На главную Лекции Рефераты Билеты Дипломы Аспирантура Статьи
Ответы на билеты по философии

 

34. Онтологические и гносеологические установки Освальда Шпенглера (1880-1936).

О.Шпенглер – немецкий философ и историк. Его главное произведение «Закат Европы», написанное под непосредственным впечатлением от первой мировой войны. Считает себя последователем Ницше. Жизнь не объяснима и не может быть предметом анализа. Что первично сознание или мир? (Онтология – учение о бытии. Гносеология или теория познания – изучает взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, критерии истинности и достоверности знания). Этот парадокс разрешить невозможно. Душа вбирает в себя весь мир. Бывают две формы восприятия мира. Жизнь одна. В зависимости как смотреть, складываются 2 картины. 1. Природа. 2. История. Природная действительность вечна и неизменна. Это взгляд остановившегося человека (материализм). История – взгляд на мир с точки зрения движения. Это извечное движение духа. Правильнее рассматривать мир в движении. Это движение жизни можно лишь переживать, как переживает действительность настоящий историк. Все в этом мире можно рассматривать исторически. Мир – есть история. Понять мир можно через предисторию. Можно видеть только аналогии (ничто не повторяется). Одна аналогия – все живет по принципу: Зарождение, Расцвет и Умирание. Вторая аналогия – аналогия культур между собой. Все культуры рассматривают друг с другом. История – различные истории различных культур. Шпенглер выделяет 8 культур, 7 из которых умерли (вавилонская. египетская, арабская, античная, западно-европейская). Появляется культура по неизвестным причинам. Стержень каждой культуры – ее душа. Когда он реализует себя во всех аспектах, она приходит к агонии и умирает. Культура живет примерно 1000 лет. Самая трудная стадия – зарождение (500-600 лет),. Пик (200-300 лет). Умирает – названа словом «цивилизация». Это антикультурная форма жизни. Народы продолжают жить. Это внекультурная форма существования. Зарождение начинается с появления души. Руководит этим процессом – судьба. Это можно лишь прочувствовать. (У арабской культуры – магическая душа, у западно-европейской – фаустовская душа). Возможности души реализуются в символах (искусство, система морали, научные теории, философские теории). Каждая душа порождает свою символику. Все культуры изолированы друг от друга. Ничего нельзя перенять. Символика остается в рамках своей культуры. Реализуя себя в этих символах, душа приходит к расцвету. Появляются шедевры во всех культурах. Затем наступает Регрессия. Душа исчерпала все возможности и приходит к упадку. Души разных культур отличаются восприятием числа. Арабская культура – число, нечто магическое (Пифагор с теорией чисел). Античная культура – число, некая гармония, красота. Извечное стремление к совершенству. Западно-европейское число – некая функция, инструмент. В руссизме число – некое поле, пространство, которое соприкасается с подземным миром. Небо соприкасается с подземным миром. Бог где-то рядом. В символиках можно наблюдать движение души во всех сферах. Проводниками культуры являются 2 сословия: дворянство и духовенство. Дворянство несет связь с землей (корень культуры). Духовенство – носитель духовности, не связано с материальными благами. Стадия Упадка (цивилизация). Лишь подделки и слепое следование. Вместо духовности – рационализм. Появляются новые сословия – буржуазия, далее – пролетариат. На место искусства приходит дизайн. Развитие переходит во внешнюю форму (вширь) – захват новых территорий, интервенция. Это показатель упадка, смерти культуры. Появляется новый диктатор – империализм, как стадия умирания культуры. Социализм – последний шаг в пропасть. Перестают действовать все правила. Абсолютная диктатура. Все отрицается. Народы существуют, как этнографический материал.

Text

 


©2004-2007 Dreamkids. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. РБК хостинг
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 LiveInternet