Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 24.03.17

Время: 07:18

почта: dreamkids@mail.ru

Вопросы по философии для вступительных экзаменов в аспирантуру УРАО

Вопросы по философии для вступительных экзаменов в аспирантуру УРАО

  1. Представляет ли собой философия нечто серьезное и важное для человека или это досужие измышления праздных умов?
  2. Какие разделы философии вы знаете? Дайте их общую характеристику.
  3. Можно ли сказать, что натурфилософские концепции Милетской школы представляли собой революцию в развитии мировоззрения человека или их следует рассматривать только как проявление его наивности и неразвитости? Дайте обоснование той или другой точки зрения.
  4. Б. Рассел писал: «Учить тому, как жить без уверенности и в то же время не быть парализованным нерешительностью, - это, пожалуй, главное, что может сделать философия в наш век для тех, кто занимается ею». Попробуйте детализировать и разъяснить эту мысль.
  5. Какие этапы в историческом развитии философской мысли вы можете выделить? Чем они принципиально отличаются друг от друга? Можете ли вы сформулировать какие-либо «сквозные» философские проблемы, которые занимали человека на протяжении многих веков?
  6. Выдающийся физик В. Паули писал: «Я надеюсь, что никто уже не полагает, будто теории выводятся из протокольных записей посредством железных логических заключений - мнение, бывшее еще в большей моде в мои студенческие годы. Теории возникают путем инспирированного эмпирическим материалом понимания, которое, следуя Платону, лучше всего объяснить, как переход к совпадению внутренних образов с внешними объектами и их свойствами». Каким именно философским концепциям Паули противопоставляет свою точку зрения? Можно ли сказать, что Паули - платоник? Что следует понимать под «совпадением» внутренних образов с внешними объектами? Не вызывает ли это у вас возражений?
  7. Можно ли опровергнуть солипсизм с помощью каких либо рациональных аргументов? Попробуйте обосновать свой ответ.
  8. В основе всех философских направлений Нового времени лежит проблема соотношения Я (души) с Миром и Богом. Какие основные схемы решения этого вопроса вы можете выделить? Все ли возможные варианты были рассмотрены? А как вы решаете этот вопрос?
  9. Хорошо известен главный аргумент рационалистов против представителей эмпиризма: опыт никогда не закончен. И тем не менее в науке мы постоянно сталкиваемся с общими утверждениями. Как это возможно? Какие ответы на этот вопрос вам известны?
  10. Можно ли сказать, что человек при рождении есть tabula rasa в смысле Д. Локка? Аргументируете свою точку зрения. Какие другие точки зрения вам известны?
  11. Э. Мейерсон писал: «Закон природы, которого мы не знаем, в строгом смысле слова не существует», Согласны ли вы с этим утверждением? Постарайтесь обосновать свою точку зрения.
  12. Как ответить на вопрос Аристотеля: где существует Дом вообще наряду с отдельными домами? Какие решения вы знаете? Можно ли их считать удовлетворительными? Попробуйте аргументировать свою точку зрения.
  13. Какие направления в развитии этики вам известны? Попробуйте критически оценить хотя бы некоторые из них.
  14. Что такое свобода человека? Противоречит ли идея свободы очевидным фактам социальной обусловленности человеческого поведения? Можно ли считать, что человек, связанный определенными принципами и целевыми установками, менее свободен, чем человек совершенно беспринципный?
  15. Как вы полагаете, оправдывает ли цель средства? Аргументируйте свою точку зрения.
  16. Попробуйте выделить в истории науки наиболее принципиальные открытия, которые означали революцию в развитии нашего мировоззрения. Что принципиально нового в наше мировоззрение внесла наука XX века?
  17. Попробуйте провести аналогию между науками естественными и гуманитарными. Есть ли основания для их резкого и принципиального противопоставления или с сфере естествознания всегда можно найти аналог тех методологических трудностей, с которыми сталкиваются гуманитарные дисциплины? Какие точки зрения по этому вопросу вам известны?
  18. Что такое свобода человека? Противоречит ли идея свободы очевидным фактам социальной обусловленности человеческого поведения? Можно ли считать, что человек, связанный определенными принципами и целевыми установками, менее свободен, чем человек совершенно беспринципный?
  19. Говоря о приборах, мы, как правило, имеем в виду приборы физические. А существуют ли приборы в других науках? Сравните прибор и исторический источник. Существует ли нечто аналогичное прибору в гуманитарных науках?
  20. В ходе своего развития человечество не раз открывало для себя принципиально новые классы явлений, целые «Новые миры». Биологи, например, открыли мир микроорганизмов, физики - мир элементарных частиц, астрономы - мир галактик... Можете ли вы продолжить этот список? Принадлежит ли заслуга открытия «Новых миров» и гуманитарным наукам?
  21. Паскаль писал: «Во мне, а не в писаниях Монтеня содержится все то, что я в них вычитываю». А не имеет ли место тоже самое и при «чтении Книги Природы»? Можете ли вы привести в качестве примера философские концепции, развивающие именно такую точку зрения? Попробуйте обосновать свою собственную позицию.
  22. Излагая теорию познания И. Канта, Б. Рассел проводит аналогию с человеком, который всю жизнь, не снимая, носит синие очки и привык видеть все в синем свете. Рассмотрите в свете этой аналогии философию Канта. Можно ли дать этой аналогии вполне современную интерпретацию?
  23. Известный французский лингвист Гюстав Гийом пишет: «Наука основана на интуитивном понимании того, что видимый мир говорит о скрытых вещах, которые он отражает, но на которые не похож». В каких философских категориях нашла свое отражение эта точка зрения? Что собой представляет это мир «скрытых вещей»? Попробуйте рассмотреть с этой точки зрения философию Платона, Гегеля, Маркса...
  24. Человек постоянно стремится к рациональному обоснованию своего поведения. Существуют ли границы рациональности?
  25. Какие концепции истины вам известны? Попробуйте критически проанализировать хотя бы некоторые из них.
  26. В. Гейзенберг писал: «Нам неминуемо приходится пользоваться языком, коренящимся в традиционной философии. Мы спрашиваем: из чего состоит протон? Можно ли разделить электрон, или он неделим? Прост или составлен квант света? И так далее. Но все эти вопросы поставлены неправильно, потому что слова «делить» и «состоит из» в значительной мере утратили свой смысл». Можете ли вы разъяснить эту мысль Гейзенберга на доступных вам примерах? Можно ли, например, сказать, что общество состоит из отдельных людей?
  27. А. Бергсон писал: «Из всех вещей мы больше всего уверены и лучше всего знаем, бесспорно, наше собственное существование, так как о всех других предметах мы имеем только представления, которые можно признать внешними и поверхностными, тогда как самих себя мы познаем внутренне и глубоко». С какими предшествующими философскими концепциями ассоциируется это высказывание? Прокомментируйте это высказывание с точки зрения представлений о научном знании.
  28. Т. Гоббс утверждал, что содержание всякого предложения состоит в уверенности говорящего в том, что сказуемое есть имя той же вещи, которую обозначает и подлежащее. Попытайтесь подвергнуть критике такое понимание.
  29. В современной философии мы сталкиваемся с огромным количеством различных течений и точек зрения. С какими из этих течений вы знакомы? В чем причина этого многообразия? Как это связано с природой самой философии?
  30. Как изменялось исторически соотношений философии и специальных научных дисциплин? Проиллюстрируйте эти изменения на знакомом вам материале, например, на материале психологии. Чем обусловлено выделение психологии или социологии из состава философии в качестве самостоятельных дисциплин?