На главную Лекции Рефераты Билеты Дипломы Аспирантура Статьи
Ответы на билеты по педагогической психологии

 

Педагогическая психология. Психологические механизмы обобщения.

Мера обобщенности как психологическая характеристика действия отличается от его общности как логической характеристики. Мера обобщенности - это как бы отношение субъективно возможных границ применения действия к объективно возможным.

Экспериментально установлено, что обобщение идет по свойствам, включенным в ориентировочную основу деятельности. Свойства, по которым намечено обобщение объектов, должны использоваться при решении задач, требую9щих применения этих свойств.

В основе обобщения должны лежать свойства, которые присущи всем предметам данного класса. Но процесс обобщения не находится в прямой зависимости от общих свойств предметов, которыми оперирует человек.

При обеспечении ориентировки на систему существенных признаков несущественные общие признаки предметов не вошли в содержание обобщения, хотя они присутствовали у всех объектов, с которыми работали учащиеся.

Обобщение идет не по любым общим свойствам предметов, а лишь по тем из них, которые вошли в состав ориентировочной основы действий, направленных на анализ этих предметов. Управление обобщением познавательных действий и входящих в них знаний осуществляется с помощью контроля за содержанием ориентировочной основы соответствующих действий, а не благодаря обеспечению общности свойств в предъявляемых объектах.

Процесс обобщения не определяется непосредственно предметом действий, он опосредован деятельностью субъекта - содержанием ориентировочной основы его действий.

Для получения заданной степени обобщения деятельности необходимо применить ее к заданиям, отражающим основные типовые случаи в данной области. При этом последовательность их предъявления должна основываться на принципе контрастности: вначале предлагаются задания, содержащие наиболее отличающиеся друг от друга ситуации, а затем наиболее похожие.

(можно добавить опыт Лопеса из учебника "Педагогическая психология" Н.Ф.Талызиной, стр.112).

 


©2004-2007 Dreamkids. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. РБК хостинг
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 LiveInternet