Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 19.04.24

Время: 20:46

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Взрослые Родителям Дети от 0 до 1 года Организация бодрствовования.

Организация бодрствовования.

В этой статье речь идет об организации бодрствования ребенка дома: о свободе движений, о комплексе оживления, об удобной одежде, о полезных игрушках и т.д.

Организация бодрствования ребенка дома.

Двигательная активность ребенка организуется в часы бодрствования в виде предоставления ему свободы движений и в виде гимнастики как системы специально подобранных дозированных упражнений. В часы бодрствования ребенка надо предоставить ему простор для движений, создавать и поддерживать радостное, деятельное состояние (положительные эмоции) путем организации игр, стимулировать движения (ползание, залезание, бросание, доставание игрушки и др.). Надо учить ребенка играть. Такая организация бодрствования способствует самостоятельности и "творчеству" ребенка (с 7-8 мес) и одновременно улучшает его физическое развитие, расширяет сферу его действий, помогает познавать окружающее, учит наблюдать. Общение с ребенком во время кормления, приготовления ко сну должно создавать у малыша радостные, положительные эмоции, вызывать оживление, гулене, лепет, произношение певучих звуков.

Движения для ребенка 7-12 месяцев являются почти единственным источником радости: они поддерживают и воспитывают положительные эмоции. Чрезмерное внимание к ребенку возбуждает его, уменьшает самостоятельность и отвлекает от игры. Организация бодрствования в часы двигательной активности детей с месячного возраста также должна вызывать положительный эмоциональный тонус, который должен поддерживаться взрослыми. Правильно организованное бодрствование способствует развитию двигательных умений и психики.

Одежда ребенка не должна стеснять его движений.

Огромное значение в развитии ребенка имеет игрушка, которая побуждает его к действию. Способствует развитию речи, слухового, зрительного анализаторов. Игрушки должны быть разной величины, в виде шаров, колец, погремушек, мячей, резиновых животных, кукол. Они должны быть яркими, красочными, озвученными, соответственно возрастным требованиям. Например, ребенок в 4 мес самостоятельно ползать не умеет, поэтому игрушку далеко от него класть не следует, игрушка должна быть удобной для захвата.

С другой стороны, для стимуляции ползания можно положить легко перемещающуюся игрушку, например мяч.

Ребенку от 1 до 3 мес необходимо создать условия, способствующие своевременному возникновению зрительного и слухового сосредоточения. С трех-пяти-недельного возраста непосредственно над ним нужно подвешивать игрушку, так, чтобы ему было удобно не нее смотреть. Большую игрушку располагают на высоте 70 см над грудью (яркие шары и другие крупные игрушки).

Ребенок в 1,5-2 мес не поворачивается на голос, лишь прислушивается и лежит неподвижно; к 3 мес - поворачивает голову и находит глазами взрослого, прислушивается к ласковым словам, к песенке. Это общение вызывает радостное настроение, создает положительный эмоциональный тонус (комплекс оживления), который надо поддерживать при каждом общении с ребенком.

В 2-3 мес, когда ребенок удерживает головку лежа на животе, его ненадолго укладывают на живот, чередуя это с положением на спине. Если ребенок не умеет удерживать голову, то мать поддерживает его в положении лежа на животе ладонью на уровне нижней части грудной клетки и живота.

Комплекс оживления, радостное настроение - положительный эмоциональный тонус, необходимо поддерживать у детей всех возрастов. Это залог хорошего психического и физического развития. Многократные движения рук, ног при комплексе оживления уменьшают тонус рук и ног, общая подвижность укрепляет мышечную систему, содействует развитию дыхания, кровообращения, пищеварения. В 1,5-2 мес во время бодрствования надо немного поддерживать ребенка вертикально. Это будет способствовать удержанию головки. В 2,5-3 мес появляются движения выпрямленных рук, ощупывание одной рукой другой, поэтому игрушку нужно подвешивать низко, чтобы ребенок мог наталкиваться на нее руками, захватывать ее.

С 4-5 мес необходимо совершенствовать зрительное и слуховое сосредоточения путем показа ярких озвученных игрушек, стимулировать повороты на бочок, на живот путем дачи игрушки на близком расстоянии справа - слева.

Для развития хватания подвешивается игрушка, удобная для захватывания и первичного манипулирования. Желательно, чтобы захватывание, а затем и хватание развивалось одновременно с движениями в горизонтальном положении.

В 5-7 мес 0 стимулирование ползания легко катящейся игрушкой. Для стимулирования хватания и бросания дают грушку. Стимулируют стояние путем подвешивания игрушки у перил кроватки.

В 7-9 мес для побуждения к вставанию может быть сделан барьер из стульев или других предметов. Игрушки должны стимулировать ползание (мячи). Необходимы также коробки с игрушками для вынимания, кубики, крупные пирамиды.

С 9-12 мес добавляют приспособления для влезания, слезания (например, скатанное одеяло, маленький низкий диван, ящик, куда можно влезать и вылезать), разнообразные игрушки для совершенствования движений руки и кисти, пальцев (коробки с шариками, кубики, пирамиды). Игра должна сопровождаться словами: " сделай так, покатай мяч", "уложи кубики" и т.д. С ребенком рассматривают книжку, рассказывают ее содержание, при этом следят за его осанкой. Ребенка необходимо сажать на стул, соответствующий его росту. Необходимо помнить о том, что большое количество игрушек утомляет детей. В 11-12 мес ребенок вместе со взрослым убирает игрушки на "место", приучается аккуратно обращаться с ними. Бодрствование детей должно проходить всегда в радостном состоянии, которое сыграет большую роль в воспитании хорошего характера ребенка.