На главную Лекции Рефераты Билеты Дипломы Аспирантура Статьи
Ответы на билеты по философии

 

20. Шестов Лев Исаакович (Шварцман) о человеке и знании (1866-1938).

Русский религиозный философ и литератор. С 1920 года в эмиграции. Русская философия по большей своей части иррациональна. Иррационализм – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающие основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п. Научный опыт лишает свободы, истины связи с Богом. Вера может быть достигнута в своей полноте тогда, когда включен разум. Шестов приходит к философствованию в поздние годы, хотя живет ей всю жизнь. Он утверждает, что литература является фундаментом философии, особенно в русской культуре 19 века. Достоевский – выразитель вершины литературно-философского процесса. В русской литературе человек воспринимается не как элемент общества, а как человек, задавленный пластами истории. Показано значение ситуации, которое не вписывается в стереотипы (пограничные ситуации). Они имеют глубинное значение. Открытием русской литературы является бесполезность общепринятых истин. Схемы, через которые человек привык видеть этот мир, являются искусственными. Наука видит исторические явления в некой цепочке, которая имеет разумное обоснование. Навязанная нашему вниманию логика является самоуспокоением. Шестов пишет, что понимать историю – бесполезная затея. Более правильно к ней относиться - учит Библия. События, которые происходят с народом, являются божественным проведением. Ее нельзя разумно осмыслить, а лишь чувствовать. Сократовское начало (элинское) у Шестова (разумное) вытесняет все истинное. История – битва двух начал: эленского и библейского. Библейское начало лишь изредка прерывается. На фоне элинского начала оно выглядит безумием. В этом и состоит истина. Платон говорил, что приблизиться к истине возможно через причастие (приобщение). Определить 2 формы истины: откровение и умозрение (знание). Как можно получить откровение? Человек способен сделать это через причастие. Умозрение не дает возможности понять Бога?

Шестов говорит, что Человек похож на Бога. Именно тем, что он ни на кого не похож. Искать сходства и закономерности между людьми, значит, мышление ставить на почву. Почва и Беспочвенность Почва – то, к чему мы привязаны. Она является неким фундаментом, что связывает свободу. Беспочвенность – полет и неограниченность. Задача человека - знания – оторваться от почвы. Чем больше мы знаем, тем больше мы не свободны. Человека нельзя отнести ни к виду, ни к типу. Люди неповторимы. Духовные судьбы людей различны. Шестов отвергает классификацию видов. Люди никак не соприкасаются друг с другом духом, отсюда источник страданий. Причина – разум, который дает такую надежду. Разум – источник зла.

 


©2004-2007 Dreamkids. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. РБК хостинг
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 LiveInternet