Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.04.24

Время: 09:05

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Взрослые Родителям Для всех Зачем человеку детство?

Зачем человеку детство?

Период детства человека более длителен, чем детство даже наиболее развитых животных. Что это - достоинство человека или его недостаток?

Надо ли стремиться, подобно сторонникам теории искусственной акселерации развития ребенка, к тому, чтобы сокращать детство и путем интенсивной тренировки превращать дошкольника в школьника, школьника во взрослого человека. Или же следует признать, что долгое детство - это важнейшее преимущество человека, благодаря которому он может достигнуть высоких ступеней развития.

У низших животных детство практически отсутствует. Полученных по наследству программ поведения достаточно для того, чтобы сразу "включиться в жизнь", зато возможности индивидуального обучения ничтожны.

Чем выше стоит животное на эволюционной лестнице, тем дольше длится его детство. У млекопитающих наряду с инстинктивными, врожденными формами поведения все большую роль начинает играть индивидуальный опыт. Накопление этого опыта, овладение тем, что унаследовано быть не может, требует, конечно, времени (для этого и выделяется особый период жизни), зато поведение приобретает большую изменчивость, а это позволяет лучше приспосабливаться к изменяющимся условиям существования.

Но у животных, даже у высших, нет средств, чтобы накапливать и передавать коллективный видовой опыт. (Ограниченность роли подражания очевидна). Каждое следующее поколение вынуждено начинать с того же, с чего начинало предыдущее. Поэтому развитие в животном мире обеспечивается только одним путем - генетической эволюцией, а она, как мы знаем, идет относительно медленно.

Около 40 тысяч лет назад появился так называемый кроманьонский человек. И вот за такой (ничтожный даже в истории живого на Земле) срок человек, бывший столь же беспомощным перед силами природы, как и любой другой биологический вид, сумел в значительной мере от них освободиться, более того - прийти к тому, что сегодня сам может воздействовать на природу уже в планетарном масштабе. Благодаря чему же это произошло?

Мозг человека - совершеннейший инструмент, работа которого обеспечивает в наши дни создание космических кораблей, проникновение в тайны атомного ядра, рождение поэм и симфоний, - в основном по своему строению не изменился со времен кроманьонского человека. Конечно, никто не изучал в лаборатории мозг кроманьонца, не сравнивал его с мозгом нашего современника, но строение мозга тесно связано со строением черепа, а черепов древних людей изучено достаточно. И сейчас на Земле сохранились племена, ведущие первобытный образ жизни, не знающие употребления металлов, добывающие пищу при помощи каменного топора. Изучение представителей таких племен говорит на первый взгляд о разительном их отличии от современного человека. В глаза бросается странный для нас, непоследовательный ход рассуждений, в котором слиты действительность и фантастика, неспособность понять простые, казалось бы, вещи... Но все это - только отсутствие современной культуры, а совсем не проявление каких-то природных особенностей. Если взять ребенка такого отсталого племени и воспитать в современной семье, он ничем не будет отличаться от любого из нас.

...Французский этнограф Виллар отправился в 1938 году в экспедицию в один из труднодоступных районов Парагвая, где жило племя гуайякилей. Об этом племени было известно очень немногое - что оно ведет примитивный образ жизни, постоянно кочуя в поисках своей основной пищи - меда диких пчел, что язык племени неразвит, что оно избегает контактов с другими людьми. Не посчастливилось познакомиться с гуайякилями и Виллару - они поспешно уходили, лишь только чувствовали приближение экспедиции. Но на одной из стоянок, покинутой племенем, этнограф обнаружил двухлетнюю девочку, видно забытую впопыхах. Виллар взял девочку с собой во Францию и поручил ее воспитание своей матери. Прошло 20 лет. По своему развитию девушка ничем не отличалась от европейских женщин. Она говорила на трех языках - французском, испанском и португальском, стала ученым - этнографом.

Итак, природа человека, строение его мозга не претерпели существенных изменений на протяжении нескольких тысячелетий, но насколько богаче материальная и духовная жизнь наших современников, насколько выросли их психические возможности по сравнению с их отдаленными предками.

Ничто из того, чего достигли люди, не принадлежит отдельному человеку от рождения, но зато он может получить все в воспитании. Как говорил известный психолог А.Н.Леонтьев, "каждый отдельный человек учится быть человеком. Чтобы жить в обществе, ему недостаточно того, что дает ему природа при его рождении. Он должен овладеть еще и тем, что было достигнуто в процессе исторического развития человеческого общества.

Объем программы социального наследования неудержимо растет. И восприятие этого растущего объема уже само по себе требует удлинения периода воспитания и обучения детей. Человеческое детство, поэтому не только продукт эволюции, но и результат истории. "Физическое" детство человека - время, необходимое для его роста, - в общем, остается неизменным. Длительность же "социального" детства зависит от того, насколько зрелым является человеческое общество. Собраны многочисленные свидетельство того, как проходит детство у народов, стоящих на разных ступенях общественного развития. И оказалось, что чем ниже ступень развития, тем короче отрезок детства, тем раньше включается подрастающий человек во взрослые виды труда.

Детство - определенный этап в развитии человека, оно и сложилось как период подготовки к жизни, к взрослой деятельности, в течение, которого ребенок должен приобрести необходимые знания, умения.

Стремительно проносятся годы детства, но за этот короткий срок происходят самые удивительные превращения, какие только может представить себе человеческая мысль. Из самого беспомощного на свете существа, которое неспособно самостоятельно удовлетворить свои наиболее простые потребности, ребенок превращается в мыслящего человека, который постигает законы движения планет и развития общества, вырастает в силу, сознательно изменяющую природу и общество.

Если говорить о дошкольном детстве, то его роль состоит в овладении некоторыми общими человеческими знаниями и умениями, в приобретении некоторых психических качеств, которые нужны для жизни в обществе. К ним относятся овладение речью, развитие ориентировки в пространстве и времени, человеческих форм восприятия, мышления, воображения, первоначальное приобщение к произведениям искусства, формирование взаимоотношений с другими людьми. И эта огромная программа выполняется за какие-то несколько лет!

Человеческая среда не просто условие развития ребенка, она - сам источник этого развития; в ней новое человеческое существо должно найти - с помощью взрослых - все то, что и составит его развитие.

Ребенку нужна не просто среда, действующая на его мозг через органы чувств. Ему нужна среда очеловеченная; ему нужно человеческое общество и человеческое воспитание.

В 1920 году индийскому психологу Риду Сингху сообщили, что около одной деревни замечены два загадочных существа, похожих на людей, но передвигающихся на четвереньках. Их удалось выследить. Однажды утром Сингх во главе группы охотников спрятался у волчьей норы и увидел, как волчица выводит на прогулку детенышей, среди которых оказались две девочки - одна примерно восьми, другая полутора лет.

Сингх увез девочек с собой и попытался их воспитать. Они бегали на четвереньках, пугались и пытались скрыться при виде людей, огрызались, выли по ночам по-волчьи. Младшая Амала умерла через год. Старшая Камала прожила до семнадцати лет. Около десяти лет Сингх наблюдал за ней и вел подробный дневник. Лишь через два года Камала научилась стоять, да и то плохо, ходить - через шесть лет; бегала же по-прежнему на четвереньках, опираясь на руки и ступни. В течение четырех лет она смогла выучить только 6 слов, а через семь лет - 45 слов.

Несколько лет прошло, прежде чем она перестала бояться сильного света (Камала хорошо видела в темноте), огня и воды, полюбила общество людей, научилась брать пищу руками и пить из стакана (когда ее нашли, пила она лакая, мясо ела только с пола, из рук не брала).

От волчьих повадок Камалу, в общем, отучили, но к 17 годам умственное развитие ее было, как у четырехлетнего ребенка...

Известно несколько десятков случаев, когда детей вскармливали животные. Но когда эти дети снова попадали к людям, они не умели ни ходить, ни говорить, ни мыслить. Человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни, вне общения с людьми.

Что было бы, если бы человеческое существо могла на протяжении нескольких лет расти при полном отсутствии внешний впечатлений? Широко известный своими работами по вживлению электродов в мозг животных и больных людей нейрофизиолог Хозе Дельгадо утверждает: «Я могу предсказать, что такое существо было бы полностью лишено психических функций. Мозг его был бы пуст и лишен мыслей, оно не обладало бы памятью, и было бы неспособно понять, что происходит вокруг. Созревая физически, оно оставалось бы интеллектуально столь же примитивным, как и в день своего рождения".