Половые различия и асимметрия
Частота и согласованность сообщений о половых различиях в организации мозга
заставляет признать реальность их существования по крайней мере как рабочую
гипотезу. Многообразие методических подходов (клинические исследования, дихотическое
прослушивание, тахистоскопическое предъявление) говорит в пользу этого утверждения
и приводит к следующему заключению: у женщин латерализация менее выражена, чем
у мужчин. Однако существует множество работ, данные которых не согласуются с
этим заключением и доказывают, что различия в асимметрии между полами отсутствуют.
И все-таки некоторые гипотезы представляются очень интересными.
Скорость созревания обусловливает половые различия. Предположение Д. Вейбер
состояло в том, что половые различия в асимметрии должны рассматриваться с точки
зрения различий в скорости созревания. Вейбер принимала во внимание тот факт,
что женщины обычно достигают физической зрелости раньше, чем мужчины. Она предположила,
что скорость созревания может быть систематически связана с различиями в вербальных
и пространственных способностях. Выводы ее, полученные при исследовании 80 детей
(10- и 13-летних девочек и 13- и 16-летних мальчиков), были следующими: во-первых,
рано достигающие зрелости индивидуумы обладают лучшими вербальными способностями,
чем пространственными; поздно созревающие лучше справляются с пространственными
задачами, чем с вербальными. Во-вторых, у рано созревающих отмечается меньшая
латера-лизация речи, чем у поздно созревающих. Данные Вейбер дают возможность
предполагать, что половые различия в вербальных и пространственных способностях
и латерализации этих функций могут быть обусловлены не полом, а переменной,
которая определенным образом с ним связана, т. е. скоростью созревания.
Тестостерон обусловливает половые различия в латерализации. Н. Гешвинд полагает,
что секреция мужского гормона тестостерона, который начинает выделяться на третьем
месяце развития плода и у мужского плода сильно преобладает, влияет на скорость
пренатального роста полушарий развивающегося мозга. Этот гормон несет ответственность
за возможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание
тестостерона в период внутриутробного развития замедляет рост левого полушария
у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему
развитию правого полушария у лиц мужского пола. Данное предположение подтверждается
большей выраженностью у женщин вербальных способностей (левополушарных), а у
мужчин зрительно-пространственных. Если в левом полушарии замедляется процесс
миграции нейронов к местам их локализации и установление необходимых нейрональных
связей оказывается в дефиците, то подобная задержка ведет к леворукости, которая
хотя и встречается редко, но гораздо чаще наблюдается у мужчин. Таким образом
можно описать и явление дислексии, которое у мужчин встречается в 4 раза чаще,
чем у женщин, и, по-видимому, связано с леворукостью. Гешвинд отмечает, что
левши — обычно мужчины — подвер жены также заболеваниям иммунной системы. Тестостерон
оказывает тормозящее влияние на развитие иммунной системы. Так как леворукость,
иммунные расстройства и проблемы обучения (дислексии) имеют тенденцию к семейному
распространению, то можно заключить, что некоторые генные комплексы, отвечающие
за иммунную реактивность, регулируют и уровень тестостерона; наблюдается избыточность
секреции либо повышенная чувствительность к нему у отдельных людей.
Эволюционные факторы лежат в основе половых различий в литерализации. Дж.
Леви предполагала, что в основе половых различий в латерализации лежат эволюционные
факторы. В подтверждение своей гипотезы она привела следующие доводы: в ходе
эволюции человека мужчины выполняли роль охотников и руководителей переселений,
и те из них, которые обладали хорошими зрительно-пространственными способностями,
имели преимущество в ходе естественного отбора. Женщины же могли испытывать
давление отбора в отношении навыков, связанных с воспитанием детей, — таких,
как использование речи в качестве средства общения, а также развития социальной
чувствительности и легкости невербального общения. По мнению Леви, большая билатеральность
в распределении функций может облегчать развитие навыков, необходимых для женщин,
тогда как более строгое разделение функций необходимо для обеспечения высокого
уровня развития зрительно-пространственных навыков у мужчин. Между латерализацией
и способностями могут существовать различные взаимоотношения, которые проявляются
при решении разных задач. Если это так, то было бы чрезвычайно интересно узнать,
почему мозг столь по-разному организуется для оптимального выполнения различных
функций. Пока высказываются лишь предположения о взаимоотношениях между латерализацией
и способностями. Тот факт, что распределение способностей улиц разного пола
в значительной мере «перекрывается», дает основание полагать, что сам по себе
пол не следует использовать в качестве основного критерия для оценки различий
в латерализации мозговых функций.
|