Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 19.03.24

Время: 13:49

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Аспирантура Лекции История науки

Картина мира. История науки.

Купцов.

Лекция 1

Что такое наука? Наука - это особый род деятельности. Деятельность присуща только людям. Она является целесообразной активностью. У любой деятельности есть цель. Цели разделяют разные деятельности. Цель: у педагога - передать знания, у студентов - освоить знания. У науки цель - познать реальный мир. Получить новые знания для пользы человечества.

Кроме цели - необходимы методы и средства. Они специфичны для каждой деятельности. Любая деятельность предполагает объект деятельности, тесно связанный предмет деятельности и субъект деятельности. Для науки важен результат деятельности. Все роды деятельности отличаются друг от друга по этим параметрам. Что же такое наука? Наука - это система знаний. Наука - это процесс познания. Наука - это определенная социальная организация, социальный институт. Главная цель науки - получение знаний. Только у науки есть цель - получение знаний. Во всех других видах деятельности тоже есть получение знаний, но не как цель, а как побочный продукт. Наука - специальный род деятельности. Научные знания - характеризуются как знания истинные. Бывают истины научные и ненаучные. Мы живем в мире ненаучных истин. Неверное утверждение - что истина не может быть ненаучной. Может быть. Научные знания систематизируются:

  1. Каталоги
  2. Телефонные справочники
  3. Расписания
  4. Схема метро и т.д.

Систематизация есть и среди ненаучных знаний. Знания научные должны быть систематизированы. Знания ненаучные могут быть систематизированы, а могут быть и несистематизированы. В отличие от ненаучных знаний, научные знания обосновываются. Знания научные: эмпирические и теоретические. Эмпирические знания - содержательные факты. Эмпирические знания - в виде фактов, эмпирических закономерностей. Они получаются в результате прямого контакта с реальностью.

Прямой контакт - наблюдение, эксперимент, социальный опрос, статистика, контакт с историческими источниками. Теория - важный элемент научного знания. Теорий мало, они обладают огромной ценностью. Задачи теории - описать эмпирические данные, объяснить эмпирические данные, исходя из небольшого числа принципов, предсказать существование новых.

В 1781 году был открыт Уран. Открыт Гершелем. До этого было известно 5 планет - Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн. Эти планеты были видны и их знали еще в Вавилоне. Планета - в переводе - блуждающая звезда. Так как все звезды собраны в созвездия, то планеты - блуждающие звезды. Уран разглядели в телескоп. До этого Левелье и Адамс - рассчитали траекторию Урана, но увидели по расчетам, что она не там (расчеты велись по механике Ньютона). Позднее Галь открыл Нептун.

В 1869 году - Менделеев создал таблицу. Менделеев предсказал наличие трех новых элементов - Германия, Скандия, Галия. Если вы предсказываете, что-то в теории, то это часть истинности вашей работы.

Фридман спорил с Эйнштейном. Он предсказал нестационарность вселенной. В 1929 году телескопом Хаббл было зафиксировано разбегание галактик.

Теория строится таким образом: теория имеет отношение к идеальным объектам. В механике это точка, обладающая некой массой. Отталкиваясь от реальности, нужно работать с идеальными объектами, и наделять их некими свойствами. Небольшое количество параметров мы интеллектуально контролируем. Теория абстрагируется от реальности, строится идеальный объект, модели конкретных явлений, закономерности.

Лекция 2

Наука определяется целью, объектом, субъектом и результатом деятельности. Наука - как деятельность. Главная цель- получение знаний. Новые знания для человечества. Наука - как деятельность:

  1. есть система знаний
  2. есть система активности
  3. организации, социальные институты, которые организуют деятельность.

Знания получаются разными методами. Эмпирические плюс теоретические. Метод: наблюдение, эксперимент, опросы, статистика. Теорий в любой науке не много. Они обладают особой ценностью. Теория может быть построена дедуктивно - общие принципы и на их основе можно объяснить любое явление данной предметной области.

Например: первая фундаментальная теория - геометрия Эвклида. Его труд - "Начало". По читаемости занимает второе место после Библии. "Начало" - главный феномен геометрии Эвклида (300 год до н.э.). Строится аксиоматически. Эвклид вводит понятия точка, прямая, окружность. Дальше строятся производные понятия: угол, отрезок, пересекающиеся прямые, сегмент. Дальше формируются исходные утверждения. Исходные понятия и исходные утверждения - до 20 века будут считаться очевидными.

Утверждения:

  1. через две точки можно провести прямую и притом только одну
  2. любой отрезок прямой в разных направлениях можно продолжать как угодно долго
  3. все прямые углы равны
  4. из любой точки от центра можно провести окружность любого радиуса
  5. если две прямые пересекаются третьей, то они пересекаются с той стороны, где сумма двух углов меньше ста восьмидесяти градусов. Лобачевский в 1800 году опроверг этот постулат Эвклида и говорит, что через точку можно провести прямую параллельную другой и только одну.

Если две величины порознь равны третьей, то они равны между собой. Все остальные положения в геометрии выводятся из этих 5. Мы получили универсальное знание. Наука универсально значима.

Каким образом строится сама теория? Это открытия. Они осуществляются различными способами. Вдруг осуществляется условие синтеза. Когда те элементы, которые не соединялись - соединились. Мысленный эксперимент - кидаем на пол шарик. Он прокатился и остановился из-за силы трения. А если убрать силу трения? То он будет катиться бесконечно. По инерции. И эмпирическая и теоретическая основы опираются на идеализацию, обобщение (все тела падают к центру Земли), рассуждение по аналогии, анализ и синтез, рассуждения индуктивные и дедуктивные.

Средства в науке:

  1. Язык науки. У каждой науки свой язык. В истории науки огромное значение имеет развитие языка. Вплоть до 16 века не было никаких математических обозначений. Виет ввел буквенные обозначения. У каждой науки есть свой словарь. Особое значение имеет в науке математический язык. В разных науках он используется по-разному. Математизация физики - не существует. Существует математизация других наук. Математизация зависит от специфичности науки, от уровня развития самой математики, от степени развития самой науки.
  2. Кроме языка имеются еще и приборы. Без приборов невозможно развитие науки.
  3. Устройства. До 17 века вся наука опиралась только на наблюдения. Потом появилась возможность создавать устройства. Естествоиспытатель. Орудием испытаний являются устройства. Например: в физике элементарных частиц - ускоритель.

Без языка, без приборов, без устройств - наука невозможна.

Объект в науке - все, на что направлена научная деятельность.

Предмет науки - то, на что направлено исследование.

Субъект - ученый в определенной социальной структуре.

Научные открытия не зависят от конкретной личности. В искусстве: если не было бы Бетховена, не было бы "Лунной сонаты", без Толстого не было бы "Анны Карениной". Профессионал в науке - тот, кто обладает профессиональной интуицией. Кто знает, что является глупостью в науке. Вопрос о том, каков результата в науке?

Научная картина мира - как синтез знаний. Картина мира - очень важна как феномен культуры. Наука разрабатывает методы и получает результат, который идет в технологию. Важны приборы - они тоже результат. Устройства - это тоже продукт. Устройства - это важная часть науки. Средства - важное в науке. Рациональность - это умение мыслить систематически и критично. Еще результат - это этика. В различных родах деятельности - различная этика. Например: политик не может не врать. В науке нельзя врать.

Ганг и Штрасман открыли цепную реакцию (например - в горах от крика падают камни). Один маленький камень метра через 2-3 сбивает камни большего размера.

Атом состоит из ядра и электронной заряженной оболочки. Нейтроны и протоны. Размер атома - одна десятимиллиардная метра. Пример - хлебная крошка содержит в ширину и в длину 10 миллионов атомов.

Ганг и Штрасман - открыли то, что если нейтрон попадает в атом - он может выбить несколько нейтронов. Эти три нейтрона разбивают впоследствии три атома и так далее.

Атомную бомбу могли сделать в России, Германии, Франции, Англии, США. Но Францию в первые дни захватили немцы, Англия сама отказалась от этой идеи. В США - физик Ферми (итальянец - эмигрант из Европы) - создает первый атомный котел. В 1945 году была создана атомная бомба. Испытана летом. Черчель и Трумэн - договорились о сбросе атомной бомбы на Японию. Когда ученые физики узнали о планах сбросить бомбу на Японию, они предложили пригласить японцев на испытания и не сбрасывать бомбу на мирные города. Эйзенхауэр говорил по поводу этой ситуации, что никакой военной необходимости сбрасывать атомную бомбу не было. Эти учения имели большие последствия. Был организован комитет о запрете испытания атомной бомбы. Ученые не хотели сбрасывать бомбу. Но решение оставалось за политиками. На сегодняшний день атомная бомба есть в России, США, Франции, Англии, Китае, Индии, Пакистане. Плюс Израиль и Северная Корея.

Лекция 3

Средние века с 476 года до 16 века. Приблизительно 40 лет назад - представление о вселенной было как о метагалактике (совокупность всех галактик). Вселенная возникла приблизительно 15 млрд. лет назад.

Галактика - это совокупность звезд, которые существуют как единое целое. Звезды в галактике притягиваются друг к другу. Галактика - совокупность звезд, летящих в пространстве. Сколько галактик в метагалактике? Галактик существует несколько десятков миллиардов. Галактики бывают: небольшие - в них сотни миллионов звезд. В больших галактиках - сотни миллиардов звезд. В нашей галактике около 200 млрд. звезд. В супербольших галактиках - сотни триллионов звезд. Вселенная возникла около 15 млрд. лет назад. Ее размер был 10 в минус 35 степени. Это образование обладало всей энергией нынешней вселенной. Теория большого взрыва - основатель Гамов (1948 год), а основатель модели развивающейся вселенной - Фридман (1922 год). После 1965 года - когда было открыто реликтовое излучение - все космологи стали считаться с этими теориями. Мы стали узнавать космос, так как стали хорошо разбираться в микромире. В 19 веке - химия станет использовать атомы. При этом люди не представляют, как выглядит атом. Экспериментальное изучение атома будет проводиться в конце 19 века. Атом состоит из ядра и электронов. В ядре протон (положительный заряд) и нейтрон (нейтрально заряженный). Весь вес в ядре. Размер атома 10 в минус 10 степени. В первые 100 секунд жизни вселенной возникли простейшие атомы - водород и гелий. Химический состав всей вселенной таков - 75% - водорода и 25% гелия. Когда вселенная остывает - образуются звезды. И идет образование других элементов. Чтобы это произошло, температура должна быть свыше 10 млн. градусов. В результате термоядерных процессов происходит соединение ядер (протонов и нейтронов). Всем дальнейшим элементам не хватает энергии, и они образуются в результате взрыва звезд. Химический состав звезд - около 75% водорода, около 25% гелия и меньше 2% всех остальных элементов. Будущее вселенной - большой взрыв и увеличение объема пространства.

Алхимия возникла в 3 веке в Александрии в Египте. Задача алхимии - поиск философского камня, при помощи которого можно было решить 3 проблемы:

  • получение из неблагородных металлов - благородных
  • эликсир молодости
  • универсальный растворитель

Все эти задачи мистические - это определенный феномен культуры. Универсальный раствор - где хранить? Получение благородных металлов - некоторые ученые считали, что это возможно вплоть до 20 века. Это невозможно, так как мы знаем, что такое химический элемент. Химический элемент определяется количеством протонов в ядре. Для получения более тяжелого вещества нужно натолкать в ядро протонов. Химическим способом эту задачу решить невозможно. В химических процессах электронные оболочки цепляются друг за друга. Но они могут соединяться при очень высоких температурах. Самые высокие температуры в ядре около 4000 градусов. А нам нужно 10 млн. градусов. Все, что есть на земле - произошло в недрах звезд. На земле происходят только вещества, а не элементы. Все элементы появляются в звездах.

Будущее вселенной - большой взрыв и увеличение объема пространства. В перспективе - возможное дальнейшее расширение: объем будет увеличиваться, а температура понижаться, так как энергия всей вселенной одинакова. В конечном итоге - вселенная умрет при температуре минус двести семьдесят три градуса (близко к абсолютному нулю). Распадется все. Останутся одни лептоны - это легкие частицы и черные дыры. Черные дыры - это последняя стадия в эволюции звезды.

Свойства черной дыры:

1. Наше солнце - карликовая звезда. Радиус звезды карлика 700 тысяч километров. Радиус Земли для сравнения - 6400 км. Есть звезды в 1000 раз большего диаметра. В звездах идут термоядерные реакции. Тяготение не дает им разрушиться. Когда звезда высветится и тяготение увеличивается, они сжимается в меньший объект плотного вещества. В такой звезде - около 500 млн. тонн в кубических см. Это первичная плотность. Радиус равен 10 км.

2. Черная дыра - прожорлива. Она может проглотить звезду и увеличить свою плотность, но в размерах не увеличивается. Черная дыра не взрывается. Нас спасает огромное расстояние в космосе. Черная дыра перемещается в пространстве. Черных дыр в галактике сотни миллионов. Звезды живут разное время в зависимости от объема. Чем больше звезда, тем больше плотность, тем больше теряет энергии. Солнцу - 5 млрд. лет. Звезда как Солнце живет 10 млрд. лет. Возможно столкновение с другими галактиками. Ближайшая к нам галактика- Туманность Андромеды.

Свойство черной дыры - отсутствие времени. Эйнштейн в 1916 году сказал - чем больше тяготение, тем медленнее время. На Луне быстрее, на Солнце - медленнее.

В конце 30-х годов 20 века Оппенгеймер дал расчеты Черной дыры. Она не светится. Она поглощает свет. Тяготение в черной дыре такое большое, что даже больше скорости света и свет поглощается.

Мы сегодня судим о вселенной, имея всего 4% знаний, а 96% всего материального мира мы не знаем. Эти 96% существенно влияют на развитие вселенной. 4% - та материя, которая состоит из атомов, протонов, нейтронов, электронов и полей (электромагнитных, гравитационных, поле слабых взаимодействий (распад частиц), и поле сильных взаимодействий (которое удерживает взаимодействие)). Но эти новые виды материалов не имеют значения на Земле, а имеют значение для процессов, происходящих в галактиках.

Наука не отрицает старое знание, а лишь корректирует его.

До Коперника - геоцентрическая система мира. Потом гелиоцентрическая. Мы живет в солнечной системе. Звезда - Солнце, 9 планет. Около 60000 астероидов. Это малые планеты. Кометы. Звезда - космическое тело, в недрах которого идут термоядерные реакции. Планета - у нее масса больше чем у звезды, термоядерных процессов нет. Вращается в поле тяготения звезды. Светить отраженным светом звезды. Астероиды - малые планеты. Самый большой радиус у астероида - 500 км. Для сравнения радиус Земли - 6400 км. Все планеты двигаются вокруг Солнца по эллипсу. Кометы двигаются по очень вытянутому эллипсу. Могут попадать в поле видимости Земли через сотни млн. лет. Радиус солнечной системы 6 млрд. км. Плутон находится в этом радиусе. 1930 год - открыт Плутон. Плутон меньше Земле в 4 раза. Самая маленькая планета Древние видели планеты. С их точки зрения это блуждающие звезды. Созвездия не расплываются, а планеты перемещаются. Видели Юпитер и Сатурн. Они больше Земли приблизительно в 10 раз. Юпитер и Сатурн - самые большие, Марс и Меркурий меньше в 2 раза, чем Земля. Видели древние и Венеру. В общей сложности получается 5 планет плюс Земля. В древности 4000 лет назад в Древнем Вавилоне в 1781 году Гершель - построил самый крупный телескоп. Открыл Уран. Уран в 5 раз больше чем Земля. В первой половине 19 века - открыли Нептун - Леверье (француз) и Адамс (англичанин) - независимо друг от друга занимались расчетами траектории Урана. Их расчеты на основе механики Ньютона. Эта планет была предсказана чисто теоретически. Есть закономерности развития науки. Планету просто так не открыть.

1. Расстояние от Земли до Солнца - 150 млн. км. Земля находится на идеальной траектории. Ближняя к нам звезда - Альфа центавра. 43 трлн. км - до нас от звезды (в 8000 раз больше чем сама солнечная система). Вселенная в основном пустая. Как и атом. Световой год - это расстояние, которое проходит свет за год. 300 тысяч км в секунду - это скорость света. Свет от Альфа Центавра идет до нас 4,3 года. Свет от Солнца до нас идет 8 минут. Ближайшая галактика - Туманность Андромеды - 2,3 млн. световых лет. Самое большое расстояние до галактики 12 млрд. световых лет. Но этой галактики уже нет. Каждая звезда живет 10 млрд. лет. Солнце родилось 5 млрд. лет назад. Солнце раздуется, превратится в красный гигант, захватит в плазму землю, сбросит оболочку в космос и станет остывшим телом. Земля возникла 4,6 млрд. лет назад в результате слипания различных космических тел. В виде шарообразного объекта однородной массы. Около 1000 градусов температура поверхности была в процессе формирования. В 4 млрд. лет она остынет. Появится вода из недр Земли в результате химических реакций. Вода постоянно выделяется из Земли. 1 мировой океан появился 4 млрд. лет назад. Средняя глубина океана сейчас 3800 метров. Раньше около 50 метров - был первичный океан. Строение Земли: ядро - радиусом 3300 км. Ядро - расплавленное. Железо + никель. Следующий слой - мантия - это также расплавленные породы. Сама земная кора - около 40 км глубиной. Земная кора под океанами имеет толщину - 5-10 км. Материки сложились 2500 млрд. лет назад. Они двигаются и по сей день (этим занимается геология). Было открыто 60 тысяч км подводных хребтов (срединных). Доктрина в основе геологии - нарисовать карты до 2500 млн. лет назад. Динозавры появились 230 млн. лет назад, вымерли 65 млн. лет назад. Доказательство жизни динозавров - множество костей. Существовало 600 видов динозавров. Каждый год открывают приблизительно 10 видов динозавров. Находят во всем мире. Они жили, когда Земля был единым целым симметричным экватору. Они жили на этой суше. Температура тогда была приблизительно на 15 градусов больше. Вследствие катаклизмов земная кора поделилась на материки, и останки динозавров перемещались вместе с сушей.

В 20 веке основные задачи в области геологии:

  1. строение Земли
  2. движение материков
  3. геохронология

Геохронология - фиксация основных периодов Земли. Жизнь на Земле возникла 3,8 млрд. лет назад - в океане, в виде микроорганизмов. Около 1 млрд. лет назад появились макроскопические виды. Здесь же возникло половое размножение. В это же время появились многоклеточные организмы. Это организмы, построенные из разных клеток. Половое размножение дает разнообразие. Разнообразие особей в данной среде.

570 млн. лет назад возник взрыв жизни в океане.

450 млн. лет назад жизнь осваивает сушу.

400 млн. лет назад - появились рыбы.

350 млн. лет назад - земноводные.

300 млн. лет назад - пресмыкающиеся и насекомые.

230 млн. лет назад - динозавры.

до 65 млн. лет назад - динозавры доминируют.

приблизительно 150 млн. лет назад - появились млекопитающие в виде крыс.130 млн. лет назад - птицы

65 млн. лет назад - катастрофа, метеорит приблизительно в 10 км в диаметре.

Метеорит вызывает катастрофу и три четверти всего разнообразия погибает.

65 млн. лет назад появились приматы, млекопитающие. Эра млекопитающих.

25 млн. лет назад - человекообразные обезьяны.

5 млн. лет назад - австралопитеки - обезьяны, которые ходят на задних лапах

1,8 млн. лет назад - антропосоциогенз.

Лекция 4

Геохронология:

2 эона:

  1. криптозой (скрытая жизнь) - 4,6 млрд. до 570 млн. лет - взрыв жизни в океане.
  2. фанэрозой (явная жизнь) - С 570 млн. лет до настоящего времени. Это часть картины мира и с точки зрения истории науки.

Каждый из эонов делится на 3 эры:

1. криптозой:

  • катархей - от 4,6 млрд. до 4 млрд. - возник мировой океан
  • архей - от 4 млрд. до 2,5 млрд. - сложились материки
  • протерозой - от 2,5 млрд. до 570 млн. - взрыв жизни в океане

2. фанэрозой:

  • палеозой (жизнь на суше) - от 570 млн. до 250 млн. лет
  • мезозой (динозавры) - от 250 млн. до 65 млн. лет
  • кайнозой (млекопитающие) - от 65 млн. до н.э.

Всего периодов 12:

  • в палеозое - 6 периодов - кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь. В это время жизнь выйдет на сушу. Появятся рыбы, земноводные, насекомые, деревья (от 570 млн. до 250 млн. лет)
  • в мезозое - 3 периода - триас, юра, мел. Время господства динозавров.
  • в кайнозое - 3 периода - палеоген, неоген, антропоген. Эра господства млекопитающих. Появятся приматы, начнется антропосоциогенез.

Виды людей: питекантроп (1,8 млн. лет), синантроп - китайский человек (400 тыс. лет), неандерталец ( около 150 тыл. лет), кроманьонец.

(Все приматы не связаны генетически между собой. Они развивались параллельно.)

Генетика кроманьонца сходна с нашей. Питекантроп отличается от современного человека физиологией. Он более волосат, узкий лоб скошен назад, большие надбровные дуги, челюсть выдвинута вперед, неразвитая гортань, неразвитый большой палец. Размеры мозга у питекантропа 900 см кубических, у человека - 1500 кубических сантиметров, у обезьяны 500-600 см кубических.

Чем отличается кроманьонец от нас? Образованием, знаниями, умениями. Человек генетически рожден кроманьонцем, он дальше не меняется. Но он попадает в новую культуру и должен ей соответствовать.

100 тыс. лет назад появился человек. Как от обезьяны перешли к человеку? Около 5-2 млн. лет назад - возникла борьба за пропитание. Пришлось спуститься на землю. Ягоды, коренья, червяки. Появились враги - хищники. Как сражаться с хищниками? Нужно объединяться. Почему бы нам не охотиться? У человека возник язык. Человек отличается от животных тем, что он не просто использует предметы, а создает орудия труда. И действует он не инстинктивно, а с расчетом. Создается культура или вторая природа.

История началась тогда, когда возникла письменность (когда есть исторический факт, когда записали). До 6 тысяч лет назад - предыстория, после началась история.

Около 10 тыс. лет назад произошла неолитическая революция. Переход от присваивающих форм хозяйства к производящим. Присваивающие формы: собирательство, рыбная ловля, охота. Производящие: земледелие, скотоводство. Оседлость, следовательно, стабильное жилье, которое нужно совершенствовать, более стабильное питание, следовательно, коренное улучшение жизни, следовательно, первый демографический взрыв.

От 100 тыс. лет до 10 тыс. лет - формируется язык, складывается мышление, эстетическое отношение к миру, религиозное отношение к миру, мифологическое отношение, формы социальной организации: род и семья. В 19 веке - единство онто- и филогенеза. Развитие языка связано с практикой. Язык был очень бедный. Не было общих понятий, семантически слабо расчленен. Сегодня более 3000 языков. Сильно отличаются по степени развитости. Самые развитые: английский, русский, французский, немецкий. На этих 4 языках осмыслено все, что сделано человечеством. Нужно знать один из этих языков для выхода в мировую культуру. Нет народов способных и неспособных. Культура малого народа находится в трудном положении. Ему нужно приобщаться к большому народу. Нужно осваивать языки культуры, и нужно пройти большой исторический путь.

Лурия, его труд "Психолингвистика". Нашел народ на юге. Общался. Если нет социальной формы мышления, то он не может осознавать суждения, оторванные от реальной практики.

Эстетическое отношение к миру. В каких-то предпосылках есть и у животных. У человека оно начинает развиваться. Без эстетического отношения к миру нет искусства. Но без искусства есть эстетические ценности - социально-значимые. Выражение эстетического отношения было связано не с искусством, а может быть с заклинаниями, магией. Религиозные чувства, очевидно, есть и у неандертальцев. Найдены их могилы. Животные своих соплеменников не хоронят. В могилы положены предметы обихода.

Основание для религиозности: тело и душа. Первые формы религиозности - политеизм. Много богов. Религии делятся по 4 основаниям:

1. религии политеистические и монотеистические. Существуют и в наше время. Существуют у отсталых народов. Политеистические: синтоизм в Японии, индуизм в Индии. Монотеизм (1 бог): более высокий уровень в развитии религии. Впервые в Египте Эхнатоном в 14 веке. Бог Солнца - Ра. Исторически сложилась монорелигия - иудаизм. Интересное явление в мировой культуре. Сейчас их около 15 млн. Их вклад в культуру огромен. Ветхий завет и Новый завет создан евреями, но христианами. Самое высоко художественное произведение в мире. Около 2 млрд. христиан опираются на эти книги. Западная культура пронизана Библией. Вплоть до 16 века - почти все произведения живописи, скульптуры опирались на библейские сюжеты. Из библии в культуру вошло множество слов. Также монотеистическая религия - ислам (мусульман - около 1 млрд.). 3 моно: Христианство, Иудаизм, Ислам.

Во второй половине 1 века - Христианство: 3 конфессии - православные, католики, протестанты. Иудеи живут в России, США, Израиле приблизительно в равных пропорциях. Христианство возникло в Римской империи. В 1054 году единое Христианство распадается на Православное и Католическое. Христианство на Руси - православное 388 год. Христианство на Руси связано с именем Ольга. Она хотела привести Христианство Римское. Священники не ужились. Западная римская империя и Восточная разделились. В 1517 году появились протестанты.

Пропорции:

  • католики - около 1 млрд.
  • православные - около 160 млн.
  • протестанты - около 570 млн.

2. Все религии делятся на мировые и национальные. 3 мировые религии: Христианство, Ислам, Буддизм. Они открыты всем нациям. Национальные - иудаизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, индуизм.

3. Религии делятся на религии с богом и религии без бога. Без бога - буддизм, конфуцианство.

4. религии бывают традиционные и нетрадиционные. Нетрадиционных сейчас более 2000.

Мифологическая культура. Как история и древние науки смотрят на то, как человечество развивалось? Сегодня мир погружен в мифологию. Мифология не умирала - один раз возникнув. Миф - это образное, эмоционально-насыщенное отображение мира в вербальной (языковой) форме. Развитие человека привело к тому, что философия и древние науки претендуют на мифологические объяснения мира. Мифы всегда историчны. Самый яркий представитель - греческая мифология. Гомер: Илиада и одиссея, троянский конь, ахиллесова пята и т.д. Суть древних мифов - тяжело жить хорошему человеку.

Современные мифы - мифы о мире, природе, относятся к человеку, человечеству. У мифа - как правило, неизвестен автор, неизвестно точное время возникновения, миф изменяется стихийно, воспринимается догматически. Сходно с языком. Современные мифы: лохнесское чудовище, снежный человек и т.д.

Буквально все мифы с точки зрения современной науки считаются несостоятельными.

Лекция 5

Формирование культурных слоев. 2 важных формы социальной организации: род и семья. Генетика транслирует свойства. Культура, образование генетически не транслируются. Культура и образование - наследует сообщество. Это происходит через социальный механизм.

Род - антропосоциогенез - аналог роду сегодня страна. Вне страны нельзя было существовать. В рамках Греции - если провинился - изгнание из страны. Вне страны - ты раб, без семьи, без возможностей развития. Унизительно, физически тяжело. Люди выбирали смерть, чем рабство.

Все хорошие произведения культуры, искусства - все национальные. Вне страны человек не может производить великие вещи. Огромное значение - на национальную культуру.

Род, социальные отношения, страна. Народом создается язык, песни, творчество.

Семья бела у человека не всегда. Сначала неустойчивые половые отношения. Без моральных санкций. Семья должна физически воспроизводить новое поколение. Сначала семья была патриархальная - 3 уровня - мать-отец, дети, дети их детей (т.е. внуки). Только так семья могла выживать. В 16 века утверждена семья 2-х уровневая - родители и дети. Сегодня весь мир развитых стран пребывает в семейном кризисе. Кризис затрагивает личность, общность, семью, страну. Если с семьей непорядок - следовательно, проблемы в обществе. Параметры разложения в Западных странах - коренное население не воспроизводится. Экономический потенциал - большой. По экономическим соображениям для функционирования страны происходит насыщение некоренным населением (эмигранты). Следовательно, некоренное население имеет свою культуру, имеет свои диаспоры. У них своя жизнь, система ценностей. Классические противостояния.

Системы ценностей несопоставимы. Семья сегодня: в США ценности - деньги, секс, власть. Семье здесь нет места. Интерес к детям теряется. В США - узкоспециализированное образование, ориентации на общекультурные ценности - нет. Образование нацелено на зарабатывание денег. Огромное количество разводов. У людей нет общих тем для разговоров. В США - самостоятельность приветствуется. Поздние браки. Сначала научиться зарабатывать деньги, потом семья. Общество не может быть полностью демократичным, если большинство семей распадаются. Это самый объективный критерий.

В 20 веке - всплеск науки. В плане культуры - ничего на последнее время не написано и не сделано.

Признаки цивилизации:

  1. наличие городов
  2. наличие государств
  3. наличие письменности

Первые цивилизации:

  1. Шумер - Месопотамия
  2. Древний Египет - возник приблизительно 5300 лет назад
  3. Древняя Индия - менее 5000 лет назад
  4. Древний Китай - менее 4000 лет назад

Строительство:

  1. до 20 века одно из самых крупных сооружений - великая Китайская стена. Ее протяженность 4000 км, 8-10 м в высоту, 6 м в ширину.
  2. пирамиды в Египте

Античность.

В античность входит - греческая и римская история. Античность - понятие, возникшее в 15 в. Вся древность была сосредоточена в Древней Греции и Риме. Статус античности очень велик.

Греция. Ни один народ не внес вклад в мировую культуру, как греки. Греки породят науку - одно из величайших открытий. У греков летоисчисление ведется с первых олимпийских игр (у нас летоисчисление с рождества Христова, у мусульман с 622 года - появления ислама, иудаизм - от сотворения мира 6000 лет назад). В 776 году - первые олимпийские игры. В начале 6 века до н.э. появление Салона - правителя Афин. Он был поэт. Он внес специальную систему законов. Люди будут делиться по имущему признаку. "Если в полисе смута - то ни один не имеет права уклониться от участия в смуте. Нужно принять ту или иную сторону". В конце 6 века - Клисфер вводит астрокизм - процедура по оценке гражданином политика. Стояли вазы, и в одну кидали черепки - "за", в другую "против". В 500 году персы нападают на греков. Все полисы расположены вокруг Афин. В 449 году - победа Афин. В 5 веке - век Греческой культуры. Перикл - самый знаменитый правитель Афин. При нем расцвет государства. В 431 году нападение на Афины Спарты - Пелопонесская война. Это подтачивает силы всей Греции. В 338 году до н.э. Филипп Македонский побеждает Грецию. В 335 году Филиппа Македонского убивают. Во главе - Александр Македонский. Он в 323 году погибнет от отравления. Александр Македонский дойдет до Китая, Индии, Северной Африки. Как только он умрет, вся его империя распадется.

От середины 4 века до н.э. до 1 века н.э. - период распространения античной культуры.

Вклад в мировую культуру:

  1. экономика - было развито ремесленное производство. Активно развивалась торговля, производство на рынок. Товарное производство - для его организации необходимо иметь деньги. Первые металлические деньги в 7 веке в Китае и в Лидии (современная Турция). Однако эффективно их использовали в Греции.
  2. политическая жизнь - возник сам феномен политической жизни. Постоянная борьба за власть. Тирания, олигархия, демократия. Эти виды власти сменяли друг друга. Партий не было. Они как феномен культуры возникнут в 19 веке. В рамках политической жизни Греции впервые выдвинули демократию. Демократия - идеал развития человечества. Современная демократия - способ манипуляции всем обществом.

Вклад в культуру:

  • архитектура - впервые греки стали строить по архитектурным стандартам: дорический...
  • города строились по плану
  • строительство первых стадионов
  • авторы одной четверти всех скульптур - это греки
  • литература: драматургия, комедия, поэмы
  • живопись - не осталась, но источники свидетельствуют об этом, вазопись
  • мифология
  • философия и наука

Феномен науки - только Греция.

Лекция 6

Уровень греческой философии очень высок. У китайской философии - социальная проблематика, как лучше устроить общество, а не в углубление в понимании мира.

1ый философ Древней Греции - Фалес 7-6 век до н.э. "Все состоит из воды" - высказывание Фалеса. В чем значимость этой фразы? Смысл не в то, что сказано, а то, что кто-то что-то сказал о мире. Раньше о мире говорил миф. А сейчас после этого высказывания - мысль пошла. Народ заговорил. Раньше не различались точные знания и приближенные. В древнем Вавилоне и Египте множество знаний было не точных. Фалес один раз взял и доказал, что диаметр круга делит круг пополам. Наука и философия возникли, как стремление дать обоснованные знания и прочную базу для науки. Ничего невозможно с этим соизмерить. В рамках философии не было четких граней. Философами были единицы. Они занимались многими науками.

  1. мир существует сам по себе и по своим законам
  2. нужно искать причину и законы явлений
  3. все находится в движении. Нужно изучать процессы.
  4. все существует в бесконечном пространстве времени.

Как развивалась наука?

В древней Греции множество достижений. Самая эффективная область - математика. Наука в Древней Греции не опиралась на практику. Их интересовало, как устроен мир. Практическая сторона их не интересовала. Ничего не надо диктовать ученым. Нужно дать им возможность развиваться самим. Крупные математики: Эвклид, Архимед, Эвдокс, Апполоний, Пифагор. Пифагор стал систематизировать геометрические знания. Пифагор начал изучать натуральный ряд чисел. Он обнаружил феномен подобия. Открытие иррационального числа. Это сделано в школе Пифагора. Апполоний изучал конические сечения. Они не были нужны 2 тыс. лет. До создания механики. Выяснится, что эти конические сечения одни из основ в природе.

Самая плодотворная идея - что все состоит из атомов - Демокрит. До 18 века это не имело отношения к науке. Впервые атомизм - Дальтон - вошел в науку в начале 19 века. В химию. Химики не знали, что такое атом. В середине 19 века- все химики - атомисты. В физике не приняли атом. Мах говорил - что атомы останутся только в пыли библиотек. В самом конце 19 века, в 1896 году - Беккерель - открыл радиоактивность - распад атома. В 1897 году - открыли элементарную частицу электрон - Томсон. С этого момента уже всерьез говорят об атомах. Потом квантовая механика. Никаких практических приложений никто не представлял. А сейчас электроника самая распространенная и прибыльная область. Раньше позиция была чисто созерцательной. Сейчас фундаментальные разработки в науке - неэффективны. Сейчас эффективны прикладные. Мы были самыми сильными в термоядерных реакциях. А это генеральное направление в энергетике будущего.

Архимед - один из самых универсальных ученых. Легендарная личность по широте вопросов, которые он охватывал. Она научился решать задачи дифференциального, интегрального исчисления за 2000 лет до них применения. Архимед - основатель статики. Статика - учение о равновесии сил. Если плечи одинаковы - то они равны. Исследует винт.

Эвклид - около 300 лет до н.э. Создал "Начало" - энциклопедический материал знаний античного мира. Статус этой работы огромен. Книга переводилась на многие языки и множество раз переиздавалась. "Геометрия" Эвклида. Самая важная часть в энциклопедии - "Геометрия" Эвклида. Начинает Эвклид с определений. Выводятся такие понятия как точка, прямая, окружность, плоскость. Аксиомы, постулаты - они принимаются без доказательств. Производные понятия: касательная - линия, которая имеет 1 общую точку с окружность, секущая..., сегмент... Эйнштейна поражает доказательность геометрии Эвклида. В геометрии Эвклида - постулатов 5, аксиом 9.

Постулаты:

  1. через две точки можно провести прямую и притом только одну
  2. любой отрезок можно продолжить в разные стороны, как угодно далеко.
  3. из любой точки плоскости можно провести окружность любого радиуса
  4. все прямые углы равны
  5. Если две прямые пересекаются третьей прямой, то они пересекаются с той стороны, где углы в сумме дают меньше 180 градусов.

Мы получаем общезначимые знания. Годные для всех. Науку нужно принимать всю. Наука - абсолютная ценность. В начале 19 века произошла революция, в понимании того, как должна строиться наука. Дальше станут строить геометрию в разных измерениях. У науки огромный внутренний потенциал.

В Древней Греции - о числе - греки под числом понимали все, что состоит из единиц. Пифагорейцы - наткнулись на "диагональ квадрата несоизмерима со стороной квадрата". Дробь - это соотношение чисел. Это был первый кризис в истории науки. Математика стала строиться на геометрической основе, а не на алгебраической. Это нанесло большой ущерб алгебре. Целые числа и различные операции с ними. Складывать я могу любые числа, а вычитать нет. Нужно вводить отрицательные числа. Умножать я могу любые числа, а делить не могу. Нужно ввести дроби как числа. Расширение представлений. Возникает понятие иррациональных чисел в 19 веке. Любое алгебраическое уравнение должно и меть корни. Какова степень уравнения столь и корней. Появляются мнимые числа. Практически до 17 века- люди не понимали, что такое отрицательные числа. В 19 веке - иррациональных чисел больше, чем рациональных. Лейбниц в 17 веке вводит понятие алгебраических чисел. Неалгебраические - трансцендентные числа. Ни одного такого числа он не знал.

В Древней Греции математические основы - Фалес, астрономия - Гепарх, география - Гекатей, биология - Аристотель, логика - Аристотель, история - Геродот, медицина - Гиппократ. Юриспруденция появилась в Древнем Риме на рубеже новой и старой эры. В 17 веке - возникает экономическая наука, физика и химия, в 18 веке - геология, в 19 веке - языкознание, социология, психология, этнография, антропология, история искусств. В 20 веке из фундаментальных наук - информатика, экология, синергетика (о самоорганизации в системах, которые граничат с окружающей средой), политология.

В науке - теоретические идеи должны быть для того, чтобы началось познание. В Греции - важные достижения - доказали, что Земля круглая, вычислили радиус Земли, расстояние от Луны до Земли, что Земля крутится вокруг оси, что ось само вращается, Луна светит не своим светом, а отраженным от Солнца. Греки поняли, что человек думает мозгом, мозг - это часть нервной системы, дали основы эмбриологии, анатомии. Астрономия - геоцентрическая система мира, эта система неправильная, но она просуществовала 2000 лет. Гео - Земля - Земля в центре мироздания. Эта система создана Эвдоксом, Платоном, Аристотелем и Птолемеем. Древние Греки придумали и гелиоцентрическую систему. Это переломный момент в науке.

Лекция 7

Новое время.

Возникновение науки.

Еще одна точка зрения, когда возникает наука. С 16-17 века, в это время развиваются экспериментальные исследования, формулируются законы природной физической реальности: Г. Галилеем, И. Кеплером, Н. Коперником, И. Ньютоном и др. Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки:

  1. наука как достоверно фиксируемый и передаваемый от поколения к поколению опыт практической деятельности возникает в каменном веке (около 2 млн. лет назад).
  2. определяет 5 век до нашей эры (древнегреческая цивилизация), учитывается важнейший признак науки доказательность (обоснованность).
  3. учитывает опытно-эмпирическую основу достоверного естественнонаучного знания Р. Бэкон, сформулировал принцип «знание-сила».
  4. конец первой трети 19 века, совмещение исследовательской деятельности и высшего образования на основе единой научной программы В. Гумбольдт, Ю. Либих.

Вторая глобальная научная революция приходится на период 16-17 веков, переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, становление классического естествознания Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон. Научных картин мира, т.е. научных революций, в истории развития науки можно выделить три: аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская. Аристотелевская в 6-4 вв. до н.э., появление на свет самой науки – древнегреческий философ Аристотель, создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве. Эйнштейновская рубеж 19-20 века теория относительности и квантовой механики.

Н. Коперник

Коперник (1473-1543) имел медицинское образование, в астрономии сдвинул землю и остановил солнце, обосновал гелиоцентрическую систему, открыл закон инерции, научно-теоретическое описание природы.

Коперник, систематически использует эксперимент. Коперниканская революция, не в астрономии, а в естествознании, в науке, в культуре. Самое мощное основание, выступает против Библии, против авторитета античных ученых (в Библии геоцентрическая система). Он утверждает критерий разума, а не авторитета. Его работу не публикуют 30 лет, репрессий не испытал, т.к. умер в тот же день, как опубликовали его работу. В 1616 году Коперник будет запрещен, его книга попадет в индекс запрещенных книг. Только в 1824 году разрешат Коперника.

Джордано Бруно.

Церковный деятель, философ, поэт. Практическое обоснование выводы Бруно получили в «физике неба» Кеплера и небесной механике Г. Галилея.

Отстаивает идеи Коперника, утверждает, что нет никакого купола, звезды разнесены по всему пространству, а оно бесконечно. Его идеи сумасшедшие, т.к. есть другие существа, а этого нет в библии. Попадает в руки инквизиции, в 1600 году его сжигают. В 20 веке ему поставят памятник «Вы не меня, а себя судите». Начало 21 века его реабилитируют.

Галилей

Годы жизни великого ученого, астронома 1564 – 1642.

Это величайшая страничка в мировой культуре: Первый использовал подзорную трубу, увидел диск Венеры; Доказал, что солнце крутится вокруг своей оси. Открыл принцип относительности Галилея: механика позволяла объяснить многие вещи в космосе, была построена небесная механика, выражена особая система картины мира: 1. все в движении.2. в бесконечном пространстве и времени. 3. имеет одну длину.4. имеет процесс. 5. тело обладает массой. 6. все причинно обусловлено. В 20 веке все положения будут оспорены, по принципу соответствия, ибо старые знания не умирают, а корректируются.

Галилей - сторонник Коперника. С 1616г Коперник был запрещен.

В 1632г Галилей опубликовал диалоги о двух системах: о гелиоцентрической и геоцентрической системах. Опубликовал книгу, поскольку Папа был его другом, дружили они давно, когда Папа был еще Кардиналом. После опубликованной книги Папа разрывает все отношения с Галилеем и отправляет его на инквизицию. Вынужден был произнести позорную клятву, отречься от своих убеждений, с донесением на других людей. Жизнь его близких трагична: умрет его жена, дочь, затем он сам ослепнет и в 1642 в небольшом окружении своих учеников умрет. Но в 1992 году по инициативе Папы Галилея реабилитируют, папа публично признается, что папа ошибался, а также церковь была не права.

Роль Ньютона.

1642-1727 – разумом он превосходил род человеческий.

Открыл дифференцированные интегральные исчисления. Открыл Закон всемирного тяготения. Корпускулярную модель. Создание механики Ньютона. Сила = масса умноженная на ускорение. Сила действия равна силе противодействия.

Представление о числе.

Греки ввели – число натуральное (целое), дробь не считалась числом.

У числа есть свойства: сложения, вычитания, умножения, деления, извлекать корень, возводить в степень. Затем вводится понятие числа. Мы не можем вычитать любое число, вводится отрицательное число, но активно его будут использовать только с 17 века.

Уровень развития математики зависит от должного восприятия. В 17 веке вводит понятие алгебраические числа и трансцендентные (неалгебраические). В 19 веке доказано, что мнимые числа и есть настоящие (не выходящие из системы). Иррациональных чисел больше, чем рациональных.

1,2,3 – бесконечное множество; дробей столько же, сколько натуральных чисел (бесконечное множество).

Мощность, из 5 элементов количество подмножеств больше, чем мощность – бесконечность другого уровня.

Евклидова геометрия.

Другой считали, не может быть 2000лет.

Геометрия в пространстве, затем изучение других пространств, позволяет построить иную геометрию. Геометрия доказывает, что математика развивается сама по себе и обладает внутренней логикой.

Гуманитарные науки.

Экономика возникает как наука в 17 веке. Задаются вопросом, откуда происходит богатство, меркантилисты (Мерканте - купец) богатство возникает в торговле, один проигрывает, другой выигрывает. Продавать сырье не выгодно, если сырье переработать в продукт, то он будет больше стоить. С 18 века появляются такие понятия, как потребитель и производитель.

Роль А. Смита.

Крупный экономист. Подведет итоги идей, как осуществляется экономика. Разделение труда связано с производством труда (промышленная революция в Англии). Торговля при помощи денег, натуральный обмен должен быть ограничен. Не вмешиваться в экономику, рынок все отрегулирует. Государство должно обеспечить невмешательство в дела государства (возникновение процесса саморегуляции). Возникновение первой вероятностной статистической закономерности.

Идея атомизма.

Идея атомизма выдвинута Демокритом, 2000 не использовалась. С 18 века, стали изучаться тепловые процессы, что стало объяснять атомы.

В 19 атом вводится в химию Дальтон в 1804 году, представление о химических процессах. Оппонентами атомистов были Освальд, Мах – число маха (скорость самолетов исчисляется махами).

Атомы не наблюдаемы, а в физике только экспериментально проверенные вещи есть. Изречение «атомы будут пылиться в библиотеке».

В 1896 году открывают радиоактивность. 1897 Томсон открывает электрон. В 1900 году - Максплей открывает квантовое излучение. Физика входит в микромир. 20 век достижений, освоение микромира.

Идея эволюционизма.

До 18 века на природу смотрят как находящуюся в стационарном состоянии. Идеи эволюции не существовало.

Роберт Гук – 17 век, производит изменения в истории земли.

Бюффон – эволюция всей земли, полу философские идеи.

Идея эволюции входит в науку астрономии. Кант, Лаплас обращают внимание на планеты, на тот момент известно 6.

В 1809 Ламарк, создает теорию эволюции, описал механизмы эволюционных процессов.

Ч.Дарвин публикует свою работу в 1859 году.

Выходит статья Уолиса – в науке не бывает случайных открытий, все делается во время.

1000 экземпляров распродано за 1-2 дня.

Воздействие на мир: изменчивость не направленная,

Борьба за выживаемость,

Наследственность.

Возникновение вида. В 1971 Дарвин публикует о том, что человек происходит от обезьяны. Возникает направление социал-дарвинизм. Как же может возникнуть новый вид? Появление полукровок.

В 20 годы 20 века – появляется генетика, Мендель опережает время, его исследования не воспринимают, и в 1900 году переоткрывают закон Менделя: популяционная генетика, эволюционирует популяция, открыта в 1920 году синтетическая теория эволюции.

Эволюция культуры возможна, а вот эволюция человека не возможна.

Взаимодействие наук, как фактор их развития.

С математикой как наукой с ней взаимодействуют все науки. Физика стала развиваться в математическом обличии. Возможность математизации зависит от ряда причин, от степени развития самой науки.

Построить вероятностно статистическую теорию, развил Адольф Кеплер, в 19 веке. Основатель Бельгийской академии, изучал антропологические характеристики человека, изучая отклонения в поведении – открыл устойчивые статистические изменения. Возникает вопрос, если свободная воля человека подчиняется законам, где же мораль.

Математизация зависит:

  • Математический язык, важный язык в науке.
  • Физика формировалась на языке математики
  • Математический язык зависит: от степени развития науки;
  • От специфики науки;
  • От уровня развития самой математики.
  • Математизация зависит от трех этих условий.
  • Например, химия – основа современной химии это физика, атомистика;
  • Биология – это биохимия, молекулярная генетика, химическое строение ДНК, раскрытие кода в ДНК – открыто в 60 году;
  • Лингвистика – физиология, психология.

Таким образом, развитие науки – это их взаимодействие.

Особенности классической естественнонаучной картины мира.

19 век, развитие гуманитарных наук. Астрономия.

Звезды находятся на колоссальном расстоянии 43 трил. км. От земли до солнца 150 млн. км – определяют расстояние до звезд.

Открытие новой планеты на кончике пера это теоретическое открытие.

А. Конт, утверждал, что люди никогда не узнают, из чего они состоят, в 1960 году – был открыт спектральный анализ.

Термодинамика – учение о теплоте.

В 30 годы Фарадеем открыто электрическое поле.

Максвелл - создал поле электромагнетизма.

Аналитическая химия – состав различных веществ 32 элемента, в 1862 году создано –63 элемента. Таблица Менделеева - общее признание всего сообщества.

Химия органическая и неорганическая. Органическая - содержание углерода. В 1924-25 годах Веллер синтезировал из неорганического вещества органическое. Ввел понятие атома. Изучаются химические процессы, каталитическая химия – влияние на ход реакции.

Наука о земле: в 19 веке откроют: Антарктиду; широкую и высокую зональности.

Почвоведение – работают над теорией почвоведение Докучаев – это особое вещество, не живое, но наполнено микробами.

Геология – в 1930 годы заложены основы геологии Ловель. История земли – это катастрофы земли. Изучение океана на 150 метров.

Биология, 3 главных открытия: в 1838 году, Шванн, клеточная теория живого. Возникновение цитологии. Существование многоклеточных и одноклеточных организмов – в 1845 году.

В 17 веке обсуждали происхождение живого, пришли к выводу, что живое возможно только от живого. Середина 19 века Вирхов, клетка только от клетки, через деление, отсюда изучение механизма деления клетки.

Генетика: Мендель – воспроизводство вида. Теория эволюции.

Особенности современной картины мира.

глобально - эволюционистская картина мира.

радикально изменились представления о пространстве и времени.

О детерминизме, случайно ни чего не происходит, все заложено в жизни разного рода случаи, определяли ход событиям: солнечная система, земля, жизнь на земле, человек интуитивно ощущает дело случая.

структурирование - органическое/ неорганическое: клетки – популяции – биоценозы – биогеоценозы – биосфера.

Космос: планеты, звезды, галактики, метагалактики, свойства дыр.

Происхождение жизни возможно только на земле, остаются вопросы открытыми:

  1. из неживого живое.
  2. незнаем природу гравитации.
  3. имеем единую картину мира естественные науки и гуманитарные сегодня смыкаются, но степень развития гуманитарных наук ниже, развитие еще не известно. Воздействие медицины на естественные науки.

Лекция 9

Классическая картина мира – в конце 19 века – итог картины мира. Итог очевиден. Смысл – она вся укладывается - все процессы протекают в пространстве и времени, которому нет конца. Любое тело имеет длину, это место этого тела в пространстве. Любой процесс имеет протяженность во времени. Одну единственную. Любое тело обладает массой. Все причинно-обусловлено. Все что знали люди - все укладывается в эту картину мира.

В 20 веке – все основания мира - изменятся и будут поколебимы. Действуют процессы соответствия. Люди не знающие науку не могут оценить ее. Так как все развивается на некой базовой основе. На нее накладываются новые теории.

Принцип соответствия – старые знания не умирают, а корректируются. Картина мира – новая, другая. Она глобально другая, как с Коперником. Все это элементы картины мира – не универсальной, а макроскопической - в микромире. В космосе – она не работает. Эта картина мира – часть мироздания. Часть мира, в котором мы живем.

Начинает развиваться наука в 20 веке с развитием физики. Альберт Эйнштейн – 25 лет, Берн, Швейцария. Создает частную теорию относительности в 1905 году. В 1916 году – создается общая теория относительности.

По отношению к теории Эйнштейна нельзя говорить:

  1. что он впервые увидел относительность
  2. что все в мире относительно

Гераклит: вода морская – полезна или вредна? Смотря для чего? (это пример относительности).

Еще пример: у дороги нет своей правой стороны.

Электродинамика Максвелл. В ней должны работать принципы относительности. Свет. Нужно чтобы свет складывался с другой скоростью. А он не складывается.

Эйнштейн постулирует постоянство скорости света. Эйнштейн доказал: он нашел всего 3 свойство относительности

  1. относительна длина
  2. относительно расстояние во времени
  3. относительна масса

Эти эффекты относительны. Они называются релятивистскими. Они зависят от скорости. Чем больше скорость, тем короче предмет. Чем больше скорость, тем больше масса.

События одновременные в одной системе, будут не одновременными в другой системе. Если вагон движется со скоростью света, для человека, сидящего в вагоне – ничего не изменится. А для человека, стоящего на перроне – с левой стенкой фотон света встретиться посередине. А с правой стенкой луч света никогда не встретится.

Общая теория относительности.

Микромир: Демокрит – все состоит из атомов. 2500лет в науке не могли использовать эту идею. В 19 веке – начали использовать. Впервые в химии, после работ Дальтона.

Мах и Освальд – оппоненты.

1896 год – Беккерель открыл радиоактивность. Он открыл распад атома. В 1897 году – открыт электрон – составная часть атома (Томсон). В 1900 году - Планк открыл квантовый характер излучения. В 1911 году – Резерфорд вел работы, создал лабораторию по изучению микромира. Резерфорд открыл ядро атома. Строит модель. Вокруг ядра вращающиеся электроны. Но она не верная. Ложная модель. Если электроны вращаются по замкнутым кривым, то они теряют энергию.

Бор – самый крупный теоретик в микромире – электроны двигаются по замкнутым орбитам и ничего не излучают, но излучают тогда, когда перескакивают с одной орбиты на другую. А почему в микромире должна соблюдаться электродинамика? Так возникла квантовая физика.

Резерфорд открыл протон. В 1932 году Чедвик открыл нейтрон. Иваненко, Гейзенберг – создали модель атома.

1932 – Андерсен открыл позитрон (положительно заряженная частица)

1935 – предсказано существование мезона. Занимает среднее положение между массами протона и нейтрона.

195… году – построен синхрофазотрон.

Одно из важнейших условий науки – приборы и устройства.

В 60 годы – уже знали более 300 элементарных частиц. Возникла проблема систематизации.

Гелман и Цвейг - создали систему. Придумали 300 частиц, поделили на 2 класса:

  1. лептоны – их 12 – легкие частицы
  2. адроны – тяжелые частицы – это все остальные

12 лептонов, 12 кварков – эти частицы нельзя наблюдать. Нейтрон, состоит из кварков. Разбить нельзя.

Свойства элементарных частиц:

  1. кварки – когда близко – не взаимодействуют, на расстоянии десять в минус 15 степени – бесконечная сила.
  2. в микромире все частицы определенного класса тождественны. Все протоны, электроны – между собой одинаковы.
  3. все частицы имеют античастицы: 6 лептонов – 6 антилептонов, 6 кварков – 6 антикварков
  4. все частицы взаимопревращаемы – все зависит от энергии.

В 20 веке – создание микрофизики.

Основы квантовой механики:

  1. все микропроцессы квантовые
  2. все микрообъекты обладают одновременными свойствами и частиц и волн (корпускулярно-волновой дуализм).
  3. микрообъекты не имеют траектории (соотношение неопределенности). Гейзенберг
  4. все микропроцессы вероятностные

Поля:

  1. гравитационное (фактически открыл Ньютон) десять в минус 38 степени
  2. 1832 год Фарадей – электромагнитное поле, десять в минус 2 степени
  3. сильное поле 1
  4. слабое поле 10 в минус 10 степени

1. Сильное поле работает только в ядре, короткодействующее. 10 в минус 15 степени. Удерживает протоны и нейтроны в ядре.

2. слабое поле 10 в минус 15 – короткодействующее, связанное с распадом частиц

3. гравитационное поле – в микромире не может действовать, так как массы очень малы. Она работает в космосе. Гравитация Луны действует на приливы и отливы. Гравитация Земли – не можем прыгать высоко.

4. электромагнитное – самое главное в атоме. Все элементарные частицы взаимодействуют друг с другом через эти поля. Каждое поле – это совокупность частиц.

Квантом гравитационного поля является гравитон.

Квантом электромагнитного поля – является фотон.

Квантом слабого поля является 3 векторных бозона.

Квантом сильного поля является – 8 глюонов.

24+13 квантовых полей

Современное представление о фундаментах современного мироздания является 37 частиц

Химия – самые большие достижения в химии. Открыты инертные газы – 8 столбиков. Появились различные элементы и строчки: лантаноиды и актиноиды. Всего 114 элементов: 112 подряд, 113 – не знаем, 114 и 118 знаем.

В природе существует 92 элемента, а остальные не искусственные, они неустойчивые и существуют только в синхрофазотроне. Номера в клетке у вещества в таблице – это сколько в ядре протонов, следовательно, столько же и электронов. Каждый элемент – это определенный тип атома. Дело в типе атомов. Нейтроны не влияют на химические свойства, а влияют на физические свойства. Изотопы – разновидность одного и того же элемента. Углерод 12 (стабилен) и углерод 14 (распадается).

Чем больше ионов, тем тяжелее. Все элементы упорядочены по числу. С 1-112 не может быть ничего открыто. Все природные элементы мы уже знаем, так как все последующие элементы неустойчивы.

Столбики придумал Менделеев. 8 столбиков – инертные газы, у них вся оболочка заполнена.

Еще примеры взаимодействия наук: математизация истории, лингвистическая физика, биология+химия.

Каждый год появляется новых 400000 веществ. Эти вещества входят в нашу жизнь. Они засоряют окружающую среду. Часто небезопасно.