На главную Лекции Рефераты Билеты Дипломы Аспирантура Статьи
Лекции по психологии

 

Левшество

Левши давно известны как предпочитающие левую руку при мануальных действиях, жестикуляции. Однако левшество включает не только леворукость, но и левоногость, которая изучена значительно хуже, чем сенсорное левшество, т. е. зрительное и слуховое.

Леворукость. Данные о проявлении леворукости приблизительно одинаковы и колеблются от 4,3 до 7,3%. Интересными являются данные о половой, возрастной частоте леворукости, о ее зависимости от рода деятельности. Так, левшами были более 50% детей, родившихся с весом менее 1 кг. Отмечается снижение выраженности частоты леворукости при взрослении детей: в возрасте 7—8 лет леворуких - 13,3% мальчиков и 10% девочек; в 14—15 лет — 4,4 и 4,1%, а в 16—17 лет —3,5 и 3,3%. В.А. Айрапетянц объясняет это снижение традицией переучивания детей в школе [Айрапетянц, 1985].

Многие авторы отмечают большую выраженность леворукости у мужчин. При этом левшество считается более частым среди транссексуалов и гомосексуалистов, чем среди лиц с полной сексуальной дифференциацией. Леворукость распространена среди артистов, художников, спортсменов игровых видов, реже — среди инженеров, но чаще встречается у лиц, занятых физическим трудом. При этом леворуких не оказалось среди спортсменов-стрелков, баскетболистов, штангистов. Большое число левшей имеется среди каратистов (16%) и борцов [Ермаков, 1988]. Чрезвычайно интересны данные о различной частоте встречаемости левшей в разных регионах земли. По данным, полученным в 80-е гг., леворукие составляли 3,2% жителей Луганска, 3,4% — Москвы, 6% — Армении. 33,8% коренных жителей Таймыра оказались леворукими и только 10,2% — приезжие. В Голландии леворукость установлена у 11,2%, а в средней полосе России составляет 6,7%.

Наблюдения показывают рост леворукости в период с 1900 по 1969 г. Брекен-бридж [Brackenbridge, 1981] полагает, что рост леворукости объясняется двумя причинами: первая — это улучшение акушерской и врачебной помощи новорожденным, что уменьшает летальный исход детей, которые рождены с мозговой патологией, сопряженной с вероятностью леворукости. Вторая — снижение социально-культурного давления на леворуких, которое связано с ростом понимания причины возникновения леворукости как биологической особенности, а не патологии или дурной привычки (цит. по: (Доброхотова, Брагина, 1994]).

Левоногость выражается в доминировании левой ноги над правой по частоте ее использования, скорости и точности движения, длине шага, лучшему произвольному контролю при регуляции движений. Левоногие при ходьбе без видимых ориентиров отклоняются вправо за счет большей длины шага левой ноги. Кривая движения приближается к кругу с направлением по ходу часовой стрелки. Право-ногие отклоняются влево, и их движение может быть описано кругом, имеющим направление против хода часовой стрелки.

Данных о левоногости очень мало. Информация о соотношении левоногости и леворукости и их несовпадении противоречива. Известно, что у детей частота левоногости увеличивается с возрастом (в противоположность леворукости): в возрасте 7—8 лет — 10% девочек и 13,3% мальчиков; в 14—15 лет -- 13,5 и 13,2%, а в 16-17 лет — 27 и 19,9% [Айрапетянц, 1987].

Сенсорное левшество. Асимметрия органов чувств рассматривается не как самостоятельная группа, а в их отношении к рукости. Левшество в зрении исследуется по прицельной способности; при этом данная способность чаще превалирует в правом глазу у 62,6% испытуемых, левая асимметрия — у 30% и симметрия -у 7,4%.

Асимметрия слуха проявляется в остроте восприятия вербальной и невербальной информации, локализации источника звука, латерализации субъективного слухового образа. Метод определения асимметрии слухового восприятия был описан выше при анализе дихотического прослушивания. Левшество в слухе встречается значительно чаще, чем леворукость. Левоухость часто сочетается с праворукостью у детей и у взрослых. Левоухость может быть единственным признаком левшества в правом профиле асимметрии.

Моторные и сенсорные проявления левшества интегрируются в целостную систему особенностей психической организации левши. Несмотря на то что в человеческом обществе всегда существовали левши, однако оно всегда было ориентировано на мир правши. Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина справедливо замечают, что «...уклад жизни, обычаи (военное приветствие, рукопожатие), обучение детей, условия труда и быта, правила проведения спортивных состязаний и т. д. складывались по единому образцу. В том смысле, что стихийно учтенными оказались правые асимметрии человека. Такой мир удобен для правшей» [Доброхотова, Брагина, 1994, с. 19]. Левши должны приспосабливаться к правому миру, но левосторонний тип биологической организации остается для них естественным, часто вступая в конфликт с правой организацией. При этом в языковой культуре закреплено понимание «правый» в значении «правильный», «правдивый, честный», а «левый» -«неправильный» «незаконный», «нечестный». В подобном понимании левшества как показателя чего-то плохого отражается неизученность левшей с точки зрения особенностей их психической организации.

Другая точка зрения на левшество состоит в том, что они имеют одинаковые с правшами психические особенности, социальные возможности и достижения. Сопоставление правшей и левшей по основным показателям познавательных способностей не выявило значимых различий. Однако такая оценка правомерна только для части левшей. Особенности психической организации левшей наиболее ярко проявляются в ситуациях повышенной нагрузки, в стрессовых условиях. Отмечаются ошибки восприятия в виде зеркального отражения, пространственные иллюзии, что может привести и приводит к аварийным ситуациям у летчиков [Бодров, Доброхотова, Федорчук, 1990].

Существуют доказательства, что левши имеют преимущества в развитии эмоциональном, интеллектуальных способностей, лучше адаптируются к климатическим условиям. У леворуких мужчин и женщин была обнаружена большая креативная способность, они более эмоциональны, чем правши, у них ярче выражены художественные, пространственные способности (цит. по: [Доброхотова, Брагина, 1994]). Левшами были многие гениальные люди, известные в истории. Среди них Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пабло Пикассо, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий, Наполеон, Жанна д'Арк, Льюис Кэрролл, Н.Лесков, выдающиеся ученые И.П. Павлов, Максвелл, Пуанкаре, знаменитый Пол Маккартни («Битлз»), а также президент США Бил Клинтон. Многие из них писали левой рукой зеркально.

Очевиден большой разброс мнений, концепций о психических возможностях левшей. Возможно, такое положение связано с более резкой выраженностью различий среди левшей: или гениальность, одаренность, или дефицит в психической организации. В литературе есть данные о большей, чем среди здоровых, частоте леворукости у детей с неврозами и больных с конституциональной психопатией [Радил, 1986]. Однако показано и большое разнообразие профилей асимметрии у левшей, что может обусловливать особенности их психической организации.

Обсуждая данные исследований особенностей асимметрии психических функций левшей и правшей, Доброхотова и Брагина выдвинули гипотезу о фундаментальной роли пространства и времени в нарушении симметрии функций полушарий и соотношении «асимметричный мозг -асимметричное сознание», а также о своеобразии целостности мира правшей и левшей.

 


©2004-2007 Dreamkids. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. РБК хостинг
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 LiveInternet