На главную Лекции Рефераты Билеты Дипломы Аспирантура Статьи
Рефераты

 

Общая схема возрастного развития от рождения до начала юности

 

Возрастной период Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Центральное новообразование Другие важнейшие новообразования Становление жизненного мира
1 2 3 4 5 6
Новорожденность 1-2 месяца Полная биологическая зависимость от матери     Комплекс оживления Сохраняется первичный (простой и легкий) жизненный мир
Младенчество (до года) Общая жизнь ребенка с матерью Непосредственно эмоциональное общение с матерью Потребность общения со взрослыми Дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь. Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах (непроизвольное внимание). Появляется трудность внешнего мира. Дифференцируются линии развития простого и "как бы легкого" (трудность незначима) и простого и трудного жизненного мира.
Раннее детство (1-3 года) Познание мира окружающих вещей, совместная деятельность со взрослым Предметно-манипулятивная деятельность Сознание "я сам" "Аффективное" восприятие объектов и ситуаций. Развитие активной речи. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Продолжаются две ранее выделившиеся линии развития. Доля детей с линией онтогенеза простого и трудного жизненного мира (со значимой трудностью) возрастает.
Дошкольное детство (3-7 лет) Познание мира человеческих отношений и их имитация Сюжетно-ролевая игра Соподчинение мотивов. Самосознание. Сформированная правильная речь. Развитая непроизвольная память; начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление; в конце периода переход к словесному мышлению. Творческое воображение. Дифференциация перцептивных и эмоциональных процессов. Расширение круга эмоций. Эмоциональная регуляция поведения. Появляется сложность внутреннего мира. Дифференцируются линии онтогенеза, ведущие к будущим различным типам жизненного мира взрослого человека. Преобладает линия развития сложного и трудного мира (со значимыми сложностью и трудностью)
Младший школьный возраст (7-11 лет) Социальный статус школьника (ситуация обучения) Учебная деятельность Произвольность. Чувство компетентности. Словесно-логическое мышление (с опорой на наглядность). Анализирующее восприятие; появление синтезирующего восприятия (в конце периода). Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Учебные мотивы. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни. Закрепление выделившихся в дошкольном детстве линий онтогенеза в связи с развитием мотивов учения.
Подростковый возраст (11-15 лет) Эмансипация от взрослых и группирование Интимно-личностное общение со сверстниками Чувство взрослости (младший подростковый возраст). "Я-концепция" (старший подростковый возраст) Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восприятия и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками Линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы
Старший школьный возраст (16-17 лет) Первоначальный выбор жизненного пути Учебно-профессиональная деятельность Самоопределение Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Мировоззрение. Нравственная устойчивость поведения. Происходит окончательное становление типов жизненного мира.

 


©2004-2007 Dreamkids. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. РБК хостинг
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 LiveInternet