На главную Лекции Рефераты Билеты Дипломы Аспирантура Статьи
Ответы на билеты по философии

 

26. Онтология и гносеология Соловьева Владимира Сергеевича (1853-1900).

Выходец из интеллигентного рода. Его отец Сергей Михайлович – основатель русской исторической традиции. Соловьев получил гимназическое религиозное образование. Учился на философско-филологическом факультете московского университета. Он увлекается мистикой. Его называют мистической личностью. Интересуется историей каталицизма. Уезжает студентом в Англию на 2 года. Работает в архивах. В Египте изучает восточную мистику. Возвращается в Лондон, затем в Россию. Заканчивает университет. Доцент, затем профессор С.-Петербургского университета. Пишет статьи и издает их. Его теория мистична.

Он представляет иррационализм, т.к. разум (логика) не способен адекватно воспринимать мир. Единственно возможное постижение всеединства – это естественное созерцание. Царство идей не взаимодействует с человеческой реальностью. Это тупик для современного знания.

К чему приводит отвлеченное мышление? Все знания распадаются на понятия. Знание, которое должно быть мироощущением, переживанием распадается на множество несвязанных друг с другом сфер (философия отдельно, религия отдельно). Отвлеченное мышление не способно постичь глубину мира. Человек и себя отделяет от мира, выделяя себя. Он предлагает подход всеединства. Человек должен ощущать мир во всей его полноте не разлагая его на составные части. Богословие отвергает. Бог не может быть созерцаем без своего творения, без реальной действительности. В богословии сначала Бог, затем его творение. Бог и Мир – это сущность, нечто внешнее и внутреннее, т.е. всеединство. Разум имеет логику и может привести к пониманию Бога. Бога нельзя увидеть, в него можно только верить. В Боге можно ощутить 2 грани: свобода от всяких форм. Бог абсолютно свободен. 2. Производящая сила, постоянно созидающая. Сотворенный мир – есть постоянное движение. В своем творении Бог воплощается, реализует себя. Потенциально Бог не может быть выражен, он не человек, а человек не Бог. Выражается лишь в человеке идеально, как некий идеал. Путь эволюции – движение Бога в воплощении. Идеальный человек бессмертен (его вечная умопостигаемая сущность), как и сам Бог.

Почему всеединство распадается на индивидуальность? Почему цельность распадается на множество? Соловьев представляет себе божественное царство не как одну только волю, а как единство элементов. Существа божественного царства развивают в себе эгоизм – стремятся оторваться от Бога. Отпадая от Бога создают мир вещей, не обязательно обладающих волей. Спасение - возвращение к Богу, если человек откажется от эгоизма, и будет проявлять любовь. Гордыня не может быть получен от Бога. Откуда зло? Зло содержится в свободе, которой наделяет нас Бог. Свобода неопределенна. Ее можно использовать и в цели построения и разрушения. В свободе есть возможность хаоса – некая темная сторона. Почему Бог это допускает? На падшем мире Бог может проявить свою всеблагость и свою любовь. Соловьев раздробленность видит лишь в материальном мире, а душа остается едина, являясь абсолютно свободной. Телесность всегда в зависимости, душа не дробится. Душевные порывы ничем нельзя ограничить, поэтому человек способен творить. София – как идеал человека. В ней есть разные возможности. К Богу и от Бога. Душевные порывы к Богу – вера. София отпадшая от Бога – знание используемое человеком в плохом смысле (техника – наука (оружие).

1 стадия - Эволюция. Появление мира – становящееся божество. Появление человека – заканчивает эту стадию.

2. История. Привести должна к рождению человека духовного. В религии открывается отношение к Богу. Первая ступень. Человек представляет себе сущность Бога в виде природных явлений. Это естественное откровение. Вторая ступень. Бог представляется как нечто противоположное природе. Отрицательное откровение. Третья ступень начинается с иудаизма. Положительное откровение.

В каталицизме победил принцип индивидуальности. Человек ставится выше Бога. На Востоке (монизм) отвергает единичное, важней лишь общее. Бесчеловечный Бог. Запад - безбожный человек. Православие – середина. На основе православия можно построить вселенскую церковь. Идея синтеза всех религий (объединенное знание). Православие лишено крайностей. Черты славянства – исключительность, односторонность. Религия несет миссионную задачу.

 


©2004-2007 Dreamkids. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. РБК хостинг
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 LiveInternet