На главную Лекции Рефераты Билеты Дипломы Аспирантура Статьи
Ответы на билеты по общей психологии

 

71. Интеллект и интеллектуальное тестирование

Интеллект как понятие было введено во второй половине XIX в. Гальтоном. Он считал, что наследственность – это главное в различиях. Интеллект – это генотипически обусловленная способность, которая не зависит от воспитания и прочих условий. Гальтон выявил на основе анализа биографий знаменитостей, что гениальность и одаренность в семьях – это не случайность (талантливые дети появляются у талантливых родителей).

Дарвин считал, что кроме умственного отсталых все прочие рождаются с примерно одинаковым уровнем интеллекта. Различия в активности и трудолюбии людей. Интеллект – некий биологический механизм.

Сейчас нет четкого определения, что такое интеллект. Существует множество подходов к интеллекту. Три основных подхода:

  1. Интеллект как способность адаптироваться к окружающему миру. Штерн, Пиаже и другие. Это указание функции психики вообще. Это значение интеллекта, его функция.
  2. Интеллект как способность к обучению. Бине, Симон, Спирмен и другие. Не у всех возрастов учебная Деятельность является ведущей. Можно быть талантливым, но не способным к обучению (пример – Эйнштейн).
  3. Интеллект как способность оперировать абстракциями. Сужается сфера приложения интеллекта: перцептивная сфера исключается. Практический интеллект. Указывает на один из механизмов Деятельности. Практический интеллект предполагает, что человек справляется с конкретными задачами, а абстракция здесь не всегда пригодна. Сенсорные и моторные области вытесняются.

Интеллект – это совокупность способностей.

Многие способности включают в себя интеллект.

Структура интеллекта базировалась на том, что мозг не однороден, а интеллект – это карта мозга.

1. Интеллект представляет из себя иерархию способностей. Спирмен первым выдвинул эту версию в начале ХХ в. Двухфакторная структура. Всякая интеллектуальная Деятельность определяется общей способностью (G-фактор). Специфические способности зависят от условий интеллектуальной Д (английские психологи).

2. Рядоположные способности. Тер Стоун. Выделил 12 факторов – первичных интеллектуальных способностей. Был использован факторный анализ (вербальные способности, математические, пространственные, дедуктивное мышление и другие). Структура интеллекта составляет рядоположенные групповые факторы – множество способностей.

3. Кеттелл пытался объединить G-фактор и рядоположенные способности. Синтез теорий Спирмена и Тер Стоуна. Есть общие генерализованные способности, а в них он выделял отдельные интеллектуальные способности (17). Выделил в группы и получил два вида интеллекта:

    1. флюидный интеллект (не зависит от опыта и обучения, и проявляется в тестах построенных на образах);
    2. кристаллизованный интеллект (зависит от культуры, формируется в процессе обучения; проявляется в вербальных тестах).

В 60-е годы Вернон предложил сходную структуру интеллекта. Генеральными являются два фактора:

    1. вербальнообразный фактор (вербальный, числовой и др. – второстепенные факторы);
    2. практический фактор (практикомеханические способности) (техническая осведомленность, навыки ручного труда и т.д. – факторы осведомленности; технический, пространственный, психомоторный). Выделил еще специфические факторы, которые связаны с практической Деятельностью.

В 60-е годы появилась структура интеллекта Джона Гилфорда, который отказался от спирменовской структуры (G-фактор). Существуют независимые интеллектуальные способности (до 150 видов). Теоретическая модель. Существует 3 измерения, комбинирование которых определяет тип интеллектуальных способностей:

    1. Умственные операции:
      • - познание;
      • - память;
      • - оценивание;
      • - дивергентное мышление;
      • - конвергентное мышление.
    2. Содержание (характеризует природу информации, с которой осуществляются умственные операции):
      • - изобразительное;
      • - символическое;
      • - семантическое;
      • - поведенческое;
      • - слуховое (выделил позже).
    3. Продукт или результат (характеризует форму, в которую выливается итог умственной операции):
      • - элементы;
      • - классы;
      • - отношения;
      • - системы;
      • - виды преобразований;
      • - выгоды.

Эту модель он изображал в виде куба (кубообразная). Сделал 105 методик. Затем решил их проверить. Доказать свою модель ему не удалось. Умственные способности коррелировали друг с другом.

Не удалось создать структуру интеллекта никому.

Цели применения интеллектуальных тестов:

    1. Уровень интеллектуального развития на момент тестирования.
    2. Для распределения учащихся в различные школы и классы.
    3. Для оценки интеллектуальной изменчивости.
    4. Оценить интеллектуальные способности при принятии на работу.

Тест Векслера используется и как вспомогательное средство психиатрического диагноза.

Задачи к тестам:

    1. Уточнение содержательной валидности к каждому тесту.
    2. Ограничение целей применения интеллектуальных тестов.

Интеллектуальные тесты не оправдали себя как измерение интеллектуальных способностей. Они измеряют умения и навыки, знания, которые человек приобрел до проведения теста. Тест фиксирует результат, уровень достижений.

Исследование стабильности тестов:

1. Изменение окружающей среды:

    • - факторы биологической среды: вес ребенка при рождении, протекание беременности, заболевания родителей и т.д.
    • - факторы социально-экономические: социально-экономический статус, уровень образования родителей, род занятия отца, заработная плата и т.д.

Любой фактор влияет на интеллект.

2. Изучение интеллекта у представителей разных культур. Интеллектуальные тесты лучше выполняются теми, чьей культурой они созданы (американские – американцы).

Зависимость показателей от окружающей среды выявляет их (тестов) изменчивость, нестабильность.

Психодиагносты разочаровались в интеллектуальных тестах. Они диагностируют знания, мыслительную Деятельность – когнитивная сфера, но не способность.

Показатели разных интеллектуальных тестов имеют разные показатели в одной и той же группе.

Любой тест диагностирует результат решения тестовых заданий, но не действия его достижения.

Биологический интеллект – это биологические основы интеллектуального поведения. Изучают на молекулярном уровне, клеточном уровне. Не психологи.

Социальный интеллект – это умение решать социальные проблемы и адекватно вести себя в общении.

Практический интеллект – умение решать разные типы житейских проблем.

Тест Амтхауера

Создан в 1953 г. и предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического. Тест состоит из 9 субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Используются задачи закрытого типа.

Прогрессивные матрицы Равена

1936 год. 2 основных варианта: черно-белые и цветные. Черно-белые предназначены для обследования детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет и взрослых от 20 до 65 лет.

Тест Кеттелла

Независим от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т.д.). 3 варианта: 1) для детей 4 – 8 лет и умственно отсталых взрослых; 2) для детей 8 – 12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования; 3) для учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием.

Шкалы интеллекта Векслера (для взрослых).

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Ваны. Для учащихся 10 – 12 лет.

!

 


©2004-2007 Dreamkids. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. РБК хостинг
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 LiveInternet