На главную Лекции Рефераты Билеты Дипломы Аспирантура Статьи
Лекции по психологии

 

Раздел: психодиагностика.

Интеллектуальные тесты. Невербальные интеллектуальные тесты.

Невербальных интеллектуальных тестов меньше, чем вербальных интеллектуальных тестов. Чтобы продиагностировать интеллектуальные способности человека нужно использовать вербальные тесты. Невербальные интеллектуальные тесты применяются в тех случаях, когда нельзя применить вербальный интеллектуальный тест. Это дети с недостаточно развитой речью (дети с дефектами речи, неграмотные люди, иностранцы).

За рубежом тестирование лиц из неблагоприятных условий развития (заключенные - страдает языковое развитие). Применяется в случаях оценки наглядного мышления (художники, конструкторы, архитекторы). К невербальным интеллектуальным тестам относятся тесты действия. Чтобы выполнить задание нужно что-то сделать руками; шкалы развития младенцев, тесты свободные от влияния культуры.

Тесты действия.

В 1866 году разработаны психиатрами. Эдуард Сеген.

Тест воспроизведения прежнего порядка на доске (доски форм Сегена). Стимульный материал - доски с отверстиями, в которых вложен предмет. Цель - дифференцирование разных уровней умственной отсталости детей.

5 досок:

1ая доска - в отверстиях расположены 10 предметов. Психолог предлагает ребенку посмотреть на доску (10 секунд). Затем все предметы высыпают из отверстий. Нужно воспроизвести прежний порядок расположения. Следует показательное выступление и определяется лучшее время выполнения задачи (всего дается 3 попытки).

2ая доска - на ней фигуры состоят из двух частей, которые при переворачивании рассыпаются.

Далее фигуры рассыпают на большее количество частей.

Лабиринтные тесты.

В 1914 году - первый лабиринтный тест (Портеус). На листах бумаги изображены лабиринты, далее следует возрастание трудности. Задание - нарисовать путь или от входа до выхода или путь от центра лабиринта.

Шкалы развития младенцев.

Методика, с помощью которой можно оценить степень развития ребенка периода младенчества. Чаще от 0 до 18 месяцев, и 24 месяцев.

Главный принцип - принцип естественного поведения ребенка и естественных ситуаций. Диагностику проводят в привычной для ребенка обстановке, в присутствии матери. Психологами используются стандартизированные схемы наблюдения.

Шкалы развития.

Психолог должен наладить контакт с малышом. Ребенок должен привыкнуть к психологу. Все шкалы развития охватывают широкий спектр: социальное поведение, познавательное поведение, общение.

Шкала развития Гезелла.

Гезелл провел лонгитюдные исследования на большом количестве младенцев. Составлены специальные таблицы развития. Эти таблицы развития охватывают 4 основные сферы поведения.

  • - моторику
  • - язык
  • - адаптивное поведение
  • - личностно-социальное поведение

Таблицы развития предназначены для диагностики детей от 4 недель до 6 лет. Это подробное словесное описание всех 4 сфер поведения, типичного для детей разного возраста. Словесное описание дополнено рисунками типичных форм поведения. С ними сопоставляются данные в процессе наблюдения. Психолог наблюдает, потом беседует с матерью.

Шкала развития младенцев Лешли.

Шкала развития младенцев - это определенные схемы наблюдения. В процессе наблюдения нужно заполнять специальные карточки развития. В карточке учитывается:

  1. физическое развитие (умение ребенка двигаться, переворачиваться, поднимать голову, сидеть...)
  2. описание общения, понимания им речи (прислушивается, понимает...)
  3. социальное развитие и игра
  4. описание самостоятельности и независимости ребенка
  5. степень непоседливости ребенка или спокойствия (степень концентрации, преодоление трудностей)

Эти карточки развития сопоставляются с описанием этих же показателей у детей того же возраста. Психолог оценивает - насколько особенности ребенка в карточке развития совпадают с типичными. Информация о ребенке сравнивается с карточками развития одного и того же ребенка, заполненные на него в развных возрастах.

Шкала развития ребенка Нэнси Бейли (60-е гг.)

Шкала развития ребенка Нэнси Бейли включает 3 субшкалы:

  1. шкала умственного развития
  2. шкала моторного развития
  3. шкала запись поведения младенца.

Для детей в возрасте от 2 месяцев до 2,5 лет.

  1. Шкала умственного развития описывает: восприятие, память, обучаемость, зачатки словесного общения, простейшие мыслительные решения.
  2. Шкала моторного развития оценивает макромоторные навыки: умение стоять, ходить, подниматься по ступенькам, умение двигать руками и пальцами
  3. Оценочная шкала заполняется психологом после проведенной работы по шкалам умственного развития и шкалам моторного развития. Предназначается для оценки разных аспектов развития личности ребенка: эмоциональной реакции, социального поведения. Настойчивость, целеустремленность. Использование в основном за рубежом. Стандартизирована на большой группе детей. Имеет большие показатели надежности. У нас таких шкал нет. Основные цели на Западе - как можно раньше выявить возможные отклонения в психическом развитии. Больше возможностей помочь ребенку.

Корреляция показателей шкал развития младенца с показателями настоящих тестов уже выросших - крайне низки. Шкалы развития младенца нельзя назвать оценкой интеллектуального уровня младенца. Они оценивают разные стороны психологического развития, социальные навыки. Но о мышлении ничего нет.

 


©2004-2007 Dreamkids. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. РБК хостинг
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 LiveInternet