Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 13.11.18

Время: 21:16

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Дипломы Психология Послеродовая депрессия и факторы, влияющие на ее формирование - Эмпирическое исследование.

Послеродовая депрессия и факторы, влияющие на ее формирование - Эмпирическое исследование.

Индекс материала
Послеродовая депрессия и факторы, влияющие на ее формирование
Эмпирическое исследование.
Выводы.
Заключение.
Библиография.
Приложение 1. Бланк шкалы депрессии Бека.
Приложение 2. Бланк методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге.
Приложение 3. Бланк методики «Характерологический опросник К. Леонгарда».
Приложение 4. Бланк опросника уровня личностной тревожности Ж. Тейлор.
Приложение 5. Бланк теста «Уровень субъективного контроля».
Все страницы

2. Эмпирическое исследование.

2.1. Цели, задачи, гипотеза, предмет и объект исследования.

Цель исследования:

Изучить уровни послеродовой депрессии у женщин в послеродовом периоде и эмоционально-личностные факторы, влияющие на данный уровень.

Задачи исследования:

  1. Подбор методического обеспечения исследования;
  2. Диагностика уровня депрессии в послеродовом периоде;
  3. Диагностика личностных особенностей женщин в послеродовом периоде;
  4. Качественный и количественный анализ результатов исследования и выявление эмоционально-личностных факторов, влияющих на уровень послеродовой депрессии.

Гипотеза исследования:

Уровень послеродовой депрессии связан с эмоционально-личностными факторами.

Предмет исследования:

Уровни послеродовой депрессии у женщин в послеродовом периоде и эмоционально-личностные факторы, влияющие на данные уровни.

Объект исследования:

Женщины, находящиеся в послеродовом периоде: первая беременность, первые роды. Возраст: от 19 до 30 лет, замужем.

Исследование проводилось на 3 – 10 сутки после родов на базе Акушерско-гинекологического корпуса Центральной Клинической Больницы Медицинского Центра управления делами Президента Российской Федерации.

Методики исследования:

  1. Опросник Зунге
  2. Шкала депрессии Бека
  3. Характерологический опросник К. Леонгарда
  4. Опросник уровня личностной тревожности. Ж. Тейлор
  5. Тест «уровень субъективного контроля»
  6. Рисуночный тест (я и мой ребенок)

Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью критерия U Манна-Уитни и метода ранговой корреляции Спирмена.

2.2. Методики исследования.

Шкала депрессии Бека.

Данная методика служит для характеристики степени выраженности депрессии по самооценке. Она охватывает 21 симптом депрессии: пониженное настроение, пессимизм, чувство недовольства собой, неудовлетворенности, вины, самообвинение, влечение к смерти, раздражительность, неспособность к работе, нарушение сна и т.д. Применительно к каждому вопросу возможны четыре утверждения, отражающие различные степени самооценки

Бланк методики находится в Приложении 1.

Обработка результатов.

За ответы 0 начисляется 0 баллов, 1 -1 балл, 2 - 3 балла, 3 - 4 балла.

Подсчитывается общее количество баллов (в том случае, если выбрано не одно, а несколько утверждений, их тоже считают).

Оценка результатов.

0-9 - отсутствие депрессивных симптомов

10-15 - легкая депрессия (субдепрессия)

16-19 - умеренная депрессия

20-29 - выраженная депрессия (средней тяжести)

30-63 - тяжелая депрессия

Пункты 1-13 - когнитивно-аффективная субшкала (C-A)

Пункты 14-21 - субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге.

Методика адаптирована Балашовой Т.И..

Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Бланк методики находится в Приложении 2.

Обработка результатов.

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

УД=Σпробр

где Σпр — сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;
Σобр — сумма цифр «обратных», зачеркнутым, высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 — ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 - ставим в сумму один балл и т.д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.

Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза.

При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состоявие или маскированная депрессия.

Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

Характерологический опросник К. Леонгарда.

Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий - патологических расстройств личности. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.

Бланк методики находится в Приложении 3.

Обработка результатов.

Результаты подсчитываются по ключу.

Ключ

  1. Гипертимные хЗ (умножить на 3) + : 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77, – : нет
  2. Возбудимые х2 + : 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81, – : 12, 46, 59
  3. Эмотивные х3 + : 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79, – : 25
  4. Педантичные х2 + : 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83, – : 36
  5. Тревожные х3 + : 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82, –: 5
  6. Циклотимные х3 + : 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84, – : нет
  7. Демонстративные х2 + : 7, 19, 22, 29,41,44, 63, 66, 73, 85, 88, – : 51
  8. Неуравновешенные х3 + : 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86, – : нет
  9. Дистимные х3 + : 9, 21, 43, 75, 87, – : 31, 53, 65
  10. Экзальтированные х6 + : 10, 32, 54, 76, – : нет

При подсчете баллов по каждой шкале суммировать ответы на пункты в строках «+» со свои знаком и на пункты в строках «-» с обратным знаком, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число.

Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т.е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов. Если ни одно свойство не превышает показателя 12 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те свойства, показатели которых выше этого среднего.

Шкала искренности ответов:

1 и 9 шкалы – не может быть высокого показателя у одного испытуемого

3 и 4 шкалы – не могут быть высокими показатели, т.к. это противоположность

9 и 10 шкалы – так же не может быть одинакового показателя.

Описание акцентуаций по Леонгарду.

  1. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.
  2. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.
  3. Застревающий тип. Основная черта этого типа – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей.
  4. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.
  5. Тревожно-боязливый тип. Основная черта–склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.
  6. Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз.
  7. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.
  8. Аффективно-экзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.
  9. Дистимический тип. Этот тип является противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.
  10. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.

Опросник уровня личностной тревожности Ж. Тейлор.

Бланк методики находится в Приложении 4.

Ключи.

При подсчете «сырых» баллов учитываются ответы на следующие пункты опросника:

2, 4, 8, 12, 13, 14, 16, 17, 19, 21, 22, 23, 25, 29, 33, 35, 36, 38, 39, 41, 42, 44, 47. 50, 51, 53, 56, 57, 59, 61, 64, 65. 68, 69, 71, 73, 75, 77, 78, 79, 82, 84, 85, 88, 89, 90, 92, 94, 95, 98.

Шкала социальной желательности (ШСЖ)

Ответ «да»

Ответ «нет»

101, 102, 106, 108

60, 103, 104, 105, 107,109

Нормы

Уровень тревожности

низкий

0-8

средний

9-20

высокий

21-50

Тест «уровень субъективного контроля».

Данная методика позволяет оценить сформированность у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Опросник состоит из 44 пунктов. Испытуемому необходимо ответить "согласен - не согласен" с каждым из предлагаемых высказываний.

Бланк методики находится в Приложении 5.

Обработка результатов происходит по 7 шкалам.

Показатель по каждой шкале подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждения, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком.

Описание шкал.

Высокий показатель по шкале общей интернальности соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и таким образом, они чувствуют свою ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.

Высокие показатели по шкале области достижений соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

Шкала интернальности в области неудач при высоких показателях говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Высокие показатели по шкале интернальности в области семейных отношений означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий - указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

Высокий показатель по шкале области производственных отношений свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающиеся отношениях в коллективе, в своем карьерном росте и т.д. Низкий показатель говорит, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, коллегам.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни, если показатель_высокий, указывает на то, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низкими показателями считает, что здоровье и болезнь являются следствием случайных событий, а выздороветь можно только благодаря действиям других людей (врачей).

Высокие показатели по шкале межличностных отношений свидетельствуют о том, что человек готов прикладывать усилия для налаживания контакта с окружающими и верит в свои возможности. Люди с низким показателем по этой шкале считают, что симпатии и антипатии возникают случайно и не зависят от действий и слов партнеров по общению.

Рисуночный тест (я и мой ребенок).

Многолетние исследования Филипповой Г.Г. позволили предложить в качестве метода диагностики отношения к беременности и готовности к родам рисунок на тему "Я и мой ребенок".

По рисуночному тесту учитывалось наличие на рисунке матери и ребенка, содержание образа ребенка и его возраст, наличие совместной деятельности матери с ребенком, психологическая дистанция, а также характеристика общего состояния (благополучное состояние, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка, принятым в психодиагностике (качество линии, расположение на листе, детали рисунков и т.д.).

Наиболее диагностически значимыми являются следующие особенности рисунка:

  • отсутствие на рисунке себя
  • отсутствие на рисунке ребенка
  • замена образа себя и/или ребенка на символ, растение, животное
  • ребенок “спрятан” в коляске, кроватке, животе матери
  • изоляция ребенка
  • пространственная дистанция матери с ребенком

По этому показателю выделены типы рисунков, соответствующие следующим особенностям переживания беременности и ситуации материнства: благоприятная ситуация -1; незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности -2; тревога и неуверенность в себе - 3; конфликт с беременностью или с ситуацией материнства – 4.

Описание симтомокомплексов, характеризующих выделенные типы рисунков.

1. Благоприятная ситуация.

Формальные признаки

Хорошее качество линии; расположение рисунка в центральной части листа; размеры рисунка соответствуют принятым в психодиагностике, (отражают нормальное состояние без признаков тревоги и неуверенности в себе); при наличии развернутого сюжета (с дополнительными кроме фигур матери и ребенка деталями: обстановка комнаты, дом, деревья и др.) рисунок занимает большую часть листа; отсутствие стираний, зачеркивания, перерисовок, рисования на обратной стороне листа; отсутствие длительных обсуждений (как и что рисовать) или отговорок (я не умею и т.п.), а также пауз в процессе рисования больше 15 секунд; положительные эмоции разной степени выраженности в процессе рисования.

Содержательные признаки

Наличие на рисунке себя и ребенка; отсутствие замен образов себя и ребенка на растения, животных, неживые объекты, символы; соразмерность фигур матери и ребенка; отсутствие других людей; дополнительные предметы и детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень прорисовки, размеры не давлеют над фигурами матери и ребенка; наличие совместной деятельности матери и ребенка; наличие телесного контакта (мать держит ребенка на руках или за руку); ребенок не спрятан (в кроватке, коляске, пеленках или животе матери) и не изолирован (ребенок, завернутый в пеленки, с прорисованным лицом, которого мать держит на руках - нормальный признак); прорисовка лица ребенка; все фигуры нарисованы лицом к зрителю; возраст ребенка приближается к младенческому прогрессивно с первого к третьему триместру, после родов - ребенок в настоящем возрасте.

2. Незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности.

Формальные признаки

Наличие незначительных признаков тревоги и неуверенности в себе по качеству линии; недостаточно крупный рисунок; расположение в нижней части листа или ближе к одному из углов; наличие линии основания; небольшое наличие штриховки.

Содержательные признаки

Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или маленькая; наличие мужа, других детей; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры; ребенок в коляске или другом подвижном объекте (на санках, в кресле-качалке, на игрушке-качалке и т.п.), при этом мать держит ребенка за руку или за деталь объекта, в котором расположен ребенок, фигура и лицо ребенка прорисованы; все фигуры лицом к зрителю, или в профиль; совместная деятельность может отсутствовать; возраст ребенка в беременности в пределах раннего, к концу беременности приближается к младенческому, после родов - в настоящем возрасте.

3. Тревога и неуверенность в себе.

Формальные признаки

Плохое качество линии; рисунок очень мелкий, расположен внизу листа или в углу; наличие линии основания, штриховки в большом количестве.

Содержательные признаки

Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или слишком маленькая; большое количество дополнительных объектов, тщательная прорисовка деталей одежды; недостаточная прорисовка фигур и лиц себя и ребенка, схематизация; отсутствие совместной деятельности; контакт с ребенком может быть по типу 1 и 2, или рядом с ребенком без контакта (при этом ребенок не изолирован), возможно протянутые друг к другу руки без прямого контакта; наличие на рисунке нескольких членов семьи, своей матери; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка в беременности в пределах дошкольного, к концу беременности приближается к раннему или младенческому, после родов - в настоящем возрасте.

4. Конфликт с беременностью или ситуацией материнства.

Формальные признаки

Отказ от рисования; переворачивание, сгибание листа; наличие стираний, перерисовок, зачеркиваний; большие пятна черного цвета; неадекватное использование размеров листа (слишком мелко или "не умещаются" важные части рисунка, в первую очередь фигура матери и ребенка).

Содержательные признаки

Отсутствие на рисунке себя и\или ребенка; замена образа ребенка и\или себя на растение, животное, символ; отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком; ребенок спрятан (в пеленках, коляске, кроватке, животе матери); ребенок изолирован при помощи предметов, отделяющих его от матери или полностью изолирован без контакта с матерью (к кроватке, коляске, на коврике, на качелях и т.п.); большая пространственная дистанция между фигурами матери и ребенка; фигуры, нарисованные спиной; отсутствие у фигур лица, реже тела; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка дошкольный, реже ранний, к концу беременности не снижается, или даже увеличивается, после родов - ребенок более старшего, редко - более младшего возраста, чем в настоящем.

2.3. Описание результатов.

Все испытуемые были разделены на три группы по результатам методики «Шкала депрессии Бека» (Таблица 1):

  • 1 группа – сюда вошли испытуемые, у которых отсутствуют симптомы депрессии;
  • 2 группа – испытуемые с умеренно выраженными симптомами депрессии (субдепрессивный уровень);
  • 3 группа – испытуемые с депрессией средней тяжести

По результатам данной методики не было выявлено женщин с тяжелой и легкой формами депрессии.

Таблица 1. Результаты методики «Шкала депрессии Бека»

Группа

Средний балл

Количество испытуемых

1

6,83

6

2

15

8

3

26,83

6

Статистическая обработка результатов выявила достоверные различия между группами (Таблица 2).

Таблица 2. Результаты статистической обработки результатов методики «Шкала депрессии Бека» по критерию U Манна-Уитни

Сравниваемые группы

Уровень достоверности

1 – 2

0,001

1 – 3

0,002

2 – 3

0,001

Результаты методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге лишь частично подтвердили результаты методики «Шкала депрессии Бека» (Таблица 3).

Таблица 3. Результаты методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге по группам

Группа

Среднее значение

1

47,67

2

51,62

3

50,33

Согласно полученным по данной методике результатам испытуемые второй и третьей группы находятся в состоянии легкой депрессии.

Статистическая обработка результатов выявила достоверные различия между 1 и 2 группами (р = 0,03). Между другими группами различий не найдено.

Опросник уровня личностной тревожности Ж. Тейлор выявил высокий уровень тревожности у всех испытуемых (Таблица 4).

Таблица 4. Результаты опросника уровня личностной тревожности Ж. Тейлор по группам

Группа

ШСЖ

Среднее значение

1

4

21,5

2

3,5

21,38

3

3,67

28,17

Достоверных различий между группами выявлено не было. Однако можно отметить тенденцию к повышению уровня личностной тревожности в группе с симптомами депрессии средней тяжести (группа 3).

Средние оценки по шкале тревожности испытуемых группы 1 и 2 близки к границе между средним и высоким уровнем тревожности.

Результаты по методике уровень субъективного контроля представлены в (Таблице 5).

Таблица 5. Результаты методики УСК по группам

Группа

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

Из

1

4,67

7

6,17

7,17

5,83

6,83

6,83

2

4

6,88

7,12

7,12

6,38

7,5

6,12

3

7

7

8,5

6,67

6,17

5,67

4,83

Для испытуемых с низкими оценками депрессии (группа 1) характерны высокие показатели оценок по шкалам Ид и Ис, что свидетельствует о высоком уровне субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями и развитом чувстве ответственности за события, происходящие в его семейной жизни.

Для испытуемых с симптомами субдепрессии характерны повышенные результаты по шкалам Ин, Ис и Им, что говорит о способности и желании человека прикладывать усилия для налаживания контакта с окружающими, высокоразвитом чувстве ответственности за происходящее в семье. Также для них характерно наличие некоторого самообвинения в неприятностях, неудачах и т.п.

У испытуемых с выраженными симптомами депрессии наиболее высоки показатели оценок по шкалам Ио, Ид, Ин, что можно трактовать как высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Испытуемые этой группы чувствуют личную ответственность за все хорошие и плохие ситуации в их жизни.

Статистическая обработка результатов позволила выявить достоверные различия по шкале общей интернальности (Ио; p = 0,036) между группами с умеренно и сильно выраженной депрессией. Также можно отметить наличие следующих тенденций:

  1. уровень интернальности в области неудач (шкала Ин) выше у испытуемых с симптомами средней депрессии, чем у испытуемых без симптомов депрессивного состояния (р = 0,07);
  2. уровень интернальности в области межличностных отношений выше у субдепрессивных испытуемых, чем у испытуемых с симптомами депрессии (р = 0,085).

Различия по другим шкалам статистически достоверного уровня не достигают (Таблица 6).

Таблица 6. Результаты статистической обработки результатов методики УСК по критерию U Манна-Уитни

Сравниваемые группы

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

Из

1 – 2

0,473

0,628

0,279

0,525

0,253

0,255

0,323

1 – 3

0,111

0,467

0,070

0,282

0,403

0,185

0,126

2 – 3

0,036

0,552

0,115

0,371

0,368

0,085

0,256

Сравнение усредненных профилей (Диаграмма 1) по трем группам не выявило достоверной корреляции между ними (Таблица 7). Таким образом, мы можем говорить о наличии различий между профилями.

Диаграмма 1. Усредненные по группам профили УСК

В наибольшей степени различаются усредненные профили группы субдепрессивных испытуемых и испытуемых с депрессией (коэффициент корреляции 0,036).

Сравнение профилей 1 (без депрессии) и 3 (с симптомами депрессии) групп выявило незначительную отрицательную корреляцию между ними (-0,181).

Корреляция между усредненными профилями недепрессивных и субдепрессивных испытуемых имеет значение 0,527, однако достоверного уровня не достигает (р = 0,235).

Таблица 7. Результаты статистической обработки результатов методики УСК методом ранговой корреляции Спирмена (сравнение усредненных профилей по группам)

Сравниваемые группы

Уровень значимости

Коэффициент корреляции

1 – 2

0,235

0,527

1 – 3

0,713

-0,181

2 – 3

0,963

0,036

Результаты методики «Характерологический опросник К. Леонгарда» представлены в (Таблице 8).

Таблица 8. Результаты методики «Характерологический опросник К. Леонгарда» по группам

Группа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

77,33

82,17

76,17

44,67

60,5

53,17

51,67

47,67

43

56,33

2

58,25

64,38

73

45,25

57,62

65,38

49,62

42,88

41,88

60,25

3

74,83

74,83

55,83

43,33

49

61,67

77,67

42,67

48,17

46,17

1 - Нумерация шкал соответствует нумерации в описании методики

Для испытуемых без симптомов депрессии характерно преобладание черт гипертимического, возбудимого и эмотивного типов (1, 2 и 3 шкалы, соответственно). Таким образом, можно говорить о повышенном фоне настроения, высокой активности, повышенной импульсивности в сочетании с высокой чувствительностью и впечатлительностью.

У испытуемых с субдепрессивными симптомами преобладают высокие показатели по шкалам: 2 (возбудимость), 3 (эмотивность) и 6 (циклотимность), что свидетельствует о повышенной возбудимости, чувствительности и склонностью к периодическим сменам повышенного и пониженного настроения. Также можно отметить, что в целом оценки испытуемых этой группы ниже, чем у всех остальных, по всем шкалам, что свидетельствует о меньшей выраженности акцентуаций характера.

Испытуемые с депрессивной симптоматикой демонстрируют высокие оценки по шкалам гипертимности (1), возбудимости (2) и демонстративности (7). Следовательно, наиболее выражены такие черты как:

  • повышенный фон настроения в сочетании с высокой активностью;
  • повышенная импульсивность, ослабление контроля над побуждениями и влечениями;
  • демонстративное поведение, эгоцентризм, стремление привлечь к себе внимание.

Более наглядно результаты по опроснику К.Леонгарда представлены на (Диаграмме 2).

Диаграмма 2. Усредненные профили испытуемых по группам по методике «Характерологический опросник К. Леонгарда»

Статистическая обработка результатов позволила выявить достоверные различия между разными группами (Таблица 9) по шкалам опросника К.Леонгарда:

Гипертимность (1 шкала):

У испытуемых без депрессивных симптомов оценки по данной шкале выше, чем у испытуемых с симптомами субдепрессии (р = 0,025);

Возбудимость (2 шкала):

У испытуемых без депрессивных симптомов оценки по данной шкале достоверно выше, чем у испытуемых с симптомами субдепрессии (р = 0,024);

Эмотивность (3 шкала):

Оценки испытуемых без симптомов депрессии и с симптомами субдепресии достоверно выше, чем оценки испытуемых с депрессией среднего уровня (р = 0,018, р = 0,028, соответственно);

Демонстративность (7 шкала):

Оценки испытуемых с симптомами депрессии по этой шкале достоверно выше, чем оценки испытуемых без депрессии и с субдепрессией (р = 0,025, р = 0,044, соответственно).

Таблица 9. Результаты статистической обработки результатов методики «Характерологический опросник К. Леонгарда» по критерию U Манна-Уитни

группы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 – 2

0,025

0,024

0,421

0,578

0,603

0,218

0,397

0,373

0,396

0,345

1 – 3

0,404

0,404

0,018

0,284

0,144

0,256

0,025

0,374

0,283

0,166

2 – 3

0,067

0,165

0,028

0,423

0,302

0,421

0,044

0,699

0,180

0,106

1 - Нумерация шкал соответствует нумерации в описании методики (см. ключ к методике)

Анализ усредненных профилей групп испытуемых позволяет говорить о наличии достоверной корреляции между профилями испытуемых без депрессии и с симптомами субдепресии (р = 0,014) (см. Таблицу 10). Также можно говорить о наличии близкой к достоверной корреляции между профилями недепрессивных и депрессивных испытуемых (р = 0,095).

Таблица 10. Результаты статистической обработки результатов методики «Характерологический опросник К. Леонгарда» методом ранговой корреляции Спирмена (сравнение усредненных профилей по группам)

Сравниваемые группы

Уровень значимости

Коэффициент корреляции

1 – 2

0,014

0,757

1 – 3

0,095

0,559

2 – 3

0,184

0,455

Результаты по методике «Рисуночный тест (я и мой ребенок)» представлены в (Таблице 11).

Таблица 11. Результаты методики «Рисуночный тест (я и мой ребенок)»

 

0

1

2

3

4

Итого

1

2

3

0

1

0

6

2

0

2

1

2

3

8

3

3

0

1

1

1

6

Итого

5

5

2

4

4

20

Полученные результаты не позволяют выделить наиболее характерный для каждой группы тип рисунков.

Вместе с этим можно отметить, что испытуемые группы без симптомов депрессии, если соглашаются, рисуют изображения, свидетельствующие о благоприятной ситуации беременности и готовности к материнству и родам (50%).

У испытуемых с субдепрессивной симптоматикой преобладают рисунки, которые говорят о наличии в той или иной степени тревоги, неуверенности в себе, конфликтности (75%).

Испытуемые с симптомами депрессии в 50% случаев отказались рисовать, что может рассматриваться как сильновыраженные тревога, конфликтность, проблемное отношение к материнству и беременности. Остальные рисунки также свидетельствуют о тревоге и конфликтности, но в меньшей степени.

Статистическая обработка результатов данной методики (см. Таблицу 12) позволила выявить достоверные различия между испытуемыми из групп без симптомов депрессии и с субдепрессией (р = 0,013). Также можно говорить о наличии тенденции к большей тревожности испытуемых с депрессией, чем у испытуемых с субдепрессией (р = 0,082).

Таблица 12. Результаты статистической обработки результатов методики «Рисуночный тест (я и мой ребенок)» по критерию U Манна-Уитни

Сравниваемые группы

Уровень достоверности

1 – 2

0,013

1 – 3

0,433

2 – 3

0,082

2.4. Обсуждение результатов.

Полученные результаты позволяют говорить, что для испытуемых с отсутствием симптомов депрессии характерны следующие личностные особенности:

  • достаточно высокий уровень тревожности (однако ниже, чем у группы с симптомами депрессии);
  • высокий уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями и развитое чувство ответственности за события, происходящие в его семейной жизни;
  • повышенный фон настроения, высокая активность;
  • повышенная импульсивность;
  • высокая чувствительность и впечатлительность.

В 50% случаев можно говорить о благоприятной ситуации беременности и родов, готовности к материнству (по результатам рисуночной методики).

На основе полученных результатов мы можем предполагать, что выявленная тревожность обусловлена новой ситуацией, в которую попали испытуемые. Тем более, что для каждой женщины, участвовавшей в исследовании данная беременность и роды были первыми.

Отказ двух испытуемых от рисования можно трактовать либо как проявление маскированной депрессии (проявляющейся в первую очередь не в снижении общего фона настроения, а в формировании соматической симптоматики), либо как результат высокой тревожности, вызванной рождением ребенка и самой ситуацией психологического исследования. Также существенным может оказаться и тот факт, что рисуночный тест проводился одним из последних и женщины чувствовали себя уставшими.

Испытуемые с симптомами субдепресии характеризуются наличием следующих черт:

  • повышенный уровень тревожности;
  • наличие способности и желания прикладывать усилия для налаживания контакта с окружающими;
  • высокоразвитое чувство ответственности за происходящее в семье;
  • наличие некоторого самообвинения в неприятностях, неудачах и т.п.;
  • повышенная возбудимость;
  • чувствительность;
  • склонность к периодическим сменам повышенного и пониженного настроения;
  • неуверенность в себе, внутренние конфликты.

Необходимо отметить, что выраженность акцентуированных черт личности у испытуемых этой группы меньше, чем у всех остальных. Это может служить хорошим прогностическим признаком, так как, несмотря на наличие склонности к самообвинению и периодические смены настроения, они могут быть взяты под контроль.

Наблюдаемые в настоящее время тревога, конфликтность, неуверенность в себе могут быть объяснены не только особенностями личности, но и новой ситуацией материнства. Можно предположить, что изменение в социальной ситуации, приобретение новой роли стали толчком для формирования субдепрессивной симптоматики. Основой же могли послужить такие особенности личности как склонность к самообвинению, циклотимность и повышенная чувствительность.

Эти же черты личности могут быть причиной неуверенности в себе и конфликтного отношения к материнству и беременности, выявленные по результатам рисуночного теста.

К. Леонгард (1989) в описании типов акцентуации и их сочетаний указывает, что одновременное присутствие в личности черт возбудимого, эмотивного и циклотимного типов акцентуаций предрасполагает к развитию депрессивных состояний. Вместе с этим он отмечает, что для людей с эмотивным типом акцентуации характерно соответствие тяжести депрессивных симптомов тяжести события или переживания их вызвавших. Это подтверждает наше предположение о том, что выявленный субдепрессивный уровень симптоматики может быть обусловлен реакцией на изменение ситуации и социальной роли.

Несмотря на наличие в момент обследования симптомов субдепрессии, прогноз дальнейшего состояния является положительным. Сочетание всех описанных выше черт личности позволяет предполагать скорый выход из состояния подавленности и развитие нормальных отношений с ребенком, а также нормализацию отношений в семье и гармонизацию своей личности. Можно предполагать, что по окончании периода адаптации к новой ситуации симптомы депрессивного состояния исчезнут.

Для испытуемых с депрессивной симптоматикой характерно наличие таких черт личности как:

  • высокий уровень тревожности;
  • высокий уровень субъективного контроля, склонность видеть в себе причину всего происходящего;
  • повышенный фон настроения в сочетании с высокой активностью;
  • повышенная импульсивность, ослабление контроля над побуждениями и влечениями;
  • демонстративное поведение, эгоцентризм, стремление привлечь к себе внимание.
  • неуверенность в себе, наличие внутренних конфликтов.

Можно предполагать, что одна из причин депрессии и высокой тревожности – высокий уровень субъективного контроля, приводящий к принятию ответственности за все происходящее на себя. При чрезмерной выраженности это приводит к тому, что человек оказывается не в состоянии принять тот факт, что не все можно контролировать. В подобной ситуации любое событие, которое невозможно контролировать, может стать источником серьезного стресса.

Демонстративность также может служить фактором риска формирования послеродовой депрессии, так как с рождением ребенка внимание семьи часто смещается с его матери на него. Это может приводить к возникновению мыслей о своей ненужности, покинутости и т.п.

Также демонстративность может влиять на степень выраженности депрессивной симптоматики. Часто демонстративные личности склонны преувеличивать свои страдания, тем самым пытаясь привлечь к себе внимание.

Психологические исследования акцентуаций и их связи с депрессивными расстройствами показывают, что наличие в структуре личности демонстративности, яркости эмоциональных проявлений при отсутствии их достаточной глубины, склонность к быстрой смене переживаний или внутренняя дисгармония с сужением зоны жизненного комфорта, неуверенность в своих возможностях, снижение самооценки, непродуктивность интеллектуальной переработки конфликтных ситуаций, истощаемость приводят к быстрому формированию под влиянием стрессовых воздействий депрессивных расстройств (Кадина Г.И., Корнилов А.П., 1996). Большая часть этих черт личности присутствует у испытуемых с выраженными симптомами депрессии.

Для испытуемых данной группы прогноз будет наименее благоприятным, так как выявленное сочетание акцентуаций личности приводит к возможности возникновения аффективных взрывов, а также к формированию реакций по типу «бегства в болезнь» (Леонгард К., 1989).

Сопоставление результатов всех методик по всем группам испытуемых позволяет выявить ряд тенденций:

  • выраженной депрессивной симптоматике соответствует высокий уровень тревожности;
  • ярко выраженный внутренний локус контроля в области значимых событий способствует формированию депрессии, в тоже время внутренний локус контроля в области отношений с людьми служит фактором защиты от депрессивных состояний;
  • такие черты личности как эмотивность, циклотимность и демонстративность могут служить факторами риска формирования депрессии.

Выявленные тенденции не предполагают неизбежного развития послеродовой депрессии у женщин с приведенными личностными особенностями. Однако при неблагоприятной ситуации вероятность формирования данного состояния значительно возрастает.

Также важно отметить, что в ряде случаев симптомы послеродовой депрессии могут проявляться скрыто (в виде соматических осложнений) или, наоборот, значительно преувеличиваться (например, при демонстративной акцентуации). Поэтому важно помимо прямых методов диагностики использовать и проективные методики, позволяющие выявлять скрытые, бессознательные личностные тенденции и особенности.

Существенным является влияние особенностей личности на прогноз течения депрессивного состояния. Высокая эмотивность служит основанием для благоприятного прогноза, так как предполагает способность глубоко чувствовать и переживать не только отрицательные моменты своей жизни, но и положительные. В качестве благоприятного фактора можно рассматривать и гипертимность, так как она вызывает повышенный фон настроения и высокую активность, препятствующие развитию тяжелой депрессии.

Также можно предполагать, что высокий локус контроля в области семейных и межличностных отношений при невысоких значениях общей интернальности и интернальности в области удач может снижать неблагоприятные последствия послеродовой депрессии, так как предполагает заинтересованность в установлении контактов с окружающими людьми и их поддержании.

В качестве неблагоприятного фактора можно рассматривать демонстративность, так как наличие развитых истерических черт характера может способствовать «бегству в болезнь» и преувеличению тяжести симптомов. Также демонстративность может обусловить недостаточные внимание и заботу о ребенке, особенно, если демонстративная женщина считает, что таким образом сможет выделиться, или ситуации в семье превращается в борьбу за внимание окружающих.

Циклотимность также негативно влияет на прогноз течения депрессии. Колебания настроения могут приводить к тому, что после очередной гипоманиакальной фазы, проявляющейся в повышенном настроении, высокой активности, энергичности, депрессивная фаза может либо затянуться, либо проявиться острее. Существенно и то, что смена настроения у циклотимных личностей может происходить не только под воздействием каких-либо событий, но и в результате размышлений.

Результаты данного исследования не позволили выявить четкой связи между степенью выраженности депрессивной симптоматики и тревожностью. Однако высокие уровни тревожности все же соответствуют развитой депрессии, поэтому эту особенность личности также можно рассматривать как определяющую течение этого состояния. Высокая тревожность препятствует нормализации состояния, так как не позволяет адекватно ее оценивать и замечать позитивные моменты. Все внимание сосредотачивается на возможных негативных последствиях.

Высокий внутренний локус контроля в области неудач, как правило, проявляется в склонности к самообвинению, что также мешает преодолению депрессивного состояния. Если он не уравновешивается высоким уровнем интернальности в области достижений, то может рассматриваться как крайне неблагоприятный фактор развития депрессивных состояний.

Неуверенность в себе и внутренние конфликты, конфликтное отношение к беременности и материнству служат одними из важнейших отрицательных факторов формирования негативных переживаний. При сочетании с другими отрицательными факторами они могут вызывать тяжелую послеродовую депрессию, продолжающуюся долгое время.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что эмоционально-личностные факторы оказывают влияние на формирование депрессии у женщин, находящихся в послеродовом периоде, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

Вместе с этим нельзя отрицать и влияние социальных факторов: изменение социальной ситуации и сопутствующая ей смена ролей также оказывают существенное влияние на формирование депрессивных состояний. Более того, именно они служат толчком к развитию послеродовой депрессии, поэтому при коррекции данного состояния необходимо это учитывать.