На главную Лекции Рефераты Билеты Дипломы Аспирантура Статьи
Ответы на билеты по философии

 

22. Флоренский Павел Александрович (1882 – 1937) о бытии и познании (концепция символов). Культура и религиозное самосознание.

Остался в России и провел в сталинских лагерях последние годы жизни. Был богословом, философом, имел знания в технических науках. Сборник "У водоразделов мысли", "Столб и утверждение истины". Считал главным – выявление языка символов. Языком символов он называет Бытие, как божественное всеединство, которое имеет 2 модуса (проявления). 1. Внутренний (сам Бог). 2. Вектор во вне. Тот мир, который мы наблюдаем и есть божественное бытие. Так называемые символы. К ним относят слова, звуки, знаковые формы (Имена). В них проявляет себя Бог. Он обращает внимание на то, на что раньше не обращали внимания. Истина живет в самих понятиях. Символы имеют двойное понятие: 1. То, что он означает. 2. И само слово. Чем больше содержание символа, тем выше его ценность. Символ прочнее укоренен в мире, чем сама материя. Литература, живопись, скульптура, архитектура.

Сборник «Иконостас» посвящен культуре. Искусство – набор символов, которые указывают на божественное бытие. Основной причиной движения является противоречивость. Время – характеристика мира земного (падшего). Противоречивость мира для человека является большой трагедией. Деятельность разума тоже противоречива. Флоренский считает, что эволюция истории зависит от определенного чередования 2-х видов культур. Зависит от разной интеллектуальной и духовной деятельности.

Деятельность человека в эти периоды. Средневековая и возрожденческая культура (типы периодов). Эти периоды – примеры вида культур. Это движения от одного полюса к другому. Признаки средневековой культуры: органичность – мир, как некий организм. Мир, как нечто единое. Мировоззрение находится в постоянном движении. Правит волевое начало, личная ответственность.

Средневековая культура конкретна в своем реализме. Флоренский трактует, как более высокую стадию существования. Но это не значит, что человечество сможет задержаться на этой стадии.

Возрожденческая – мир, как некий механизм (набор агрегатов). Мир – как раздробленность. Соборность – еще один вид. Все устремления ведут к одной цели (сонаправленность). Устремленность всех форм человеческой активности. А возрождение – утверждение индивидуализма, разветвленность. Пассивность, держание на утвержденные истины. Возрожденческая культура заканчивает свое существование в начале 20 в. Это переход в средневековую культуру. Сменяется пассивность на активность, реализм. Это поколение должно быть осчастливлено новой культурой. Россия предрасположена для произрастания средневековой культуры. Она не глубоко впитала Возрожденческую культуру. И готова быстрее воспрянуть.

В 10-20 гг. был открыт закон энтропии – увеличение хаоса (распад). Мир постоянен в своем движении к хаосу. Флоренский наблюдает другую диалектику. Если правит распад в мире, то этому противопоставлен дух. Это чередование слабого и сильного движения духа к гармонии. В этот период человек быстрее движется к гармонии логоса. Логос противостоит хаосу. Высшим проявлением божественного стремления является Вера. Она не зависит ни от каких условий. В ней сосредоточена истина символов. Божественная истина говорит через человека. Культура определяется главным критерием – насколько она способна вызвать в человеке божественные чувства.

Есть 3 типа выражения искусства: 1. Католическое (выражение в скульптуре - объем). 2. Протестантское (в картине – цвет и объем). 3. Православное (иконопись и храмовое действо). Это синтез искусств в самом гармоничном виде.

 


©2004-2007 Dreamkids. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. РБК хостинг
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 LiveInternet