На главную Лекции Рефераты Билеты Дипломы Аспирантура Статьи
Ответы на билеты по философии

 

19. Учение Николая Онуфриевича Лосского (1870-1965) об Абсолюте как сверхкосмическом принципе.

Свободен мир или живет он по законам? 1. В реальном аспекте –Субстанциональный Деятель зависит от понятий, от принятой формы, времени, в которых существует. 2. В аспекте понятий (идеального бытия), тоже много факторов над ним давлеют. Предметы определены понятиями, за которые невозможно выйти. 3. Металогическое бытие. Только в этой грани появляется свобода. Это ощущение понятия свободы означает само ее присутствие. Свобода – необъяснимое явление. Мы не можем выйти за рамки того, что мы из себя представляем (реальное). Не можем выйти за рамки "Я – человек" (идеальное). Металогическое бытие – чувствование своей свободы. Человек способен фантазировать. Откуда это? Логика не может породить новое. Человеческое "Я" имеет 3 стороны. Нельзя однозначно ответить на вопрос, свободен ли человек. В одном из трех аспектов он может быть свободен, в другом – нет. Главное отличие в иерархии, что человек свободен и творчески потенциален на более высоком уровне. На низшем уровне больше необходимости взаимодействия. Максимальный деятель включает в себя все возможности и способности. Любовь, взаимопритяжение людей дает возможность оценить. Интеллектом человек не может понять такие формы общества, как род, клан, нация, семья.

Бог – абсолютная абстракция. Включает максимальный набор возможностей и знания. Абсолютная свобода недоступна интеллектуальному пониманию. Все, что свыше человека не имеет в нашем знании какого бы то ни было выражения. То, что до человека, имеет физическое и интеллектуальное значение для нашего знания. Физическая сторона не отражает реального, сути. Есть не только иерархия деятелей, но и принципов. "Я" – есть некий принцип, набор способностей. Бог несоизмерим с миром. Существует отрицательное богословие. О Боге можно говорить по принципу – вне разума, вне логики. Он выше этого. У человека качественно иной уровень. И Бог – качественно иной уровень, которому не применимы принципы. Абсолют не применим к Богу. Он не суммарное соединение качеств. Бог свободен от мира и ни от ничего не зависит. У него нет необходимости творить. Интеллект может привести к слову "Абсолют". Но Бог выше Абсолюта. Ни интеллект, ни чувственная интуиция не могут понять Бога. Мистическая интуиция может понять высшее. Правильнее будет понимать Бога, если выключить интеллект и чувственную интуицию. Все великие святые – примеры незасорения мистической интуиции.

 


©2004-2007 Dreamkids. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. РБК хостинг
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 LiveInternet