Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 18.01.18

Время: 04:47

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Взрослые Родителям Дети от 1 до 3 лет Двигательная активность у детей преддошкольного возраста. Часть 1.

Двигательная активность у детей преддошкольного возраста. Часть 1.

В этой части речь идет об анатомо-физиологических особенностях развития детей, об особенностях развития центральной нервной системы, о физическом развитии детей преддошкольного возраста.

Значение движения для развития детей преддошкольного возраста.

Анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного возраста обуславливаются дальнейшим ростом и развитием организма ребенка. Эти процессы по сравнению с таковыми в грудном возрасте несколько замедленны.

Функциональные особенности нервной системы характеризуются неуравновешенностью нервных процессов, преобладанием возбуждения над торможением, слабостью тормозных процессов, быстрой утомляемостью ребенка, неустойчивостью его поведения.

Развитие высшей нервной деятельности в значительной мере подчиняется влиянию внешней среды и во многом зависит от культуры поведения людей, общающихся с ребенком, от внимания к нему, правильного ухода и выполнения всех режимных моментов. Очень важно создавать и поддерживать положительный эмоциональный тонус, который обуславливает оптимальное функциональное состояние центральной нервной системы. Именно в этот период роста ребенка легко вырабатываются и наиболее прочно закрепляются определенные функции, навыки, формируются привычки. В связи с этим как раз в указанный возрастной период и необходимо заниматься их развитием. Если же время будет упущено, навыки вырабатываются с трудом, становятся менее прочными. В этом возрасте вырабатываются поведение и элементы характера ребенка. Психологические и физические навыки, приобретенные ребенком в указанном возрасте, прочно закрепляются и в дальнейшем определяют его поведение и состояние здоровья.

Во всех возрастных периодах важными показателями, характеризующим нервно-психическое и физическое развитие ребенка, являются статистические и динамические функции. Двигательный анализатор у ребенка функционирует не изолированно, а во взаимосвязи с другими анализаторами (зрительным, слуховым и др.) и отделами центральной нервной системы. Импульсы, поступающие от анализаторов, способствуют развитию и поддерживают тонус центральной нервной системы. Значение двигательного анализатора для правильного функционирования внутренних органов огромно.

Период с 1 год до 3 лет характеризуется интенсивностью развития двигательных актов - ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания. Овладение ходьбой способствует более тесному общению ребенка с окружающей средой и совершенствует функции внутренних органов.

В работах многих авторов указывается на важное значение двигательной активности для развития мышления и самостоятельности детей преддошкольного возраста. Годовалый ребенок начинает понимать речь взрослого, к 2-3 годам уже говорит фразами и усваивает грамматический строй речи.

Одним из условий развития анализаторов является выполнение тех функций, для которых они предназначены. Недостаточность или отсутствие функции может тормозить развитие анализаторов. Поэтому в преддошкольном возрасте очень большое значение имеет правильный подбор и проведение в нужном количестве подвижных игр, правильная организация двигательной активности ребенка, гимнастических упражнений.

Физическое развитие детей преддошкольного возраста характеризуется дальнейшим ростом, увеличением массы тела, окружности груди, головы, но по сравнению с грудными детьми он несколько замедляется. На первом году жизни рост увеличивается на 20-25 см, на втором - на 10-15, а на третьем году это увеличение составляет всего 8 см. Масса тела ребенка подвержена большим колебаниям, чем рост, но и она нарастает тем интенсивнее, чем младше ребенок. За второй год дети прибавляют 2,5-3 кг, а с третьего года ежегодные прибавки в среднем составляют 2 кг. Индивидуальные колебания массы тела и роста зависят от самых разнообразных причин. С возрастом ребенка значительно изменяются пропорции тела. Так, при рождении нижние и верхние конечности имеют приблизительно одинаковую длину, затем длина ног и туловища увеличивается. Все эти данные отчасти определяют правильное физическое развитие и функционирование внутренних органов, что помогает организму ребенка приспосабливаться к внешней среде. Систематические занятия гимнастикой и достаточная двигательная активность способствует правильному физическому развитию ребенка.

Рост, масса тела и другие показатели физического развития детей, занимающихся физическими упражнениями, как правило, выше, чем не занимающихся ими. Положение позвоночника играет большую роль в формировании правильной осанки, которое начинается с первых месяцев жизни, когда появляются движения в горизонтальном положении. Как раннее, так и длительное сидение, а также долгое стояние могут способствовать нарушению осанки ввиду слабости мышечного аппарата в преддошкольном возрасте. Формирование правильной осанки возможно при выполнении всех условий физического воспитания, при нормальном тонусе мышц туловища ("мышечный корсет") и ягодичных мышц. Правильная осанка способствует свободному носовому дыханию, большим экскурсиям грудной клетки и нормальной функции органов брюшной полости.

Формирование сводов стопы происходит в период активной ходьбы. Ему способствует хождение босиком по неровной поверхности (по песку). Для правильного формирования стопы у детей необходимо укрепление мышц, удерживающих поперечный и продольный ее своды в нужном положении.

У ребенка первого года жизни ребра еще отходят от позвоночника почти под прямым углом и имеют горизонтальное положение. С того момента, когда дети начинают стоять, ребра переходят в наклонное положение, но вдох остается еще несколько затрудненным из-за малой амплитуды движений. Ребра все время находятся как бы в положении вдоха. Ребра у детей мягкие, податливые, легко деформируются. В преддошкольном возрасте органы дыхания имеют небольшие размеры, дифференцирование их тканей не закончено. Сокращения диафрагмы увеличивают объем грудной полости, поэтому все условия, затрудняющие ее движения (метеоризм, увеличение печени), уменьшают вентиляцию легких. Смешанный тип дыхания (диафрагмальный и грудной) появляется у детей примерно с 2 лет.

Указанные анатомо-физиологические особенности затрудняют дыхание, увеличивают частоту заболеваний. Поэтому необходимо создавать условия, облегчающие дыхательный акт (свежий воздух; полноценное питание; укрепление мышц, особенно межреберных, брюшных, спинных).

Мышечная деятельность в этом возрасте продолжает влиять на функции органов дыхания; частота дыхания с возрастом уменьшается.

Возраст Частота дыхания в 1 мин
3 месяца 45-50
6-7 месяцев 44-56
1 год 38-40
2 года 32-34
2,5-3 года 30-32

Огромная роль в развитии дыхательного аппарата принадлежит движениям - гимнастическим занятиям и подвижным играм. Положительные эмоции, связанные с играми, углубляют дыхание, повышают утилизацию кислорода.

Во время мышечной работы центральная нервная система корригирует ритм и глубину дыхания адекватно выполняемой работе. Даже интересный рассказ, представление об интересной игре вызывают учащение дыхания и увеличение легочной вентиляции. Следует стараться, чтобы в движениях участвовали большие группы мышц. Под влиянием систематически проводимых упражнений у детей повышаются функциональные возможности дыхательного аппарата. Следует помнить, что дыхательный центр у детей более возбудим и они не могут задерживать дыхание, как взрослые, поэтому упражнений, при которых может развиться задержка дыхания (как поднимание тяжестей, их перенос), рекомендуется избегать.

Под влиянием физических упражнений укрепляется мышца сердца, улучшается регуляция кровообращения - увеличивается ударный объем и соответственно уменьшается частота сердечных сокращений.

Напряженность процессов обмена является основной особенностью растущего организма. Расход энергии на мышечную работу, особенно в раннем возрасте, меньше, чем у взрослых, но при крике, беспокойстве и различных отрицательных эмоциях он резко повышается. Незрелость центральной нервной системы обуславливает крайнюю лабильность процессов обмена веществ, поэтому всевозможные отрицательные моменты (неправильный режим питания, нарушение ухода, недостаточное пребывание на свежем воздухе, недостаточная или чрезмерная мышечная нагрузка) способствуют нарушению обмена веществ.

Соответствующие возрасту физические упражнения, увеличивая кровообращение в мышцах, усиливают окислительно-восстановительные и пластические процессы, улучшают рост и развитие органов и систем. Степень развития мышечной ткани у детей преддошкольного возраста выявить трудно вследствие сравнительно хорошо развитого подкожного жирового слоя. Считается, что рост мускулатуры становится заметным только после 5 лет. Приблизительно мышечную силу ребенка можно выявить путем определения усилия, необходимого для противодействия тому или другому усилию ребенка. О тонусе судят по степени сопротивления, которое возникает при пассивных движения, и по консистенции мышечной ткани (на ощупь). Тонус мышц говорит об общем состоянии ребенка (эйтрофия, гипотрофия и т.д.)

Движения способствуют и психическому развитию ребенка. Формирование нравственных, эстетических качеств у детей возможно во время игры, когда ребенок познает добро, зло, жалость, необходимость помочь человеку, нуждающемуся в этом. На прогулках дети знакомятся с красотой природы, у них появляются чувство эмпатии, любовь к животным.

Нужно также отметить, что дети, занимающиеся гимнастикой, физкультурой - болеют реже.