Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 05.10.24

Время: 10:23

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Взрослые Родителям Дети от 3 до 7 лет Совершенствование двигательных навыков.

Совершенствование двигательных навыков.

В этой статье речь идет о совершенствовании двигательных навыков: ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания, плавания, лыж, коньков и подвижных играх;  об их влиянии на общее состояние организма и внутренние органы.

Ходьба.

К 3 годам 6 мес дети полностью овладевают автоматизированной ходьбой.

Бег.

Бег - совершенствуется в дошкольном возрасте. Появляется бег с "полетом", без с хорошей координацией рук, ног, увеличивается длина шага, скорость бега, появляется бег через препятствия, бег со скакалкой, бег с поворотами.. Бег - одно из лучших и привычных упражнений - развивает быстроту, выносливость, ловкость, координацию. Бег является хорошим средством для развития органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.Поэтому бег как упражнение должен проводиться ежедневно в игре, на уроке.

Равновесие - способствует развитию ловкости, силы и некоторой выносливости; развивается реакция торможения (задерживающие реакции). Упражнения в равновесии совершенствуют функции анализаторов (вестибулярного, слухового, тактильного, двигательного). У некоторых детей эти упражнения удаются с трудом, что зависит от состояния нервных процессов. У таких детей нужна систематическая тренировка. К 6-7 годам дети должны уметь легко, свободно, с правильной осанкой ходить, бегать по бревну, скамейке на высоте 45-50 см с предметами, выполнять заданные упражнения.

Прыжки.

Прыжки - в связи с кратковременностью упражнений больших сдвигов в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы не происходит, несколько больше они выражены при прыжках в длину. Главную роль при выполнении прыжков играют мышечная чувствительность и вестибулярный аппарат, импульсы от которого имеют большое значение для сохранения равновесия тела. Прыжки способствуют выработке ловкости, силы. В старшем возрасте при обучении прыжку очень важно уделять внимание четкости выполнения разбега, отталкивания, приземления.

К 6-7 годам дети должны овладеть прыжками в высоту, длину, прыжками со скакалкой с движениями. При обучении отталкиванию надо помнить о симметричной тренировке правой и левой ноги.

Лазанье.

Лазанье - способствует развитию крупных групп мышц плечевого пояса, спины, живота, оказывает благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Упражнения в лазании воспитывают ловкость, силу, выносливость, совершенствуют вестибулярный анализатор. К 6-7 годам дети должны уметь легко, свободно лазать по канату (высота 2-2,5 м), выполнять сложное переползание через различные предметы, препятствия.

Метание.

Метание - сложное по координации движение, совершенствует функции двигательного, вестибулярного и зрительного анализаторов. Упражнения в метании развивают ловкость, быстроту, силу. Значительная нагрузка падает на мышцы плечевого пояса. Необходимо симметрично развивать правую и левую руки. Если до 3 лет при метании положение туловища произвольное, то у детей с 5 лет необходимо стремиться к отработке правильного положения туловища, рук и ног. В младшем возрасте надо уделять большое внимание ловле, которая сложна и требует обучения.

Дети к 6-7 годам должны уметь правильно метать в даль - на расстояние 5-8 м - правой рукой и на расстояние 5-7 м - левой; в цель - правой рукой от 3 до 7 м, левой - от 5 до 8 м.

Плавание.

Плавание является одним из самых ценных видов спорта для здоровья, развития и роста ребенка. Обучение плаванию можно начинать рано, наравне с обучением бегу, метанию, сохранению равновесия.

Плавание оказывает разностороннее влияние на организм человека. Оно не только совершенствует вестибулярный, двигательный анализаторы, но и одновременно закаливает организм ребенка. При плавании хорошо развиваются дыхательные мышцы, увеличивается подвижность грудной клетки.

Лыжи.

Лыжи - ходьба на лыжах является полезным упражнением. Она повышает деятельность органов зрения, вестибулярного аппарата. Ходьба на лыжах выполняется при участии всех основных мышц тела; улучшается работа дыхательных мышц, улучшается легочная вентиляция. Занятия проводятся на чистом воздухе, что положительно влияет на организм ребенка.

Ставить ребенка на лыжи можно с 3 лет, обучая его ходить на лыжах без палок, попеременно переставляя ноги, с 4 лет - учить самостоятельно надевать и снимать лыжи, в 5-6 лет - делать повороты на месте переступанием вправо-влево, взбираться на горку, спускаться с горки. К 7 годам ребенок должен хорошо ходить переменным шагом с палками, ходить по пересеченной местности, самостоятельно взбираться на горку и спускаться с нее (прямо и наискось), уметь пройти на лыжах1-2 км с отдыхом.

Коньки.

Коньки - занятия на коньках исключительно полезны для здоровья, но при этом необходимо учитывать состояние скелета стопы, нижней конечности, которые не всегда готовы к этому виду спорта. Но в 6-7 лет дети должны уметь свободно кататься на коньках. В это время можно начать обучение фигурному катанию. Катание на коньках воспитывает, совершенствует координацию движений, усиливает деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой системы, воспитывает эстетические и музыкальные качества.

Фигурное катание имеет оздоровительное и воспитательное значение, способствует овладеванию сложными движениями, воспитывает настойчивость к преодолению трудностей.

Велосипед.

Велосипед - начиная с 2-3 лет дети могут кататься на детском двухколесном велосипеде с широкими шинами и опорными колесами. Езда на велосипеде значительно увиливает работу мышц нижних конечностей, одновременно усиливается дыхание.

Игры.

Подвижные игры составляют важную часть занятий с детьми дошкольного возраста. В них есть моменты подражания. Игры детей дошкольного возраста представляют собой первую ступень коллективного общения детей, помогают развивать самостоятельность ребенка, его творческое воображение и фантазию.

Большая ценность подвижных игр обусловлена активным взаимодействием детей в коллективе, так как в них обычно участвуют несколько ребят. Обязательное выполнение правил дисциплинирует, воспитывает выдержку, волю, учит согласовывать свои действия с действиями других. Ничто не приносит столько радости, удовольствия, как хорошо, правильно организованная игра. Надо, чтобы игра создавала и поддерживала положительные эмоции детей.

Нет такой системы физического воспитания, которая была бы настолько полезна для ребенка, как игра. Подвижные игры являются незаменимым средством для физического развития ребенка дошкольного возраста. Во время игр совершенствуются двигательные навыки, применяются физические нагрузки, оказывающие физиологическое тренирующее действие на внутренние органы, совершенствуются двигательный аппарат и анализаторы. Особенно благоприятно сказываются занятия подвижными играми на совершенствовании нервной системы (увеличивается и уравновешивается подвижность нервных процессов). Игры способствуют развитию физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, а подчас и силы (соответственно физиологическим возможностям детей данного возраста). Подвижные, свободные игры создают наилучшие условия для изучения детей. Игры нужно проводить на площадке, на свежем воздухе, в легкой одежде, соответствующей времени года. Игра не должна быть чересчур утомительной; дети должны принимать участие в ней добровольно, без принуждения. Иногда они увлекаются и не замечают утомления. В этом случае нужно остановить игру. При ведении игр, как и при обучении, необходимо от легких постепенно переходить к более трудным. Движения в играх должны соответствовать возрасту и возможностям детей. Игра должна быть общей, занимать всех играющих в одно и то же время или по очереди; она должна быть понятна детям и не иметь много правил, при этом они должны быть выражены точно и определенно.

Для детей 3-4 лет подвижные игры являются наиболее доступной формой проведения работы по развитию движений. В связи с тем, что кругозор детей 3-4 лет мал, а внимание неустойчиво, взрослый должен подбирать для них игры с простым, доступным сюжетом, действующие лица которых им хорошо знакомы (птички, кот, зайчик, медведь, волк, лиса и др.). Взрослый является активным участником игры.

К 5-6 годам кругозор детей расширяется, более устойчивым становится внимание, дети овладевают основными двигательными навыками. В связи с этим подвижные игры этих детей сложнее по содержанию, включат одновременно сложные движения (прыжки, метания, бег с метанием и т.д.), правила становятся сложнее, они требуют от детей большего внимания, выдержки, проводятся командные игры. Дети выбирают судей, подводят итоги игры.