, способность самостоятельно принимать решения;
  • поведенческую автономию, которая проявляется в самых различных областях жизни подростков – от выбора стиля одежды, круга общения, способов времяпровождения до выбора профессии.

От мотивационной сферы можно перейти к эмоциональной.

Эмоциональная сфера недевиантных подростков.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые “чистые” эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Одним из самых важных моментов в развитии подростка является формирование у него в эмоциональной сфере самоосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, к своим внутренним эмоциональным переживаниям, к качествам собственной личности, потребность самооценки, сопоставления себя с другими людьми.

Также эмоции играют крайне важную роль в межличностных отношениях подростков, в этот период очень ярко проявляется эмоциональное стремление к общению. Развитие подростка в этой области будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения представлены ему в семье. Безусловно на ранних этапах развития важны взаимодействия ребёнка со своими близкими. Общение в семье позволяет подростку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Взаимоотношения подростка с родителями, а также с братьями и сестрами являются для него важными средствами пробного использования собственных представлений и проработки отношений с другими. При этом важна не только вербальная сторона, ведь общение включает также передачу эмоций и отношений с помощью жестов, мимики и позы. В подростковом возрасте происходит переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, равных по положению. Потребность в общении со сверстниками важна, как специфический вид межличностных отношений кардинально отличающийся от общения «подросток-взрослый». Также данное общение является особенным видом эмоционального контакта. В сознании групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального

благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных товарищей? Ответ на этот вопрос имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Утверждение о повышенной эмоциональной возбудимости и реактивности переходного возраста мало у кого вызывает сомнение. Можно считать, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физических процессах. Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки.

Развитие эмоциональной компетентности в подростковом возрасте обусловлено выраженной потребностью в эмоциональном благополучии и включает развитие способности к эмпатии, умения дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтроля и самомотивации.

Итак, эмпатия (от греч. empatheia – «сопереживание») – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Эмпатия – является феноменом социально-психологическим, т.к. возникает при взаимодействии человека с человеком, животным при восприятии произведений искусства. Как индивидуально-психологическое свойство эмпатия характеризует такую способность человека как сопереживание и сочувствие.

Можно сказать, что эмпатия составляет ядро коммуникации. В коммуникации она обеспечивает сбалансированность межличностных отношений, делает общение и поведение человека социально-обусловленным. Развитая эмпатия, по мнению многих авторов, является одним из важнейших факторов успеха индивида в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнёра по общению: в психологии, педагогике, искусстве, медицине, журналистике и т.д.

Эмпатия является одним из факторов выживания, врождённым свойством человека. Развитое чувство эмпатии блокирует жестокость, агрессию, помогает лучше понять окружающий мир. К тому же в эмпатии – корень альтруизма.

На сегодняшний день экспериментально подтвержден тот факт, что 90% эмоциональной информации при общении передается не словами. При этом опыты показали, что такие невербальные факторы, как мимика, жесты также не играют решающей роли. Огромное значение имеют косвенные признаки, которые запускают механизм эмпатии.

Наиболее подробно и понятно описывает феномен эмпатии К. Роджерс. «Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят».

Из слов Роджерса видно, что эмпатия – свойство достаточно развитой личности. И можно таким образом предположить, что показатели эмпатии изменяются у человека с возрастом, однако всё же можно говорить и об индивидуальных и о гендерных различиях в уровне эмпатии. Можно с уверенностью сказать, что уровень эмпатии выше у женщин, нежели у мужчин и такое статистически достоверное различие было обнаружено уже у подростков (13-14 лет), а также, что чем старше человек становится, тем выше его уровень эмпатии.

Управление своими эмоциями

Управление эмоциями тесно связано с их осознанием. Эмоциями необходимо уметь управлять, т.к. излишек эмоционального реагирования может принести вред как деятельности человека, так и его психофизическому состоянию (деструктивная роль эмоций). При этом не так важно какие эмоции действуют излишне долго или излишне сильно – положительные или отрицательные. Это всеобщее заблуждение, что деструктивной функцией обладают только отрицательные эмоции. Любая эмоция имеет в своей составляющей психо-вегетативный компонент. Действуя долго на организм (хроническая грусть, депрессия, навязчивое чувство страха и т.п.) или чересчур сильно (пусть и короткий временной отрезок), эмоции способны вызвать стойкие и порой даже необратимые изменения в организме, в редких случаях даже не совместимые с жизнью. Из этого положения многими авторами предложены психосоматические теории возникновения заболеваний, и существует целая наука психосоматика, занимающаяся этими вопросами.

Однако в управлении эмоциями важно не только избегать и уметь снимать пиковые эмоции, которые могут нанести вред и физическому состоянию человека и его отношениям с окружающими, но не допустить другой крайности. Как отмечает Андреева И.Н., в отличие от эмоционально благополучных личностей, у людей с эмоциональными расстройствами обнаруживается более высокий уровень алекситемии (элиминирования эмоций, запрета на выражение чувств).

Изард К.Э. отмечал важность единства переживания и выражения эмоции, и влияние этого единства на успешность взаимодействия ребёнка с окружающими людьми. Таким образом, крайне важно индивиду обладать навыками управления эмоциональными состояниями, оценкой их адекватности и саморегуляцией. Эти навыки, бесспорно, занимают своё место в структуре эмоционального интеллекта.

Самомотивация

Эмоции тесно связаны с мотивацией, хотя не тождественны. Стремление достигнуть чего-либо ради поставленной цели, а не просто способность реагировать на те или иные виды поощрений, предлагаемые извне, является таким видом мотивации, который существенно необходим успешному человеку. Активный выбор целей и средств для удовлетворения своих потребностей в соответствии со своими эмоциональными оценками и переживаниями, вот то, чем обладает человек с развитым эмоциональным интеллектом.

Необходимо поставить эмоции на службу целям, если человек добивается концентрации внимания, создания мотивировок своей деятельности и развития навыков. Эмоциональный самоконтроль, как умение сдерживать импульсивность и откладывать удовольствие, может способствовать или помешать существованию у человека мотивации к достижению некого результата, которая позволяет ему смотреть на обстоятельства с точки зрения конечной цели. Это способность находиться в том эмоциональном состоянии, которое является наиболее подходящим для благополучного решения задачи, какой бы она не была.

Эта особенность эмоционального интеллекта тесно связана с уровнем развития внутриличностного интеллекта.

Интеллектуальная сфера недевиантных подростков.

В подростковый период продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление, операции становятся формально-логическими. Л.С. Выготский и Ж. Пиаже особое внимание обращают на овладение подростком процессом образования понятий, который ведёт к высшей форме интеллектуальной деятельности и новым способам поведения. Выготский отмечает, что именно образование понятий ведёт к пониманию действительности, пониманию других и себя. Подросток начинает рассуждать об идеалах, будущем, создаёт свои теории, приобретает более глубокий взгляд на мир, формируются основы мировоззрения. Память и восприятие также интеллектуализируются. А воображение, сближаясь с теоретическим мышлением, даёт импульс к творчеству.

Широта интеллектуальных интересов подростков часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода.

Мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы можно объединить в понятии «эмоциональный интеллект».

2.3 Эмоциональный интеллект: понятие, структура, особенности.

Данное понятие является достаточно новым и определяется как группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Таким образом, способность распознавать, понимать и вызывать чувства и эмоции вполне можно отнести к интеллектуальной деятельности, с другой стороны эмоциональные реакции не менее важны для адаптации человека, чем умственная активность. Ещё в прошлом веке Л.С. Выготский установил связь между эмоциями человека и его мышлением. «Мы начинаем понимать, что мышление само возникает только на инстинктивной и эмоциональной базе и направляется именно силами последней. Установление эмоционального и активного характера мышления представляет едва ли не важнейшее завоевание психологии последних десятилетий. С особой настойчивостью выдвигается и подчёркивается обстоятельство, что мысль всегда означает необычайную заинтересованность организма в том или ином явлении, что мышлению присущ активный и волевой характер, что в своём течении мысли подчиняются не механическим законам ассоциации и не логическим законам достоверности, но психологическим законам эмоций». Задолго до зарубежных авторов он указал на совместную работу интеллектуальных и эмоционально-волевых сфер личности человека по обеспечению успешного функционирования и адаптации человека в окружающей среде. В ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания. В соответствии с данным подходом к пониманию эмоций и стало возможным появление категории «эмоциональный интеллект».

В 1990 году с выходом в свет термина «эмоциональный интеллект», предложенного Питером Саловеем (Peter Salovey) и Джоном Майером (John Mayer), появилась теоретическая концепция эмоционального интеллекта, которая активно развивается в рамках зарубежной и отечественной психологии.

Итак, по определению Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, в рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие эмоционального интеллекта:

  • восприятие и выражение эмоций
  • повышение эффективности мышления с помощью эмоций
  • понимание своих и чужих эмоций
  • управление эмоциями

Эта иерархия основывается на следующих принципах: Способности распознавать и выражать эмоции — основа порождения эмоций для решения конкретных задач, носящих процедурный характер. Эти два класса способностей (распознавать и выражать эмоции и использовать их в решении задач) являются основой для внешне проявляемой способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции не только собственных, но и чужих эмоций.

Своей необычайной популярностью эта концепция обязана работе Дэниела Гоулмена (Daniel Goleman), который в 1995 году выпустил монографию «Эмоциональный интеллект», задача которой была популяризировать данное понятие и дать общий обзор уже проведённых исследований в этой области.

Дэниел Гоулмен, как и другие исследователи (Gardner; Sternberg), доказал, что тесты на уровень IQ и им подобные, например Тесты школьных оценок (SATs), не могут точно предсказать, кто добьется в жизни больших успехов. Он выд­винул предположение, что около 80% успеха, который не определяется теста­ми на IQ, обусловлено другими свойствами, одним из которых является эмоцио­нальный интеллект. Под ним он понимал «такие способности, как самомотивация и устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками и умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не да­вать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться».

Интересным представляется обоснование концепции с анатомической и физиологической точки зрения, которое предложил автор. В своих работах он пишет о том, что нейронные системы, отвечающие за интеллект и эмоции, конечно, разделены, но взаимосвязаны. И схематично он демонстрирует нейронную основу эмоционального интеллекта, ссылаясь на работы по исследованию зрительного анализатора ЛеДокса (LeDoux). Исследования этого автора показали, что сенсорный сигнал от сетчатки глаза идёт сперва в таламус, а затем, через единственный синапс в миндалевидное тело (миндалина). Второй сигнал из таламуса следует в неокортекс – думающий мозг. Это разветвление позволяет миндалине начать ответ раньше неокортекса, который обрабатывает поступившую информацию ещё в нескольких областях мозга до такого состояния, когда она будет полностью воспринята и осознана и на неё будет выработан соответствующий ответ.

Гоулмен в своей монографии утверждает, что это открытие ЛеДокса поистине революционно для понимания эмоциональной жизни человека, потому что оно первое открыло нейронный путь эмоций, который опережает и, по сути, игнорирует неокортекс, т.е. думающий мозг. Те чувства, что возникают, проходя через миндалину, являются наиболее сильными и примитивными. И этот обходной путь эмоций может многое объяснить, например, почему эмоции обладают такой силой и с лёгкостью подавляют рациональное начало в человеке.

По мнению Гоулмена, эмоциональный интеллект состоит из следующих компонентов: личной компетентности и социальной компетентности. Под личной компетентностью он подразумевал понимание себя, саморегуляцию и мотивацию, под социальной – успешность в установлении взаимоотношений и эмпатию.

Концепция эмоционального интеллекта Ровена Бар-Она (Reuven Bar-On)

В то время как имя Гоулмена связано, скорее, с популяризацией понятия эмоциональный интеллект, не меньший вклад в изучение этого явления внёс такой учёный как Ровен Бар-Он, который придумал и создал доступный с коммерческой точки зрения опросник для оценки эмоционального интеллекта. Заметно, что концепция Бар-Она не сильно отличается от подхода Гоулмена, в которой он также опирается на личностные особенности.

Бар-Он характеризует эмоциональный интеллект как «совокупность не когнитивных способностей, знаний и навыков, влияющих на способность успешно справляться с требованиями и давлением окружающей среды».

Следует остановится на подходе Н. Холла. Составляющими эмоционального интеллекта с его точки зрения являются:

  • Эмоциональная осведомлённость
  • Управление эмоциями
  • Самомотивация
  • Эмпатия
  • Распознавание эмоций других людей

Глава 3. Эмпирические аспекты изучения эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков

3.1. Программа и методы изучения эмоционального интеллекта подростков.

Данное исследование можно охарактеризовать как теоретико-прикладное. Исследование направлено на исследование эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков. Интерпретация и объяснение полученных данных ориентирована на решение проблемы успешности подростка в общении и учебной деятельности. Практические рекомендации направлены на оптимизацию психологической поддержки школьника в подростковом возрасте.

Проблемная ситуация

Феномен эмоционального интеллекта признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Безусловно, важно и необходимо развитие составляющих эмоционального интеллекта, как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту личности. Однако до сих пор мало работ посвящено исследованию эмоционального интеллекта детей и подростков, а так же изучению его структуры и особенностей в различные возрастные периоды.

Одна из сторон проблемы – раскрыть сущность эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков. Сравнить особенности эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков.

Объект исследования – интеллектуальная, эмоциональная и мотивационная сферы девиантных и недевиантных подростков.

Предмет исследования – эмоциональный интеллект девиантных и недевиантных подростков и его особенности.

Постановка целей и задач исследования

Цель исследования – изучить эмоциональный интеллект и его особенности у девиантных и недевиантных подростков.

Задачи исследования:

  1. измерить эмоциональный интеллект девиантных подростков по методике Н. Холла;
  2. измерить эмоциональный интеллект недевиантных подростков по методике Н. Холла;
  3. провести статистическую обработку данных, которая включает в себя анализ и сравнение значений составляющих эмоционального интеллекта и общего значения уровня эмоционального интеллекта у девиантных и недевиантных подростков;
  4. проверка гипотезы исследования.

Выборка

В качестве испытуемых выступили учащиеся Московской специальной школы № 8 и учащиеся разных общеобразовательных школ г. Москвы. Всего: 24, из которых 12 девиантных и 12 недевиантных подростков. Возраст испытуемых на момент исследования 11-16 лет. Испытуемым были присвоены личные номера. Эти номера сохраняются при обработке и обсуждении результатов исследования.

Основные процедуры и методы исследования

В данном эмпирическом исследовании использовался опросник, который дал возможность выявить понимание подростками эмоционального интеллекта и его составляющих. Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

  1. эмоциональная осведомлённость;
  2. управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость);
  3. самомотивация;
  4. эмпатия;
  5. распознавание эмоций других людей.

Инструкция: Ниже Вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают стороны Вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки Ваших ответов:

  • Полностью не согласен (-3 балла);
  • В основном не согласен (-2 балла);
  • Отчасти не согласен (-1 балл);
  • Отчасти согласен (1 балл);
  • В основном согласен (2 балла);
  • Полностью согласен (3 балла).

В качестве результатов нами были получены баллы по каждой из шкал, которые соответствуют пяти составляющим эмоционального интеллекта и суммарный балл по всем шкалам, который соответствует общему показателю эмоционального интеллекта испытуемого.

Результаты

Результаты методик были организованы в таблицы и представлены в приложении 1.

3.2 Обработка и анализ результатов исследования

Интегративный уровень эмоционального интеллекта в группе девиантных подростков принимал значения от 10 до 89, а в группе недевиантных подростков от -13 до 53.

Для статистической обработки данных были использованы двухвыборочные критерий Манна-Уитни и t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

Критерий Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя выборками. Первой выборкой называется тот ряд значений, в котором значения, по предварительной оценке, выше, а второй выборкой – тот, где они предположительно ниже. Чем меньше область перекрывающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Эмпирическое значение критерия U отражает то, на сколько велика зона совпадений между выборками. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.

Гипотезы

H0: уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1.

H1: уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.

t-критерий Стьюдента для независимых переменных является наиболее часто используемым методом обнаружения различия между средними двух выборок. Также важно, что t-критерий может применяться, даже если размеры выборок очень небольшие (как, например, в данном случае – 12 человек в каждой выборке).

Нулевая гипотеза - H0 (средние двух выборок равны) отвергается в том случае, когда рассчитанная величина t-критерия больше, чем его критическое значение, при заданном уровне значимости t. В противном случае отвергается H1 (средние двух выборок не равны).

Критический уровень при p=0,95 равен 2.1009.

Интегративный уровень:

В группе девиантных подростков значения изменялись от 10 до 89, в группе недевиантных подростков от -13 до 53.

Таблица 1. Критерий Манна-Уитни для показателя интегративного уровня эмоционального интеллекта испытуемых.

группа среднее значение уровня
девиантные подростки 36,5
недевиантные подростки 27,5
U=63
U0,05=42, U0,01=31

Эмпирическое значение U больше, чем критическое. Таким образом, в данном случае нет статистически значимых различий в показателях интегративного уровня эмоционального интеллекта в разных группах испытуемых.

t-критерий Стьюдента для интегративного уровня эмоционального интеллекта испытуемых.

t=1,065501278

Рассчитанная величина t-критерия меньше, чем его критическое значение, то есть, нет статистически значимых различий между средними двух выборок.

Эмоциональная осведомлённость:

В группе девиантных подростков значения изменялись от -10 до 18, в группе недевиантных подростков от 3 до 15.

Таблица 2. Критерий Манна-Уитни для показателя уровня эмоциональной осведомлённости.

группа среднее значение уровня
девиантные подростки 6,5
недевиантные подростки 9,5
U=42
U0,05=42, U0,01=31

Эмпирическое значение U равно критическому U0,05. Таким образом, можно сказать, что статистически значимые различия в показателях уровня эмоциональной осведомлённости в разных группах испытуемых присутствуют. То есть, уровень эмоциональной осведомлённости недевиантных подростков ниже уровня девиантных подростков.

t-критерий Стьюдента для показателя уровня эмоциональной осведомлённости.

t=0,58221

Рассчитанная величина t-критерия меньше, чем его критическое значение, то есть, нет статистически значимых различий между средними двух выборок.

Управление своими эмоциями:

В группе девиантных подростков значения изменялись от -6 до 18, в группе недевиантных подростков от -13 до 9.

Таблица 3. Критерий Манна-Уитни для показателя уровня управления своими эмоциями.

группа среднее значение уровня
девиантные подростки 6,4
недевиантные подростки -1
U=110
U0,05=42, U0,01=31

Эмпирическое значение U больше, чем критическое. Таким образом, в данном случае нет статистически значимых различий в показателях уровня управления своими эмоциями в разных группах испытуемых.

t-критерий Стьюдента для показателя уровня управления своими эмоциями.

t= 2,66067075

Рассчитанная величина t-критерия больше, чем его критическое значение, то есть, статистически значимые различия между средними двух выборок присутствуют.

Самомотивация:

В группе девиантных подростков значения изменялись от 1 до 18, в группе недевиантных подростков от -6 до 15.

Таблица 4. Критерий Манна-Уитни для показателя уровня самомотивации.

группа среднее значение уровня
девиантные подростки 9,9
недевиантные подростки 6,8
U=89.5
U0,05=42, U0,01=31

Эмпирическое значение U больше, чем критическое. Таким образом, в данном случае нет статистически значимых различий в показателях уровня самомотивации в разных группах испытуемых.

t-критерий Стьюдента для показателя уровня самомотивации.

t= 1,222125332

Рассчитанная величина t-критерия меньше, чем его критическое значение, то есть, нет статистически значимых различий между средними двух выборок.

Эмпатия:

В группе девиантных подростков значения изменялись от -4 до 18, в группе недевиантных подростков от -1 до 14.

Таблица 5. Критерий Манна-Уитни для показателя уровня эмпатии.

группа среднее значение уровня
девиантные подростки 7,4
недевиантные подростки 7,5
U=71.5
U0,05=42, U0,01=31

Эмпирическое значение U больше, чем критическое. Таким образом, в данном случае нет статистически значимых различий в показателях уровня эмпатии в разных группах испытуемых.

t-критерий Стьюдента для показателя уровня эмпатии.

t= 0,03581

Рассчитанная величина t-критерия меньше, чем его критическое значение, то есть, нет статистически значимых различий между средними двух выборок.

Распознавание эмоций других людей:

В группе девиантных подростков значения изменялись от -11 до 17, в группе недевиантных подростков от -5 до 14.

Таблица 6. Критерий Манна-Уитни для показателя уровня распознавания эмоций других людей.

группа среднее значение уровня
девиантные подростки 5,3
недевиантные подростки 5,3
U=77
U0,05=42, U0,01=31

Эмпирическое значение U больше, чем критическое. Таким образом, в данном случае нет статистически значимых различий в показателях уровня распознавания эмоций других людей в разных группах испытуемых.

t-критерий Стьюдента для показателя уровня распознавания эмоций других людей.

t= 0

Рассчитанная величина t-критерия меньше, чем его критическое значение, то есть, нет статистически значимых различий между средними двух выборок.

Заключение

Проанализировав литературные источники, можно прийти к следующим выводам:

  1. эмоциональный интеллект можно соотнести с такими понятиями как «интеллект» и «эмоции» и представить в структуре интеллектуально-эмоциональной личности человека;
  2. эмоциональный интеллект как категория имеет сложную структуру, которая по-разному рассматривается авторами.
  3. большинство учёных соглашаются с тем, что составляющими эмоционального интеллекта являются: осознание своих чувств, эмоциональная осведомлённость; управление своими чувствами, эмпатия, самомотивация и распознавание эмоций и чувств других людей.
  4. были проанализированы особенности эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков.

Проведённое эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков, позволило сделать следующие выводы:

  1. Анализ общего показателя эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков позволил сделать вывод о том, что статистически значимые отличия между этими двумя группами подростков отсутствуют.
  2. Найдены статистически достоверные различия по шкале «эмоциональная осведомлённость». Уровень эмоциональной осведомлённости недевиантных подростков ниже уровня девиантных подростков.

Литература

  1. Алдер Г. Техника развития интеллекта. – СПб.: Питер, 2001.
  2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл; Издательский центр Академия, 2004.
  3. Гоулман Дэниэл Эмоциональный интеллект. - Москва, 2009
  4. Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков. - выпускная квалификационная работа магистра – Москва, 2006
  5. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков, СПб, Речь, 2005
  6. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб: Союз, 1992
  7. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб. 1999.
  8. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. М., Творческий центр, 2004
  9. Психология подростка. Полное руководство./ Под ред. А.А. Реана, СПб: Прайм-Еврознак, 2003
  10. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии - СПб, 2001
  11. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения. М. Владос, 2004
  12. Шнейдер Л.Б Девиантное поведение детей и подростков. М. Академический проект 2005

Приложение 1.

Таблица 1. Результаты испытуемых группы девиантных подростков по методике оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холла.



Шкала «Эмоциональная осведомлённость» Шкала «Управление своими эмоциями» Шкала «Самомотивация» Шкала «Эмпатия» Шкала «Распознавание эмоций других людей» Интегративный уровень
1 -10 баллов 10 баллов 14 баллов -1 балл -3 балла 10 баллов
2 13 баллов 1 балл 13 баллов 9 баллов -11 баллов 25 баллов
3 16 баллов -6 баллов 4 балла 12 баллов 14 баллов 40 баллов
4 3 балла 1 балл 2 балла 2 балла 4 балла 12 баллов
5 13 баллов 10 баллов 14 баллов 14 баллов 13 баллов 64 балла
6 2 балла 13 баллов 16 баллов 7 баллов 8 баллов 46 баллов
7 18 баллов 18 баллов 18 баллов 18 баллов 17 баллов 89 баллов
8 2 балла 16 баллов 13 баллов 1 балл 3 балла 35 баллов
9 12 баллов 3 балла 5 баллов -4 балла 3 балла 19 баллов
10 2 балла 6 баллов 1 балл 6 баллов 1 балл 16 баллов
11 8 баллов 5 баллов 15 баллов 15 баллов 15 баллов 58 баллов
12 10 баллов 0 баллов 4 балла 10 баллов 0 баллов 24 балла

Таблица 2. Результаты испытуемых группы недевиантных подростков по методике оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холла.



Шкала «Эмоциональная осведомлённость» Шкала «Управление своими эмоциями» Шкала «Самомотивация» Шкала «Эмпатия» Шкала «Распознавание эмоций других людей» Интегративный уровень
1 3 балла -8 баллов 10 баллов 11 баллов 8 баллов 24 балла
2 10 баллов -9 баллов -4 балла 14 баллов 14 баллов 25 баллов
3 5 баллов -1 балл 8 баллов 2 балла 2 балла 16 баллов
4 10 баллов 2 балла 7 баллов 4 балла 0 баллов 23 балла
5 10 баллов 0 баллов 15 баллов 12 баллов 12 баллов 49 баллов
6 6 баллов 5 баллов 5 баллов 7 баллов 6 баллов 29 баллов
7 12 баллов 6 баллов 12 баллов 11 баллов 12 баллов 53 балла
8 13 баллов 9 баллов 12 баллов 8 баллов 9 баллов 51 балл
9 15 баллов 1 балл 15 баллов 7 баллов -1 балл 37 баллов
10 12 баллов -13 баллов 4 балла 13 баллов 10 баллов 26 баллов
11 5 баллов 5 баллов 4 балла -1 балл -3 балла 10 баллов
12 5 баллов -9 баллов -6 балла 2 балла -5 баллов -13 баллов

Приложение 2

Таблица1. Критерий Манна-Уитни для показателя интегративного уровня эмоционального интеллекта испытуемых.


Девиантные подростки Недевиантные подростки
интегративный уровень ранг интегративный уровень ранг


-13 1


10 2,5
10 2,5

12 4



16 5,5
16 5,5

19 7



23 8


24 9,5
24 9,5

25 11,5



25 11,5


26 13


29 14
35 15



37 16
40 17

46 18



49 19


51 20


53 21
58 22

64 23

89 24

суммы
159
141
среднее 36,5
27,5

U 63

Таблица 2. t-критерий Стьюдента для интегративного уровня эмоционального интеллекта испытуемых.


Девиантные подростки Недевиантные подростки
баллы (x-xср.)^2 баллы (x-xср.)^2
10 702,25 24 12,25
25 132,25 25 6,25
40 12,25 16 132,25
12 600,25 23 20,25
64 756,25 49 462,25
46 90,25 29 2,25
89 2756,25 53 650,25
35 2,25 51 552,25
19 306,25 37 90,25
16 420,25 26 2,25
58 462,25 10 306,25
24 156,25 -13 1640,25
среднее 36,5
27,5
σ
23,08859747
17,974519
t 1,065501278


Таблица 3. Критерий Манна-Уитни для показателя уровня эмоциональной осведомлённости.


























Девиантные подростки Недевиантные подростки
эмоциональная осведомленность ранг эмоциональная осведомленность ранг
-10 1

2 3

2 3

2 3

3 5,5



3 5,5


5 8


5 8


5 8


6 10
8 11

10 13,5



10 13,5


10 13,5


10 13,5
12 17



12 17


12 17
13 20

13 20



13 20


15 22
16 23 18 24
сумма
120
180
среднее 6,454545455
9,538461538

U 42

Таблица 4. t-критерий Стьюдента для показателя уровня эмоциональной осведомлённости.















Девиантные подростки Недевиантные подростки
баллы (x-xср.)^2 баллы (x-xср.)^2
-10 303,34 3 34,03
13 31,17 10 1,36
16 73,67 5 14,69
3 19,51 10 1,36
13 31,17 10 1,36
2 29,34 6 8,03
18 112,01 12 10,03
2 29,34 13 17,36
12 21,01 15 38,03
2 29,34 12 10,03
8 0,34 5 14,69
10 6,67 5 14,69
среднее 7,416667
8,833333
σ
7,565914059
3,715582802
t -0,58221


Таблица 5. Критерий Манна-Уитни для показателя уровня управления своими эмоциями.



























Девиантные подростки Недевиантные подростки
управление своими эмоциями ранг управление своими эмоциями ранг


-13 1


-9 2,5


-9 2,5


-8 4
-6 5



-1 6


0 7,5
0 7,5

1 10

1 10



1 10


2 12
3 13

5 15



5 15


5 15


6 17,5
6 17,5



9 19
10 20,5

10 20,5

13 22

16 23

18 24

сумма
188
112
среднее 6,416666667
-1

U 110

Таблица 6. t-критерий Стьюдента для показателя уровня управления своими эмоциями.















Девиантные подростки Недевиантные подростки
баллы (x-xср.)^2 баллы (x-xср.)^2
10 12,84 -8 49,00
1 29,34 -9 64,00
-6 154,17 -1 0,00
1 29,34 2 9,00
10 12,84 0 1,00
13 43,34 5 36,00
18 134,17 6 49,00
16 91,84 9 100,00
3 11,67 1 4,00
6 0,17 -13 144,00
5 2,01 5 36,00
0 41,17 -9 64,00
среднее 6,416666667
-1
σ
6,849067252
6,806859286
t 2,66067075


Таблица 7. Критерий Манна-Уитни для показателя уровня самомотивации.



























Девиантные подростки Недевиантные подростки
Самомотивация ранг Самомотивация ранг


-6 1


-4 2
1 3

2 4

4 6,5

4 6,5



4 6,5


4 6,5


5 9,5
5 9,5



7 11


8 12


10 13


12 14,5


12 14,5
13 16,5

13 16,5

14 18,5

14 18,5



15 21


15 21
15 21

16 23

18 24

сумма
167,5
132,5
среднее 9,916666667
6,833333333

U 89,5

Таблица 8. t-критерий Стьюдента для показателя уровня самомотивации.















Девиантные подростки Недевиантные подростки
баллы (x-xср.)^2 баллы (x-xср.)^2
14 16,67 10 10,03
13 9,51 -4 117,36
4 35,01 8 1,36
2 62,67 7 0,03
14 16,67 15 66,69
16 37,01 5 3,36
18 65,34 12 26,69
13 9,51 12 26,69
5 24,17 15 66,69
1 79,51 4 8,03
15 25,84 4 8,03
4 35,01 -6 164,69
среднее 9,916666667
6,833333
σ
5,894324012
6,452820228
t 1,222125332


Таблица 9. Критерий Манна-Уитни для показателя уровня эмпатии.


Девиантные подростки Недевиантные подростки
эмпатия ранг эмпатия ранг
-4 1

-1 2,5



-1 2,5
1 4

2 6



2 6


2 6


4 8
6 9

7 11



7 11


7 11


8 13
9 14

10 15



11 16,5


11 16,5
12 18,5



12 18,5


13 20
14 21,5



14 21,5
15 23

18 24

Сумма
149,5
150,5
среднее 7,416667
7,5

U 71,5

Таблица 10. t-критерий Стьюдента для показателя уровня эмпатии.















Девиантные подростки Недевиантные подростки
баллы (x-xср.)^2 баллы (x-xср.)^2
-1 70,84 11 12,25
9 2,51 14 42,25
12 21,01 2 30,25
2 29,34 4 12,25
14 43,34 12 20,25
7 0,17 7 0,25
18 112,01 11 12,25
1 41,17 8 0,25
-4 130,34 7 0,25
6 2,01 13 30,25
15 57,51 -1 72,25
10 6,67 2 30,25
среднее 7,416667
7,5
σ
6,563260538
4,681523968
t -0,03581


Таблица 11. Критерий Манна-Уитни для показателя уровня распознавания эмоций других людей.



























Девиантные подростки Недевиантные подростки
распознавание эмоций ранг распознавание эмоций ранг
-11 1



-5 2
-3 3,5



-3 3,5


-1 5
0 6,5



0 6,5
1 8



2 9
3 10,5

3 10,5

4 12



6 13
8 14,5



8 14,5


9 16


10 17


12 18,5


12 18,5
13 20



14 21,5
14 21,5

15 23

17 24

сумма
155
145
среднее 5,333333333
5,333333333

U 77

Таблица 12. t-критерий Стьюдента для показателя уровня распознавания эмоций других людей.















Девиантные подростки Недевиантные подростки
баллы (x-xср.)^2 баллы (x-xср.)^2
-3 69,44 8 7,11
-11 266,78 14 75,11
14 75,11 2 11,11
4 1,78 0 28,44
13 58,78 12 44,44
8 7,11 6 0,44
17 136,11 12 44,44
3 5,44 9 13,44
3 5,44 -1 40,11
1 18,78 10 21,78
15 93,44 -3 69,44
0 28,44 -5 106,78
среднее 5,333333
5,333333
σ
7,993052539
6,209312003
t 0


Приложение 3.

Методика Н.Холла на определение уровня Эмоционального Интеллекта.

Уважаемый респондент!

Укажите, пожалуйста, Ваши:

Фамилия, Имя________________________________________________________

Инструкция.

Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.

Обозначение баллов:

  • Полностью не согласен (-3 балла).
  • В основном не согласен (-2 балла).
  • Отчасти не согласен (-1 балл).
  • Отчасти согласен (+1 балл).
  • В основном согласен (+2 балла).
  • Полностью согласен (+3 балла).
Высказывание Балл (степень согласия)
-3 -2 -1 +1 +2 +3
1 Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.





2 Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.





3 Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.





4 Я способен наблюдать изменение своих чувств.





5 Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.





6 Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.





7 Я слежу за тем, как я себя чувствую.





8 После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.





9 Я способен выслушивать проблемы других людей.





10 Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.





11 Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.





12 Я могу действовать успокаивающе на других людей.





13 Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.





14 Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.





15 Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.





16 Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.





17 Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.





18 Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.





19 Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».





20 Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.





21 Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.





22 Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.





23 Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.





24 Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.





25 Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.





26 Я способен улучшить настроение других людей.





27 Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.





28 Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.





29 Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.





30 Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.