Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 29.03.24

Время: 13:46

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Взрослые Родителям Для всех Предупреждение неврозов у детей. Часть 1.

Предупреждение неврозов у детей. Часть 1.

В этой расти речь идет о том, с чего начинается невроз в детском возрасте.

Все, что мы делаем, все наши материальные и духовные ценности, - мы передаем в руки следующего поколения, и поэтому так важно, чтобы наши дети могли пользоваться этим, развиваться, продвигаться вперед к поставленным целям, давать счастье людям и самим получать его от жизни, творческого труда, любви, общения с окружающими. Для этого они должны быть здоровыми физически и духовно – они не должны быть невротиками. Сталкиваясь с различными неврозами (функциональные расстройства нервной системы) у взрослых, в очередной раз убеждаешься, что в подавляющем большинстве случаев - корни их происхождения уходят в детство, в ошибки воспитания. Если у взрослых лечение неврозов – очень длительная и сложная процедура, то предупреждение их в детстве легко осуществить, так как, во-первых, организм ребенка, и в частности его нервно-психическая сфера - очень пластичен и легко поддается воздействиям, а во-вторых, потому, что условия жизни ребенка, как правило, зависят от нас. Надо лишь правильно понимать, каковы законы этих воздействий, помня, что одни эмоции и добрая воля не могут заменить знания.

Пожалуй, нигде так не обнажается внутренний мир человека, как в кабинете психоневролога на приеме взрослых больных. Сколько трагедий, конфликтов, сломанных жизней, разбитых надежд, а порой и преступлений, проходят перед ними! А ведь почти всех их можно было бы избежать, не будь ошибок, совершенных при воспитании в детстве.

За каждым из взрослых больных, можно видеть его аналог. Вот например: тридцатилетняя женщина, страдающая тяжелой истерией. У нее при малейшем волнении или конфликте возникают судорожные припадки, рвота, вздутие живота, приводящие ее уже пять раз на операционный стол. А врач ее видит в образе трехлетней девочки, которая, если не выполняют ее желаний, безнаказанно бросается на пол, кричит, бьет ногами.

А вот это молодой скрипач, чарующий своим исполнением на репетициях и не могущий от волнения взять ни одной правильной ноты на публичных концертах. Не восьмилетний ли это мальчик, которому дома заявляют: «Только попробуй принести двойку», после чего у него все вылетает из головы при вызове к доске.

Удастся ли выправить психику этой опустившейся сорокалетней женщины, уже четырежды отбывавшей наказание за мошенничество, подлоги, хищения общественной собственности. Сквозь ее поблекшее лицо, кажется, что это бывшая девятилетняя девочка, которая, пользуясь бесконтрольностью и доверчивостью родителей, безнаказанно подделывает оценки в дневнике и вытаскивает мелочь из сумочки матери.

Вот проходит экспертизу двадцатилетний парень, который в запальчивости пробил голову сделавшему ему замечание мастеру; так ведь это тот озорной пятилетний карапуз, которому позволялось бросать тарелку в бабушку, если она не угождала ему.

Воспитание ребенка не сводится только к словесным указаниям, «что хорошо и что плохо». Чтобы вырастить и воспитать полноценного человека, предупредить возникновение нервозов, необходимо знать и разумно использовать биологические, психологические и социальные законы развития и формирования человеческой личности. Каждый ребенок неповторим, он требует к себе индивидуального подхода с учетом возраста, пола, особенностей характера и т.п. Но имеется ряд общих, основных закономерностей воздействия, применяемых ко всем детям.