История психодиагностики.
Два периода:
1. допсихологическая история - предыстория уходит в глубину
веков (люди давно поняли, как важно оценивать особенности людей). Середина третьего
тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне проводились специальные испытания
выпускников школы писарей: нужно было знать 4 арифметических действия, измерение
полей, уметь петь, играть на музыкальном инструменте, разбираться в тканях,
металлах, растениях.
В Древнем Египте была система испытаний для кандидатов в жрецы - собеседование
(биографические данные, умение вести беседу, внешность), проверки умения трудиться,
слушать, молчать, испытание огнем, водой, страхом мрачных подземелий.
Пифагор прошел эту систему проверок и стал использовать для отбора людей в
свою математическую школу. Также оценивал интеллектуальные способности - давал
очень трудные математические задачи: решалась задача - принимал в школу, не
сумел решить - оценивалось умение достойно держать себя, дать отпор. Также Пифагор
уделял внимание смеху и улыбке.
В Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры специальная система проверок чиновников.
Оценивалось 6 умений - знать музыку, стрелять из лука, верховая езда, писать,
считать, знание ритуалов и обычаев. Очень давно понята необходимость оценивать
психологические особенности людей.
2. история психодиагностики как науки. Выделилась из общей
психологии на рубеже 19 и 20 веков под воздействием требований практики.
Возникновение подготовлено несколькими источниками.
а) экспериментальная психология - экспериментальный метод
лижет в основе большинства психодиагностических методик. Психодиагностика выросла
из экспериментальной психологии, которая сама возникла в 50-70 годы, что связано
с физиологизацией психологии.
Развитие физиологии органов чувств показало, что психическое включено в работу
физиологических систем. Методы психологии заимствованы у других естественных
наук.
1878 год - год появления экспериментальной психологии. Вильгельм Вундт
основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге.
Наметил 2 направления: естественнонаучное, культурно-историческое.
Экспериментальные методы можно применять только в рамках естественнонаучного
направления, для изучения моторики и сенсорики - низшие уровни психики.
Душу так изучать нельзя, единственный метод - интроспекция. Вунд измерял скорости
реакций на разные стимулы.
Позже стали проявляться и другие лаборатории (Голландия, Англия, Франция).
Постепенно стали измерять и другие психологические явления.
Фр.Гальтон - создатель ассоциативного эксперимента: изучал особенности мышления.
В 1879 году опубликовал результаты. Списки несвязанных слов между собой, слова
ассоциации - время их возникновения.
Метод хронометрии для изучения мыслительных процессов.
Первый психологический экспериментальный метод - Г.Эббингауз: изучал законы
памяти с помощью бессмысленных слогов (сочетание звуков, не имеющих конкретного
значения)
Джеймс Кеттел - изучал законы внимания и навыков чтения с помощью объективных
методов фиксации времени.
Во второй половине 19 века стала складываться экспериментальная психология.
Стало возможным зарождение знания об индивидуальных различиях людей.
б) дифференциальная психология - исследования индивидуально-психологических
различий. Их диагностика невозможна. Описывают их природу.
Толчком для возникновения психодиагностики были требования практики:
1. медицинская практика (исследование и лечение умственной отсталости - дифференцировка
уровней отсталости).
Э.Сеген - один из методов диагностики умственной отсталости (тест воспроизведения
прежнего порядка на доске).
История психодиагностики - еще и история теоретического обоснования ее методов.
Теоретическим обоснованием тестового метода является бихевиоризм: между организмом
и средой есть детерминируемые отношения. В среде есть стимул, на который должен
отвечать организм.
Единственное, что поддается объяснению - это поведение. Тестовые методы фиксируют
внешнее поведение человека, внешнюю реакцию на стимулы.
|