Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.04.24

Время: 16:38

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Взрослые Родителям Дети от 0 до 1 года Физическое воспитание малыша

Физическое воспитание малыша

Нет, не рано. Рассмотрим же, в чем оно может выражаться. С переменой "среды обитания" новорожденный лишился температурного равновесия. До сих пор развитие шло в утробе матери при постоянной температуре, и вот в один миг новорожденный очутился в среде, температура которой колеблется, и уж во всяком случае она теперь значительно ниже привычной. Ему самому приходится поддерживать постоянную температуру собственного тела.

По сигналам, идущим из центральной нервной системы, усиливается тонус мышц рук и ног, шеи и туловища; тело ребенка принимает типично согнутое положение. Такое напряжение мускулатуры способствует производству тепла. Чем заметнее снижается температура окружающей среды, тем выше напряжение мышц ребенка.

Но если мы возьмемся работать за новорожденного, если мы начнем укутывать его, держать в помещении, где слишком жарко, то - поскольку необходимости в дополнительно производстве тепла нет - тонус мышц снижается. А ведь поддержание его - пока единственная и потому обязательная форма тренировки.

Таким образом, создание условий, которые поддерживали бы характерную позу ребенка, следует считать мерой физического воспитания детей первого месяца жизни. В комнате, где находится ребенок, температура не должна превышать двадцати градусов по Цельсию. Не следует слишком тепло укрывать ребенка в комнате, надевать ему на голову чепчики и платочки, ставить рядом дополнительные обогревательные приборы.

Иногда допускают такую ошибку: в комнате поддерживают нормальную температуру воздуха, но боятся в этих условиях распеленать ребенка. Напрасные опасения! Не только переодевать здорового новорожденного можно при температуре около двадцати градусов по Цельсию, но и оставлять на несколько минут голым. Такие воздушные ванные для малыша - и закаливающая процедура, и хорошая гимнастика для мускулов.

Важны для физического воспитания ребенка первых недель и прогулки. Если он родился теплой весной или теплой осенью, сомнений ни у кого не возникает, и буквально на другой день после возвращения из родильного дома с малышом отправляются на улицу. Но как быть, если ребенок родился зимой? Непременно гулять и тогда.

Для правильно одетого малыша прогулка в коляске, защищающей от ветра и снега, совершенно безопасна даже в мороз. Мнение же о том, что, надышавшись холодным воздухом, ребенок простудится и заболеет, совершенно неправильно, хотя к сожалению, и распространено довольно широко. Но здесь надо проявить известную осторожность. Подождать, пока малышу исполнится две недели. Начинать с небольшой, десятиминутной, прогулки. В первые месяцы, если температура ниже десяти градусов по Цельсию, на улицу лучше не выходить.

Если малыш нормально дышит носом, холодный воздух успевает согреться и увлажниться, пока попадает в легкие. Никаких заболеваний вызвать от не может, - наоборот, вдыхая прохладный воздух, младенец лучше спит, меньше беспокоится, а после прогулки лучше есть.

Да, понятие "закаленный организм" (и соответственно понятие "не закаленный организм") вполне применимо уже к двухнедельным детям. Достаточно в течение нескольких дней держать ребенка в комнате со слишком высокой температурой. воздух которой пересушен обогревательными приборами, как все защитные силы организма, мобилизованные в момент рождения, выключатся, не найдя применения. И тогда достаточно небольшого охлаждения, сквозняка, мимолетного контакта с больным, чтобы ребенок заболел. Обратившись к теме физического воспитания новорожденного, мы, по сути, уже затронули вопросы организации ухода за ребенком. Это не случайно - уход и воспитание (и не только физическое!) тесно переплетаются в первые недели, месяцы, годы жизни малыша. Правильно поставленный уход, в частности, всегда имеет следствием целесообразную организацию всей жизни ребенка, а это не может не сказаться и на формировании психических качеств, свойств личности.

Поэтому, прежде чем рассматривать развитие ребенка в период младенчества (сигналом начала которого служит появление "комплекса оживления"), прежде чем проследить, как идет в этом возрасте формирование движений и действий, познавательны возможностей речи, постараемся в сжатой форме представить себе, как лучше организовать уход за ребенком первого год жизни (включая период новорожденности); при этом надо будет учесть анатомо-физиологические особенности его организма и не упустить из виду двуединой задачи - охраны его здоровья и заботы о его воспитании.