На главную Лекции Рефераты Билеты Дипломы Аспирантура Статьи
Ответы на билеты по философии

 

18. Иерархический персонализм Николая Онуфриевича Лосского (1870-1965).

Русский философ-идеалист. Был профессором Петербургского университета. С 1922 г – в эмиграции. До 1942 года жил и преподавал в Пражском университете. В 1947 г. стал профессором Русской духовной академии в Нью-Йорке. Закончил жизнь в Париже.

Знание не может быть разделено на разные начала. Мироощущение также цельно, как и сам мир. Это гносеологический аспект. Гносеология, или теория познания изучает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности. Антологический аспект. Он называет себя персоналистом. Это точка зрения, где любое рассматриваемое явление представляется не как сумма отдельных веществ, а как мир, как сумма, результат действия определенных личностных начал. Некий волевой импульс, индивидуально качественно неповторимый. Это есть персонализм. Личностные начала он называет субстанциональный деятель. Пытается отвлечься от понятия "Я". Деятель, как нечто волевое. Субстанциональные – эти деятели сами являются субстанцией, не имея основания. Мир – множество начал таких субстанций. Сравнивает с монадами Лейбница. Монада – неповторимое начало. Монады не активны, а субстанции – активны и самостоятельны. Их активность – причина мироздания. Из вне никакая энергия не нужна.

Персонализм. Общество – это сочетание неповторимых человеческих "Я". Все законы являются результатом соустремления человеческого "Я". Если устремлений нет, то нет и законов. Все многообразие предметов, есть продукты воли. Импульс воли он называет субстанциональной деятельностью. Субстанциональная деятельность – самостоятельное начало, независящее от других. Субстанциональные Деятели способны устремляться к друг другу, и наоборот, отталкиваться. По отдельности они не имеют значения. Направленность друг от друга приводит к распаду мира на пространственные элементы. Появляется материальный мир. Это упадок. Воля к власти царит в этом мире, приводит к извечной борьбе. Приводит к появлению событий, которые бывают 2-х форм: времени или пространства. И то и другое – распад единства. Пространственные события становятся материей. В форме времени – психические процессы. Их множество и они тоже разделены во времени. Они все соустремляются друг к другу. В глубине своей они свободны. Субстанциональные Деятели– электроны, протоны, атомы. Сила устремления их приводит к более сложной форме образования. Молекула – новая форма деятельности. Это новый качественный уровень. Человек – очень сложное целое, в котором участвуют очень много Субстанциональных. Деятелей. Люди, соединяясь между собой, суммируют новое целое. Семья, общество, государство. Он использует слово иерархический персонализм. Мир – иерархия личности. Личностное, волевое начало. Не все деятели соустремляются друг к другу. Имеет место соединение с логикой. Есть реальность возможная и есть действительная. Как определить их статус? Это проблема разрешима в логике. Есть логика и есть ощущение мира. Действительность в этом мире – это категория реальных событий. Если события соединились – это реальность. Если не появилось события – это событие не реализовалось. Таким образом, каждый Субстанциональный Деятель имеет несколько аспектов.

Свободен мир или живет он по законам? 1. В реальном аспекте – Субстанциональный Деятель зависит от понятий, от принятой формы, времени, в которых существует. 2. В аспекте понятий (идеального бытия), тоже много факторов над ним давлеют. Предметы определены понятиями, за которые невозможно выйти. 3. Металогическое бытие. Только в этой грани появляется свобода. Это ощущение понятия свободы означает само ее присутствие. Свобода – необъяснимое явление. Мы не можем выйти за рамки того, что мы из себя представляем (реальное). Не можем выйти за рамки "Я – человек" (идеальное). Металогическое бытие – чувствование своей свободы. Человек способен фантазировать. Откуда это? Логика не может породить новое. Человеческое "Я" имеет 3 стороны. Нельзя однозначно ответить на вопрос, свободен ли человек. В одном из трех аспектов он может быть свободен, в другом – нет. Главное отличие в иерархии, что человек свободен и творчески потенциален на более высоком уровне. На низшем уровне больше необходимости взаимодействия. Максимальный деятель включает в себя все возможности и способности. Любовь, взаимопритяжение людей дает возможность оценить. Интеллектом человек не может понять такие формы общества, как род, клан, нация, семья.

 


©2004-2007 Dreamkids. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. РБК хостинг
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 LiveInternet