Индивидуальная психология Альфреда Адлера (1870-1937)
А. Адлер был австрийским психологом. Полагал, что структура личности закладывается
в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого стиля жизни, который предопределяет
все последующее психическое развитие. Ребенок из-за недоразвитости своих телесных
органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и
утвердить себя складываются его цели (стать агрессивным, могущественным, недосягаемым).
Важно, чтобы стремление к превосходству, вытекающее из чувства неполноценности,
сочеталось с социальным интересом, т. е. стремление к превосходству должно быть
социально позитивно, включать стремление к благополучию всех людей. Если у человека
социальный интерес выражен недостаточно, то такой человек эгоистичен, борется
за личное превосходство и главенство над другими, поглощен своими интересами
и самозащитой. Социальный интерес должен развиваться в семье матерью через чувство
сотрудничества, установление взаимосвязей и товарищеских взаимоотношений. Мать
должна поощрять направление социального интереса за пределы сферы ее внимания.
Преувеличение здорового стремления постоянно преодолевать чувство неполноценности
может переоформиться в комплекс неполноценности - навязчивую тенденцию преувеличивать
свои физические или интеллектуальные способности подчас через неадекватные действия,
лишенные социального интереса (постоянная демонстрация своей компетентности,
склонность к конкуренции, привычка постоянно «сажать в калошу» других).
Индивидуальные различия Адлер описывал с помощью двух переменных: наличия
или отсутствия социального интереса, высокого или низкого уровня жизненной активности.
Он выделил следующие типы людей:
- управляющий (высокая активность, но низкий социальный интерес);
- берущий (не очень высокая активность, низкий социальный интерес);
- избегающий (низкая активность, низкий социальный интерес);
- социально-полезный тип (высокая активность сочетается с высоким социальным
интересом).
Цели работы с клиентом
- Снижение чувства неполноценности.
- Развитие социального интереса.
- Коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни, учитывая
первые две цели.
Этапы работы с клиентом.
I. Установление правильных отношений — уважительность, вера в возможности
и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка,
подбадривание.
II. Анализ личностной динамики
1. Цели жизни:
- - В чем Вы видите свое предназначение?
- - Вам нравится то, на что Вы расходуете свою жизнь?
2. Анализ семейного созвездия:
- - Как Ваш отец относился к детям?
- -Кто был любимым ребенком в семье?
- - В каких отношениях Вы были с отцом и матерью?
- - Каким ребенком Вы были?
3. Анализ ранних воспоминаний:
- - Я бы хотел услышать о Ваших самых первых детских воспоминаниях. Пожалуйста,
расскажите что-нибудь из самых первых Ваших впечатлений.
- - Хотелось бы услышать Ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым
6 годам жизни.
Собирают около четырех ответов по каждому пункту. Фиксируют:
- - доминирующую тему;
- - повторяющуюся реакцию;
- - позицию (участник - наблюдатель);
- - одиночество или включенность в группу;
- - центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.
4. Анализ сновидения. Детские сны рассматриваются как репетиция будущих действий.
5. Приоритеты, приоритетные ценности: комфорт, контроль, превосходство, желание
быть принятым.
Клиента просят рассказать о своем обычном дне:
- - что он делает;
- - как он себя при этом чувствует; - что он думает;
- - чего избегает под любым предлогом;
- - какие чувства вызывает у других.
Главная задача: помочь осознать приоритет, но не изменять его!
6. Подведение итогов. По каждой из предыдущих техник готовится резюме. Резюме
обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает резюме вслух, при этом обращается
внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры - нахождение главных
ошибок в суждении о мире: - гиперобобщения - «Нет в жизни счастья»;
- неосуществимые цели - «Я хочу нравиться всем»;
- ошибочное восприятие жизненных требований - «Все несправедливы ко мне»;
- отрицание собственной основополагающей ценности - «Я конченый человек»;
- мнимые ценности - «Главное - добиться своего, неважно какой ценой».
III. Подбадривание - признание личного мужества клиента, его духовных сил,
наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.
IV. Поощрение инсайта (озарения). Методы: Психологическая поддержка в сочетании
с конфронтацией и интерпретациями (намеки, подсказки, предположения). Цель:
высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни,
подвести клиента к реальному самопониманию.
V. Помощь в переориентации или воплощение инсайта в действие. Цель: изменение
прежних целей, принятие новых решений. Приемы:
1. Антисуггестия (парадоксальная интенция) - многократное преувеличение пропорций
нежелательной активности, чтобы клиент осознал неадекватность и неуместность,
нежелательность своих действий.
2. «Еыли бы ...» Клиенту предлагают вести себя так, если бы его желание уже
осуществилось.
3. Постановка целей и принятие обязательств. Цель должна быть достижима, приятна
клиенту, время ограничено. Если цель не осуществляется, ее пересматривают. В
случае удачи клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в
желательном для него направлении.
4. «Поймай себя». Отслеживать элементы своего деструктивного поведения, имевшего
место прежде, в нынешней жизни с теплым юмором в отношении себя.
5. «Нажатие кнопки». Если клиент чувствует себя жертвой противоположных эмоций,
ему предлагается расслабиться и обратить внимание на то, какие образы и мысли
вызывают неприятные чувства, а какие - приятные. После этого его обучают произвольно
регулировать свое эмоциональное состояние «нажатием кнопки», т. е. принимая
решение о том, на каких мыслях или образах стоит сосредоточиться.
6. «Избегание плакунчика». Если позиция клиента «Меня никто не любит, никому
я не нужен», не стоит подкреплять эту позицию. Наоборот, следует подкреплять
поведение, соответствующее психологической зрелости, когда выбор позиции зависит
от человека, от его свободного решения.
|