Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 23.04.24

Время: 10:07

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Взрослые Родителям Дети от 1 до 3 лет Общение для развития.

Общение для развития.

В течение всей жизни человек овладевает множеством действий. Также и ребенок под влиянием обучения и воспитания овладевает разнообразными действиями. Но это не значит, что все зависит лишь от желания взрослого. Ребенок не может в любой момент усвоить любые действия, небезразличен и порядок, в котором он их приобретает.

Во-первых, очевидно, что более сложное действие останется недоступным, пока не усвоено более простое. Прыгать, можно научиться, лишь после того, как научишься ходить. Устанавливать кубик на кубик - после того, как будешь уверенно отличать по форме кубики от шариков. Складывать числа - после того, как поймешь, что шесть больше пяти, а два меньше трех. И ни к чему хорошему не приводят попытки взрослых заставить малыша "перепрыгнуть" через неизбежные этапы сложности или их стремление "подсадить" ребенка на следующую ступеньку, в то время как он еще неуверенно чувствует себя вот на этой. В лучшем случае новые действия будут усвоены чисто механически, без всякого смысла и пользы. Самый верный путь - терпеливо и последовательно вести малыша от одного этапа к другому.

Во-вторых, ребенок - это вовсе не некое пассивное существо, в которое взрослый, не считаясь с его потребностями и интересами, просто вкладывает все, что заблагорассудится.

Взрослый, воспитывая, обучая малыша, должен считаться с особенностями его поведения на данном этапе. Нужно учитывать закономерности психического развития ребенка на данном возрастном этапе.

Психическое развитие ребенка от рождения до зрелости проходит ряд последовательно сменяющих друг друга периодов. Каждый из таких периодов выделяется по ведущей деятельности. Их на протяжении первых семи лет психологи выделяют три - это общение, предметная деятельность, игра.

Когда мы говорим "ведущая деятельность", это не означает, что поведение ребенка сводится к чему-то одному. Более того, ведущая деятельность может само по себе занимать по времени более скромное место, чем все остальное. Позволим себе заглянуть на несколько лет вперед, чтобы привести свидетельство, очевидное для всех. Учение - главное в жизни младшего школьника (учебная деятельность под руководством учителя - ведущая деятельность), но первоклассник учится лишь несколько часов в сутки, остальное время он играет, рисует, помогает маме... И, тем не менее, учение остается главным ведущим, самым типичным, самым важным на данном этапе развития ребенка.

Первый год жизни. Практически ни одной своей потребности младенец не может удовлетворить без взрослого. Мать кормит ребенка и ухаживает за ним. Только через взрослого ребенок набирается впечатлений - ведь сам он перемещаться не может, его носят, переворачивают, поднимают; с ним разговаривают, около него гремят погремушкой; ему дают игрушку, чтобы он схватил ее. В общем, взрослый оказывается главным в мире, окружающем ребенка.

Не удивительно, что мы наблюдаем у младенца потребность в постоянном, непосредственном, эмоциональном контакте со взрослым. И соответственно этому ведущая деятельность в младенческом возрасте - общение.

Эмоциональное общение ребенка со взрослым возникает еще до того, как ребенок овладел хотя бы самыми простыми действиями с предметами. Младенец еще не понимает обращенных к нему слов, но откликается на эти слова. Он не понимает поведения взрослого, но радуется его появлению, приближению, улыбке.

Идет время, у ребенка появляется интерес к предметам, входят в жизнь первые игры. Но вот любопытное наблюдение. Младенцу показывают привлекательную игрушку. Она совсем рядом с ним, и он осуществляет попытку дотянуться до нее немедленно. Чем дальше мы будем отодвигать игрушку, тем меньше будет интерес к ней. Если она окажется достаточно далеко - примерно в метре, ребенок окончательно перестанет реагировать на нее. Но стоит только взрослому появиться рядом с игрушкой - ребенок снова потянется к ней. Ему снова захочется дотянуться до игрушки. Интерес будет такой же, когда ребенок был вблизи с игрушкой. Взрослый своим присутствием, как бы оживляет ситуацию, в которой находится младенец. И окружающие его предметы снова становятся притягательными.

В игре приблизительно такая же ситуация. Сначала само присутствие взрослого доставляет ребенку удовольствие. Позднее радость и оживление будет приносить сама игра. Поэтому психологи настаивают на важности общения взрослого с ребенком в первые месяцы. Ведь в этом общении заключается суть его развития. Со временем у ребенка вырастает потребность не в простом эмоциональном контакте со взрослым, а именно в совместной деятельности с ним. Интерес, обращенный к взрослому, переносится и на предметы, а ведущей деятельностью после года становится предметная деятельность. Какие-то свойства предметов - тяжесть, цвет, форма - ребенок может открыть самостоятельно. Но постичь в одиночестве мир вещей для ребенка невозможно. Ребенок может открывать для себя мир предметов, только подражая взрослому, получая от него сведения о вещах и явлениях. Сделать это можно с помощью языка. Так развитие речи порождается необходимостью общаться со взрослым. А само развитие речи делает возможным вообще все дальнейшее психическое развитие...

Следующий шаг в развитии психики ребенка после овладения предметами - переход к ролевой игре. Она - выражение новой ступени потребности ребенка во взрослом - малышу уже мало просто общаться со взрослым, ему мало и действовать вместе с ним. Он хочет быть "как взрослый", жить общей жизнью со взрослыми. Но ведь он не может быть взрослым на самом деле - и вот он начинает играть во взрослого, выполнять его роль. Он заменяет настоящие вещи игрушками и "властвует" над ними, как взрослый властвует над настоящими вещами... Ролевая игра как ведущая деятельность сохраняет свое значение вплоть до школьного возраста.

Потребности и интересы ребенка всегда связаны со взрослыми. Эта связь приобретает лишь новые формы в ходе развития. Развивается, усложняется потребность ребенка во взрослом - происходит смена ведущей деятельности. Само по себе усвоение ребенком новых действий не обязательно приводит к новому виду деятельности. Так, довольно рано можно научить малыша действиям с игрушками - качать куклу, укладывать ее в кроватку, одевать, возить машинки. Но возникает ли из этого ролевая игра? Не обязательно. Она не возникает, если у ребенка не сложился интерес к взрослой жизни, если у него нет стремления стать взрослым и выполнять функции взрослого человека - мамы, папы, пожарника, врача и т.д. В ведущих видах деятельности ребенка складываются наиболее важные для каждого возраста действия, психические качества, свойства личности. Но, ведущие не значит единственные. Свой вклад в психическое развитие вносит многое. Так в возрасте от 3 до 7 лет ребенок не играет двадцать четыре часа в сутки. Он рисует, лепит, занимается аппликацией, собирает модели из конструктора - т.е. занимается продуктивными видами деятельности. Также он может помогать по дому и выполнять учебные задания. Каждый вид деятельности по-своему сказывается на психическом развитии ребенка.

Так, игра очень важна для развития мышления и воображения детей. В игре усваиваются правила поведения. Она помогает становлению взаимоотношений ребенка с другими детьми. В то же время игра более или менее "безразлична" к развитию восприятия. Другое дело - рисование или конструирование. Хорошо нарисовать предмет или воспроизвести в конструкции сложный образец можно лишь в том случае, если хорошо обследовал его, очень точно ознакомился с его особенностями. В этом смысле рисование и конструирование - неоценимый инструмент развития детского восприятия. И нужно стремиться к тому, чтобы деятельность вашего малыша была разнообразной.