Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.04.24

Время: 10:36

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Взрослые Родителям Дети от 1 до 3 лет Умственное развитие в раннем детстве: как ему способствовать

Умственное развитие в раннем детстве: как ему способствовать

В раннем детстве быстро растет интерес к окружающему - этот мощный двигатель развития. Ребенок стремится все увидеть, услышать. Однако ему нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но также и осязательные, мышечные: малыш хочет до всего добраться, взять в руки, пощупать, помять, порвать, поломать, бросить.

Как вы увидите в дальнейшем, на втором и третьем году жизни довольно заметно развиваются действия восприятия и мыслительные действия. Если почти на всем протяжении младенчества психическая жизнь ребенка носила слитный , не расчлененный характер, то теперь достаточно отчетливо можно увидеть: вот малыш зрительно обследует предмет, его свойства; вот он решает мыслительную задачу: как достать со шкафа любимого мишку?

Но нельзя, по-видимому, выделить как отдельные психические процессы память, внимание, воображение. Они как бы вплетены в деятельность ребенка, носят непроизвольный характер. Эту оговорку следует иметь в виду, когда мы говорим о памяти, или внимании, или воображении ребенка 2-3 лет.

В начале второго года малыш узнает знакомых людей хорошо, даже если не видел их несколько недель, он вспоминает о тех событиях, которые произошли неделю назад. Начинает он ориентироваться и в пространстве: в расположении комнат в доме, находящихся в них предметах: когда он выходит на улицу, то сам идет к тому месту, где обычно играет.

К концу второго года узнавание становится еще более совершенным. Мальчик 3 месяца не был в городе. Когда вернулись с дачи, пошли к бабушке в гости. Он сам поднялся на второй этаж, постучался в дверь той квартиры, где живет бабушка.

На третьем году малыш может при случае вспомнить довольно отдаленные события. Малыш вспоминает зимой, как летом катался с папой на пароходе. Рассказать в детском саду, какие у него дома игрушки, из кого состоит семья, ему уже несложно.

Поскольку он овладел речью, воспоминания могут возникать у него не только тогда, когда он видит перед собой предмет или человека, с которым у него что-то связано, но и тогда, когда о чем-то просто идет разговор. Мама говорит: "Поедем к дедушке", и мальчик вспоминает: "Поедем на троллейбусе, у деда рыбки в аквариуме. Мы кормить их будем". Разговаривая с ребенком о том, что было или еще будет, вы тем самым значительно расширяете его кругозор.

Непроизвольное внимание малыша становится на протяжении второго и третьего года жизни более устойчивым. К году он мог заниматься игрушкой минут 10, на третьем году это время, возрастает до получаса. (А если в деле, котором занят малыш, участвует взрослый, то время это значительно больше). Если он чет-то заинтересовался, отвлечь его трудно. Но столь же трудно привлечь его к чему-нибудь, что нисколько для него не интересно, не затрагивает его чувств. Поэтому так важно, побуждая ребенка чем-то заняться, сделать что-то вызвать у него интерес и понимание, постараться воздействовать на его чувства, но ни в коем случае не принуждать, не заставлять его.

Начинает складываться и воображение. Когда малыш скачет верхом на палочке, он всадник, а палочка - лошадка. Но при отсутствии предмета, на котором можно "скакать", он лошадку себе не вообразит, не вообразит он ее себе и тогда, когда он не занят этой игрой, хотя та же палка может быть у него под рукой. Так что пока воображение еще нуждается во внешних - предмете и действии.