На главную Лекции Рефераты Билеты Дипломы Аспирантура Статьи
Рефераты

 

История психологии занимается изучением возникновения, формирования и развития психологического знания.

Предмет психологии изменялся: сначала это была душа, далее предметом было сознание, потом поведение.

Психологическое знание развивалось в 2 этапа:

    1. Развитие в рамках философии (6-7 в. н.э. до 70 гг. 15 века)
    2. Становление психологии как самостоятельной науки в 1879 году, когда Вунд открыл первую экспериментальную лабораторию в Лейпциге.

Несколько подходов в рамках изучения психологии:

    1. Персонифицированный - представители подхода преувеличивали вклад некой персоны в науку психологию.
    2. Концепция контекста - все научные открытия появлялись в следствие исторического, политического, экономического развития.
    3. Антикваризм - исследуется 1 конкретный промежуток времени, и все что произошло из ряда открытий в психологии в это время.
    4. Презентисты - ученые, которые считают важным только то психологическое знание, которое соответствует современности. (например гештальт-терапия).

Методы истории психологии

  1. Основной - метод психолого-исторической реконструкции. Ретроспективное воспроизведение научный представлений прошлого.
  2. Все архивные методы.
  3. Метод интервью - по заранее составленным вопросам выясняют, как рождается теория.
  4. Автобиографический и биографический методы
  5. Анализ научных ссылок, частота цитирования того или иного автора.

Психологические идеи в Античной философии.

В 7-6 веке до н.э. в Древней Греции - экономический расцвет. Рост городов. Появляется материальная возможность развития науки. Многие философы занимаются не только философией, но и другими науками. В Милете и Эфесе образовались первые философские школы.

И вот вопрос, который занимает умы человечества не один век. Что же первично: материя или душа? Считалось, что первопричина мира - нечто материальное.

Например:

Фаллес считал, что первопричина мира - вода. По его мнению и душа имеет водную основу.

Анаксимер считал, что первопричина - воздух. И душа имеет воздушную основу.

Гераклит - первопричина - огонь. Огненное начало дущи - психея. (изображал в виде бабочки).

Эмпидокл - первопричина - земля, вода, воздух, огонь.

У Гиппократа 4 стихии - основа всего сущего. Эти 4 стихии складываются и образуются под воздействием внешних сил. Гармоничное сочетание стихий дает хорошее здоровье. Из 4 стихий в организме созданы и жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. В зависимости от преобладания той или иной жидкости в организме человека Гиппократ определяет и его особенности. Так возникла первая типология: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики.

Демокрит - создатель атомистического учения. Основа всего сущего - атомы. Атомы отличаются большим разнообразием, следовательно образуют все существующее. Душа человека состоит из огненных атомов, которые поступают в организм с дыханием. Они должны постоянно пополняться. Душевные атомы расположены в организме в трех частях тела: в голове - самые подвижные атомы. Они обеспечивают познание. В груди - огненные атомы - обеспечивают аффекты, эмоции человека; в печени - отвечают за желание. Эмоции человека тоже вызываются разными атомами. Отрицательные эмоции вызываются неровными атомами, шероховатыми. Положительные эмоции - ровные, круглые, гладкие атомы.

У Демокрита появляется этика. Путь к счастью, к достижению доброй мысли - через уравновешенность и умеренность.

Демокрит первый философ, который воспротивился физическим наказаниям.

Платон (Аристокл) - первейший ученик Сократа. Организовал академию в 4 веке до н.э., которая просуществовала 916 лет. Платон был изобретателем будильника. Увлекался мистикой. Подарил человечеству миф об атлантиде. Платон - идеалист. Основа всего - идеи. Существует мир идей и параллельно существует мир материальный. А между ними мировая душа или бог. Мировая душа одушевляет звезды, планеты. Душа человека тоже была частичкой мировой души. Попав в тело человека - душа теряет свою гармоничность. Задача человеческой жизни - вернуть гармонию. Человек может сделать это - так как у человека есть разум, который направляет поведение человека. Сам человек ничего не познает. Мир непознаваем - так как это мир идей. Душа все вспоминает, все то, когда она была гармоничной. Истинное познание - припоминание.

Душа состоит по Платону из трех частей:

    1. Ум - в голове
    2. Аффекты, страсти - в груди
    3. Вожделение - в печени

Этика Платона

Работа об идеальном государстве. В идеальном государстве должны существовать 3 социальные группы:

    1. Правители и философы (преобладание ума). Для них существует мудрость
    2. Стратеги, воины (преобладание аффектов). Добродетель для них - храбрость.
    3. Производители, ремесленники (преобладание вожделения). Добродетель для них - умеренность.

Высшая добродетель для всех сословных групп - справедливость.

Сформулировал систему воспитания, развития.

Объективный идеалист.

Аристотель

Учился в школе Платона 20 лет. Был личным воспитателем Александра Македонского. Организовал свою школу - перипатетическую (беседы велись во время прогулки по саду). Аристотель обобщил все философские системы. Создает свою философскую систему.

Первопричина всего - первичная материя. Из нее образуются 4 стихии - огонь, земля, вода, воздух.

4 вида движения для образования всего остального: возникновение - гибель, уменьшение - увеличение, перемещение, изменение места.

Душа присуща всей живой природе. Душа человека состоит из 3-х частей: 1. растительная, вегетативная часть. Отвечает за физиологические функции. 2. животная, чувственная часть души отвечает за эмоции, чувства. 3. разумная часть души осуществляет познание.

Теория познания Аристотеля: для процесса восприятия необходимо три условия:

    1. воздействующий объект
    2. промежуточная среда (например: для зрения - свет)
    3. ощущающая способность

Аристотель выделил 5 видов чувственности:

    1. зрение
    2. слух
    3. обоняние
    4. осязание
    5. вкус

Мышление невозможно без чувственного опыта. Главное у Аристотеля - разумная мыслительная деятельность человека. Интеллигентные люди - неинтеллигентные люди.

Появление естественнонаучного направления.

Галлен 3 век до н.э. - врач. Описал системы кровообращения, дыхания, мышечную и нервную системы. С 3 века до н.э. до 17 века н.э. - его книги были настольными книгами для медиков. По Галлену - нервная система имеет вид дерева. Нервные пути - жгуты из такого же вещества, как и мозг. Психическую жизнь связывал с кровообращением:

  • - в сердце кровь очищается, становится чистой и теплой. Сердце у Галлена отвечает за эмоции.
  • - в печени холодная венозная кровь.
  • - в мозге - особая мозговая кровь. Мозг - носитель разума.

Типология Галлена связана с преобладанием той или иной крови в человеке. Теплая - подвижный человек. Холодная - малоподвижный, вялый человек.

Ибн Рашид (Авиросс)

Ибн Сина (Авиценна)

Были придворными лекарями. Ибн Рашид также занимал должность придворного судьи. Перевод и комментарий трудов Аристотеля Ибн Рашидом стали очень популярны. Ибн Рашид считал, что чувственное познание у человека составляет основу его разумной деятельности.

В душе 2 части:

  • - индивидуальная душа
  • - универсальный ум

Индивидуальная душа погибает с гибелью тела.

Универсальный ум - вечная субстанция, связанная с Богом. Поэтому Ибн Рашид говорит о богоподобии человека.

Авиценна (Ибн Сина) - придворный врач из Бухары. Его труды: "Канон медицины", "Книга исцеления".

Ибн Сина разделял положение Аристотеля о том, что душа состоит из 3 частей:

    1. растительной
    2. животной
    3. разумной

Душа- это форма тела. Без души тело разрушается. Ибн Сина связывает деятельность психики с деятельностью головного мозга. Физиологический механизм деятельности психики Ибн Сина связывает с кровообращением. Сначала венозная кровь попадает в печень, потом в сердце (в сердце аффективные, страстные начала души), и специальная мозговая кровь идет в мозг - осуществляет разумную деятельность. Кроме человеческого разума, который складывается из ощущений Ибн Сина выделяет чистый разум, который не связан с телом и существует еще до человека. Ибн Сина выделяет 5 основных видов чувствительности:

  • - вкус
  • - зрение
  • - обоняние
  • - осязание
  • - слух

Ибн Сина - первый врач, который попытался проводить психологические эксперименты. Он пришел к важной идее, что можно регулировать внутренние психические процессы - внешним воздействием на человека.

Ибн Сина использовал метод ассоциаций. В процессе экспериментов наблюдал за изменением пульса и дыхания.

Вот один из примеров.

Экспериментальный невроз: 2 баранам давали одинаковую пищу. Один в стойле, другой рядом с волком. Один рос, другой худел. Вывод - воздействие внешних раздражителей на психику.

Эпоха возрождения 13-15 вв.

Обостряется борьба с религиозным догматизмом и в результате происходит гуманизация во всех общественных направлениях в эти годы. Создание условий для достойной жизни человека. Думают больше о человеке.

Антропоцентризм - в центре человек, все для человека.

В эти годы множество научных открытий.

Н.Коперник - создатель гелиоцентрической системы.

Иоган Келлер - математически доказал теорию движения планет.

Галилео Галилей - открытия в области астрономии.

Эти открытия наносили удар схоластике.

Новое представление о человеке. О единстве человека и природы. Человек - часть природы, следовательно на человека распространяются все законы природы.

Это прежде всего механистические законы. Следовательно человек - некий механизм. Но это не давало ответов на вопросы о душе человека. Появляются ученые, связывающие душевную жизнь человека с его физиологическим строением. Архитекторы, художники.

Леонардо да Винчи - все эмоциональные состояния - радость, печаль, страх - отличаются определенными мышечными движениями. Это проявляется в мимике. Мышечные движения лица например. Леонардо да Винчи говорил, что творческое воображение можно тренировать. "Даже пятна на стене позволяют художнику разглядеть в них свои будущие картины..." (Можно сопоставить это с пятнами Роршаха).

Леонардо да Винчи исследовал работу человеческого глаза. Вывод - работа глаз управляется не способностью души, а является ответной реакцией на световые воздействия. Механизм зрения основан на рефлекторной дуге. Он это описал.

Данте Олигьери - создатель "Божественной комедии". Развивал идею о богоподобии человека. Следовательно человек должен стремиться к самовозвышению, к самореализации. Он не игрушка в руках бога. Он самостоятелен.

Франческа Петрарка "отец гуманизма". Идея о возможности человека к саморазвитию. Его работа называется "Моя тайна". Описывает внутренние конфликты человека, которые мешают человеку взаимодействовать с другими людьми. Пытается привести способы решения этих внутренних конфликтов.

Френсисом Бэконом в 17 веке предложен новый метод познания. Он считает, что научные знания должны основываться на фактах, которые затем обобщаются, подвергаются экспериментальной проверке. Знание - индуктивный метод. Этот метод - эмпирической психологии, который основывается на опытах, обобщениях... Френсисом Бэконом была написана "Теория познания". Человеческие чувства в силу их несовершенности не всегда дают нам точное и объективное знание. Человек очень часто ошибается. Все ошибки человеческого познания Бэкон проанализировал и назвал "Учение о идолах познания" или "Учение о призраках познания".

    1. Идолы рода - это ошибки, которые связаны с тем, что человек судит о природе, исходя из собственных представлений. Но органы чувств человека могут ошибаться. Ограничивают познание человека.
    2. Идолы пещеры - это ошибки познания, которые вытекают из ошибок индивидуального характера. Зависят от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей. Человеку бывает очень трудно поменять свою точку зрения.
    3. Идолы рынка - привычки пользоваться распространенными мнениями, без критического отношения к ним. Обывательская психология.
    4. Идолы театра - ошибки связаны со слепой верой в авторитеты, веры в то, что тот, кто находится выше на социальной лестнице, лучше знает.

Например: деятельность средств массовой коммуникации.

Рене Декарт - полная противоположность Бэкону. Профессия - военный юрист. Труд Декарта - "Взгляды о душе". Учение - дуализм Декарта.

Человек состоит из безжизненного телесного механизма и мыслящей души. Т.е. тело человека - механизм и все, что происходит в нем - объясняется законами механики. Тело человека пронизано полыми трубками и по этим трубкам движутся животные духи. Внешнее воздействие на человека всегда возбуждает движение животных духов. Они стремятся в кору головного мозга, а затем возвращаются в мышцы - рефлекторная дуга.

Метод познания Декарта - это систематическое сомнение. Сомневаться в достоверности чувственности познания. Я - это сомнение, сомнение - это акт мышления - я мыслю - следовательно я существую.

Учение о страстях - этика Декарта. Рассматриваются причины страстей, дает их классификацию и предлагает воспитывать страсти. Причины страстей являются - внешние воздействия, которые запускают движение животных духов и происходят физиологические изменения, которые отражаются эмоциональные проявления.

Классификация страстей:

  • первичные (врожденные) - удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Назначение первичных страстей - сигнал - что полезно, а что вредно.
  • вторичные - которые проявляются при жизни человека, и они должны принимать участие в воспитании страстей. Средства борьбы - разум и воля. Разум зависит от опыта человека, а воля помогает отделить мысль о предмете от движения животных духов. Страсть выражает у человека врожденные идеи, врожденные знания.

Лейбниц - "Монадология"

Монадология от "монас"

Первопричина всего сущего - монады - вечные, неизменные, созданные богом, строго индивидуальны. Занимался экономикой, геологией. В сознании нет ничего кроме ощущений и кроме самого сознания. Источником знаний может быть сам разум и все идеи уже заложены в разуме - врожденные. Мир, природа - у него в виде огромного механизма - в котором есть отдельные монады.

Монада души - ее он разделяет на части:

    1. Апперцепция - это ясное, отчетливое знание
    2. Перцепция - это область бессознательного

Лейбниц впервые в психологии описал проблему бессознательного и сделал предположение о том, что некоторые психологические процессы человека протекают реально, независимо от того, осознает их человек или нет.

Лейбниц не согласен с понятием "чистой доски". По его мнению способности уже заложены в человеке. По Лейбницу - опыт и знания носят социокультурный характер.

Дэвид Гартли - у него теория, в основе которой лежит теория Лока. Основное понятие - вибрации. Вибрация внешнего мира воздействует на органы чувств человека. и вызывают ответные вибрации в сенсорных нервах, которые передаются в мозг. В структуре психики выделяется 2 круга: большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств в мозг к мышцам. А малый круг вибрации расположен в белом веществе мозга и именно он служит основой психической жизни. Гартли считает, что любое воздействие внешнего мира вызывает вибрацию сначала в большом круге, затем в малом, и оставляет там следы, в виде памяти.

Сила этих следов зависит от силы внешнего воздействия, от силы вибрации.

Слабые следы не осознаются.

Гартли выделяет в психике несколько элементов:

    1. ощущения, вибрация органов чувств.
    2. представление, вибрация следов в белом веществе, в отсутствие реального объекта.
    3. чувства - отражать силу вибрации

Гартли говорил о том, что возможность формирования психики - безгранична. Все зависит от того, какой материал для вибрации дают взрослые, учителя, воспитатели. Это соответствует идеям Лока.

Томас Гоббс - его труд - "Левиафан" - мифологическое чудовище. Человек - это сложный механизм, и душевная жизнь человека подчинятся законам механики. Критика работ Лейбница о врожденных идеях. Все знания человек получает только через ощущения. Все идеи. особым образом обрабатываются и способы переработки идей - это и есть теория познания.

    1. сравнение новой идеи с уже имеющейся
    2. сочетание
    3. разделение
    4. язык и речь - как специфическая особенность человека

Именно язык способствует познанию истин.

"О государстве" - все люди появляются на свет с равными возможностями. Но в силу несовершенства государственного устройства, не все люди могут реализоваться. Люди вступают в конкурентную борьбу друг с другом "Человек человеку - волк"

Основные характеристики психологических теорий 18 века.

    1. Душа понимается как сознание в ее познавательной функции.
    2. В основе познания лежат простые элементы - ощущения
    3. Познание носит чувственный характер
    4. Сложные идеи образуются из простых на основе ассоциаций
    5. Основным методом является - интроспекция или самонаблюдение

Психологические идеи классической немецкой философии

Кант - основатель

"Представления о душе, как о трихотомии". То есть 3 составных части души:

    1. познавательная способность души
    2. способность души чувствовать удовольствие и страдание
    3. желательная сила

Теория познания Канта - продолжение идей Платона. Доступны только явления вещей, а вещи существуют сами по себе, они независимы от человеческого познания. Познать их невозможно. Человеческое познание о мире - очень ограничено.

Георг Гегель - учение о индивидуальном сознании, или субъективном духе. Индивидуальное сознание каждого человека проходит в своем развитии 3 этапа:

    1. дух в соединении с телом (рассматривается психологический склад человека, возрастные особенности). Все проявления духа детерминированы телом.
    2. Субъективный дух в виде сознания. Развитие от просто сознания к самосознанию.
    3. Проявление субъективного духа в виде воли и нравственности.

Чарльз Дарвин - "происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятственных пород в борьбе за жизнь." Устроился натуралистом в кругосветное плавание. После выпустил книгу тиражом 1250 экземпляров.

1 положение: "об адаптации". Главный фактор, который закономерно и необходимо способствует психике человека, является ее приспособительная функция к усложняющимся условиям среды.

2 положение: "генезис психики" Все психические процессы появляются не в готовом виде, а проходям определенные и закономерные этапы в своем развитии.

К середине 19 века появляются объективные предпосылки становления психологии, как самостоятельной науки

    1. достижения физиологии и анатомии головного мозга
    2. развитие концепции Дарвина
    3. достижения физики, именно оптики, акустики
    4. развитие сенсорной физиологии
    5. открытия в естественных науках
    6. накопление психических знаний в педагогике, психиатрии.

Произошло основание эмбриологии (Бэр), открытие клетки (Шлейден, Шванн), закон сохранения энергии (Гельмгольц), открытие гомеостаза внутренней среды организма (Бернар), закон наследственности (Мендель), физико-химическая теория (Дюбуа-Реймон, Гельмгольц). Основные открытия сделаны в Германии.

Первое объяснение: экономический характер. В университетах поощрялись научные работы. Получить статус профессора было очень престижно.

Второе объяснение: немецкий характер. Все открытия , сделанные в естественнонаучной области требовали большой научной эксперементальной работы, здесь помог немецкий педантизм. Создано огромное количество эмпирического материала.

Первая концепция: физико-химическая школа: тело человека - это физико-химическая среда, следовательно закон сохранения энергии распространяется на человека и его тело. Они доказали, что человек берет энергию извне, а в организме происходит только переработка энергии. Психическая активность человека, это тоже проявление энергии.

Вторая концепция: о гомеостазе Бернара. Была выдвинута идея о том, что все клетки организма состоят в особой системе: крови, лимфы, межклеточной жидкости... Внутренняя среда стремится к своему постоянству, несмотря на разрушающие внешние или внутренние факторы: постоянная температура, количество гемоглобина, сахара и существуют внутренние механизмы, которые позволяют восстанавливать баланс в случае повреждения. Психика человека тоже стремится к постоянству. Депрессия или эйфория нарушает гомеостаз.

Третья концепция: Бессель сравнил свои собственные наблюдения с другими. Нашем некие небольшие отклонения. "Личное уравнение" - субъективный фактор, который существует у наблюдателя. Необходимо учитывать при наблюдении субъективный фактор наблюдателя. Особенно это связано с процессами ощущения: зрительного и слухового восприятия.

Необходимо изучать субъективные факторы в ощущениях и восприятиях субъекта. Такой анализ первым предпринял Герман фон Гельмгольц. Гельмгольц измерил скорость пробегания нервного импульса в чувственном нерве человека = 33,9 м/сек.

В середине 19 века появилось множество открытий в физиологии головного мозга.

Два ученых Маршал Холл и Пьер Флоранс проводят исследования с животными и применяют новый метод удаления. Такой прием, при котором выясняется функция участка головного мозга. Его разрушают или удаляют. Наблюдают за изменением в поведении. За все произвольные движения отвечает головной мозг, рефлекторные движения контролируются спинным мозгом, высшие психические процессы определяет кора головного мозга, зрительными и слуховыми рефлексами управляют части среднего мозга.

У нас такими исследованиями занимался Лурия. Нейропсихология.

Поль Брока - клинический метод, посмертное изучение структуры мозга, с целью обнаружения поврежденных участков, которые отвечали за поведение умершего. Брока работал хирургом у душевнобольных.

Метод электростимуляции - на участке коры головного мозга воздействие электрическими разрядами и наблюдение за реакцией.

Густав Фридж и Эдуард Хитциг - эксперименты на животных. Потом этим методом воспользовались бихевиористы.

Психиатрия начинала свое становление. Франция - страна с передовым опытом по лечению душевнобольных.

Ф.Пинель - попытка построения психиатрии. Исследование большого количества больных с целью создания классификации психических заболеваний. Был использован принцип: он наблюдал за особенностями нарушения интеллекта, памяти. Первая классификация Пинеля включала в себя 5 видов психических расстройств.

    1. мания
    2. мания без бреда
    3. меланхолия
    4. слабоумие
    5. идиотизм

Пинель выделил две причины, вызывающие психические расстройства:

    1. причины, предрасполагающие (например наследственный фактор)
    2. причины производящие (например физические повреждения, органические поражения мозга, с другой стороны: моральные потрясения).

Вунд - занимался физиологией. Первый в мире разработал курс лекций по психологии.

1867 год - Вунд читал лекцию по психологии в Лейпциге.

1879 год - первая экспериментальная психологическая лаборатория в Лейпциге.

Направление - структурализм. Вунд представлял психику и сознание человека - состоящими из элементов, которые связаны между собой в определенной структуре, следовательно возникают задачи психологии:

    1. анализ элементов психики. Вунд считал, экспериментально можно исследовать, только ощущения. Исследование памяти, внимания, мышления Вунд не представлял себе возможным.
    2. выяснить как элементы сознания соединяются
    3. изучить структуру сознания.

Вунд занимался зрительными и слуховыми ощущениями. Написал книгу в десяти томах - "Психология народов"

Г.Эббингауз - предположил такую вещь, как количество повторов, необходимых для запоминания. Придумал более 2000 слогов, из трех букв, не связанных между собой. В течение пяти лет самостоятельно проводил свои эксперименты.

Выводы:

    1. разница между запоминанием осмысленного текста и бессмысленного. Бессмысленный текст в 9-10 раз сложнее запомнить, чем осмысленный.
    2. чем больше объем запоминаемого материала, тем больше повторов требуется для заучивания.
    3. при заучивании бессмысленных слогов внутри списка образуются ассоциации.
    4. эффект избыточного запоминания. Повторов материала больше, чем требуется. Эффект прямого забывания.

Мюллер 1880 год - соперничал с Вундом. Проводил эксперименты с памятью. Работа с бессмысленными слогами. Выводы:

    1. запоминание имеет интроспективный характер.
    2. интерференционная теория забывания. Забывание происходит из-за взаимодействия нового материала, с уже имеющимся в памяти. Если в памяти нет материала. с которым новый может ассоциировать, то он вытесняется и наоборот.

Мейман: Запоминал только слова со связью. Два вывода:

    1. память не фотографически производит запоминаемый материал
    2. в памяти обнаруживается тенденция к обобщению, смешению, классификации. Эти операции относятся к мышлению.

Мейману удалось провести дорожку от памяти к изучению мышления.

Вюртсбургская школа психологии - возникла благодаря Освальду Кюльпе. Эксперименты с мышлением. Метод - систематическая, экспериментальная интроспекция. Это не одновременное существование процесса мышления и наблюдения за ним, а ретроспективное (отсроченное) наблюдение за ним. Вывод:

    1. Безобразной (без образа) мысли. Возможно мышление без сенсорного образа.
    2. Большое влияние на поведение человека оказывает скрытая сторона его сознания.

Появление функционализма в противовес структурализму в США. Это научное направление в психологии, которое изучало роль психики в адаптации организма к условиям окружающей среды.

Основатель функционализма - Вильям Джеймс. Психика - приспособительная функция. Сама психика в виде непрерывного потока сознания. Основная функция психики - избирательность. Мозг реагирует не на все раздражители. Сознательный выбор или привычка - складывающаяся из повторяющихся привычный действий, которые становятся частью нервной системы. Привычные действия человек осуществляет без контроля сознания. Каждый человек - это узел привычек. Основные привычки формируются к 25 годам, а к 35 - костенеют и практически невозможно из разбить.

Джеймс разработал прагматизм - значение и значимость знаний в связи с их практической пользой.

Джеймс разработал теорию эмоций - сначала возникает физическая реакция, потом - эмоция.

К.Ланге: теория эмоций Джеймса-Ланге.

1. метод выражений (по выражению лица). Для замера нужно: измерение, изменение в дыхании, кровообращении, температуры тела, потоотделение, слюноотделение, кожно-гальваническая реакция, мышечная реакция, зрачковый рефлекс.

Вывод: все чувства удовольствия повышают все физиологические показатели. Неудовольствие ослабляет физиологические показатели. Телесные проявления эмоций наступают позже.

2. метод впечатлений (Фехнер) - некоторые ощущения цвета, формы и их сочетание в пространстве оказывают эстетическое воздействие. Субъективную эстетическую оценку выявляли:

  • методом выбора (приятного)
  • метод изготовления или репродукции
  • метод применения - у испытуемых выясняют какие геометрические формы, цвета, размеры привлекают его в домашнем обиходе.

 


©2004-2007 Dreamkids. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. РБК хостинг
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 LiveInternet