Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.04.24

Время: 09:04

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Взрослые Родителям Для всех Ребенок - левша.

Ребенок - левша.

Беседа с родителями и педагогами.

Почему левша не может освоить ту или иную учебную программу, конфликтует с детьми и с педагогами, гиперактивен? В чем его сильные и слабые стороны и т.д.?

 

Если ваш ребенок - левша...

Обсуждение детей с наличием фактора левшества выбрано по той причине, что этот феномен, как правило вызывает большое количество вопросов. Дети-левши могут демонстрировать достаточно экзотическую картину своего развития. Пристально рассмотреть и обсудить их проблемы следует и потому, чтобы еще раз обдумать и понять, что же стоит за столь знакомым словом - левша.

Это важно потому, что коррекционная работа с детьми с наличием фактора левшества не является  чем-то абсолютно специфичным. И у правшей, и у левшей могут быть не сформированы пространственные представления, фонематический слух, кинестетические процессы и т.п. Вместе с тем, дети-левши обладают рядом неординарных свойств, которые необходимо учитывать.

Посмотрите повнимательнее на своего ребенка... Сегодня он младший в семье, любимец и баловень, ходит в детский сад. Естественно, то у него есть свои причуды. Что-то он делает с удовольствием, а что-то не заставишь делать никакими посулами или угрозой наказания. Это все сегодня...

Остановитесь в повседневной суете, всмотритесь в своего ребенка. Взгляните максимально объективно, как бы со стороны. Что он умеет. Что у него получается хорошо, а что никак не получается при всем вашем старании?

Вы горды, если  рисунком вашего ребенка восторгаются окружающие или в свои пять лет он может напеть или наиграть тему симфонии Моцарта. У вас растет гений! И вы постоянно рассказываете всем знакомым о достижении вашего чада. Можно покопаться в родне и найти "гены" гениальности...

А если что-то не так? Максим уже читает вслух всей группе сказку, а ваш еле-еле читает слоги. У ваших знакомых ребенок уже оперирует числами в пределах сотни, а вы все бьетесь над задачей: "У тебя было три конфеты, я взяла одну..." Ваши непомерные усилия уходят непонятно куда, вы раздражаетесь - а с другой стороны - рев, нежелание учиться. В доме воцаряется напряженная атмосфера... Остановитесь! Ведь вам же тоже не нравится делать то, что заведомо не получается, и, вы как можете, избегаете этого, но по-своему, по-взрослому. Это ваш ребенок! Все, что он делает или нет, - от ваш, и ваш долг протянуть ему руку помощи и стать лучшим другом. Главное, вы должны понять: что-то сдерживает ребенка. Он ведь не просто так не может освоить алфавит, неловок, задевает за все углы, роняет ложку во время еды и не справляется со шнурками.

Все люди разные. Но прежде, чем стать разными взрослыми, они были детьми, и каждый прошел свой индивидуальный, особенный путь - путь развития психики от рождения до зрелости. Любая психическая функция (речь, память, движение, восприятие, эмоции) рождается, развивается и увядает вместе с нами. Ее формирование растянуто во времени. Причем одни функции окончательно созреванию уже к 3-4 годам, а другие приобретают завешенный вид лишь к 12-14 годам. Понимание этого обстоятельства является определяющим для верного подхода к анализу психического развития (онтогенеза) ребенка.

Психически онтогенез обладает рядом объективных закономерностей. Но в каждом отдельном случае он принимает индивидуальное очертание. Иллюстрируя это положение, можно представить себе прямую линию - уровень, на котором условно расположены все дети, развивающиеся  по среднестатистическим, общепризнанным нормам. Выше этого уровня соответственно дети с опережением денных норм, а ниже - отстающие по тем или иным показателям. Подчеркнем, что все это нормальные, объективно здоровые дети. Но каждый из них развивается по своим индивидуальным законам.

Хорошо, что в последнее время стало уделяться большее внимание одаренным детям. Но не менее важно понять медленно развивающихся, изучить причины отставания, помочь им. Если махнуть рукой: "Ну ты тупица (лентяй, дурень)", - тогда не надо тратить свои физические и моральные силы, можно легко и спокойно убедить себя, что, вот, не повезло в жизни с ребенком. Между тем он растет и развивается, но его особенность в том, что происходит это несколько медленнее, чем хотелось бы и нужно было бы...

Общее нормальное состояние таких детей, а также исходная пластичность и восприимчивость их мозга к помощи извне неизбежно приведут к наращиванию потенциала. Если же налицо пренебрежение, отвержение или безразличие, высоких результатов, как в спорте, ожидать не приходится. Иными словами, не востребованные вовремя (внешним миром, социумом) психические функции будут тормозить и искажать весь дальнейший ход психического онтогенеза. Причем очевидно, что неполноценно будут развиваться не только познавательные процессы, базис для которых закладывается на самых ранних (подчас - внутриутробных) этапах развития. Отставание в познавательной сфере неизбежно повлечет изменение в сфере интересов, потребностей и эмоций растущего ребенка, поскольку психическая жизнь, как и все в природе, стремится к заполнению пустоты.

И не стоит потом удивляться, что ребенок ведет себя неадекватно, если вы еще в детстве отмахнулись от его явных трудностей в освоении элементарных действий и знаний. Дефектологи, логопеды и нейропсихологи, консультируя детей с задержками речевого и интеллектуального развития, тех, кто с трудом усваивает азбуку, счет, долго не может научиться читать и писать, демонстрирует неадекватное поведение, почти в каждом случае видят то, что не заметили (или отмахнулись) родители, не поняли учителя. Иногда это происходит из-за сумасшедшей нашей жизни, кажущейся важности других проблем (а разве может быть что-нибудь важнее судьбы ребенка?!), а иногда - и от некомпетентности специалистов.

В науке очень медленно накапливаются и анализируются факты. И сколько еще времени должно пройти, чтобы эти факты вылились в конкретные рекомендации и программы? До недавнего времени многие детские трудности были просто необъяснимыми. То, что не понималось - игнорировалось, и дети часто оказывались беспомощными, оставаясь один на один со своими недетскими проблемами.

Вот один из примеров: на диагностику бабушка приводит симпатичного мальчика. Жалобы (повторяющиеся, к сожалению, от раза к разу) - плохо пишет, неправильно держит ручку, делает много ошибок. На различных возрастных этапах наблюдались случаи заикания - в 2 и в 4 года. Многие звуки произносит нечетко, логопед в саду жалуется, что их трудно автоматизировать.

Мальчик легко идет на контакт. Он внимателен, сосредоточен и готов отвечать на вопросы. Но сразу же возникают сложности, как только его попросили что-либо нарисовать. Берет ручку в правую руку, держит ее неестественно, рисование очень напряженное (с разрывами бумаги), в комментарии к рисунку появляются звуки - похожие на заикание. На просьбу психолога переложить ручку в правую руку и попробовать что-либо изобразить - бабушка иронично заявляет, что левой рукой он никогда ничего не делал и вряд ли что-нибудь получится.

Мальчик берет ручку в левую руку, пытается рисовать и получается не так напряженно. Линии не столь четкие, но ручка в руке лежит гораздо удобнее. При подробном расспросе бабушки - оказалось, что мальчик, начиная с года брал ложку и игрушки левой рукой. Но ему всякий раз напоминали, что лучше все делать правой - и перекладывали предметы в другую руку. Позднее, со слов родителей -  эта проблема не всплывала. Они просто не знали, что это вмешательство в естественный ход развития ребенка уже начало вредоносно (в виде заикания) сказываться на нем. Взрослые не замечали, как трудно ребенку в важные периоды онтогенеза усваивать новые формы и виды деятельности, а он реагировал логоневрозом.

Использование правой или левой руки при различных видах деятельности не прихоть человека - это прежде всего отражение мозговой организации психической деятельности человека.  Переучивание в том возрасте, когда двигательные процессы являются определяющими в психическом развитии ребенка, привело к торможению не только их самих, но их иных высших психических функций, в частности самой уязвимой - речи.

С природными особенностями человека шутить нельзя. Рукость (т.е. преимущественная активность правой лили левой руки) является одним из важнейших нейробиологических свойств, весьма индивидуализированных. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, тем более в самом раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявляться не сразу, а через несколько лет. И бороться с ними будет очень сложно не только специалистам, но, главное, самому ребенку.

Нет никаких стандартов и правил! Пусть ребенок делает все той рукой, кокой ему удобнее; лучше при рисовании, в игре давать ему карандаши и игрушки в обе руки, развивая и правую и левую. Психическое развитие левшей - одна из актуальнейших и вместе с тем новейших проблем в нейропсихологии и дефектологии. Дети-левши, как никто другой, требуют тщательного наблюдения и психолого-педагогического сопровождения с безусловным участием родителей. "Как всякое меньшинство, левши внушают враждебность, подозрительность... По статистике они чаще становятся психоневротиками, эпилептиками, заиками; обнаруживают трудности при письме и чтении, зеркально пишут, затрудняются в ориентации в пространстве, рисовании; упрямы... гомо- и бисексуальны. Но Леонардо да Винчи и Микельанджело - левши..." (Ж.Эррон). Это высказывание крупнейшего исследователя проблемы левшества и настораживает, и обнадеживает. Но главный вывод - дети-левши требуют постоянного контроля за их здоровьем (в том числе за их гормональным и иммунным статусом) и внимательнейшее сопровождение их психического онтогенеза.

Часто к нейропсихологам и дефектологам обращаются родители и преподаватели массовых школ с просьбой помощь неуспевающим детям младших классов и дошкольникам. В большинстве случаев это связано с трудностями в письме, чтении, счете. Речь идет о здоровых детях, которые не наблюдаются ни у невропатолога, ни у психиатра и до школы никак не проявляли какого-то особенного отставания от сверстников. Среди таких детей около 70% - левши.

Наличие фактора левшества (полного, парциального или семейного у правши) в большинстве случаев предполагает атипичное с точки зрения мозговой организации протекание самого психического онтогенеза. Обычно у левшей наблюдаются искажения, своеобразные задержки и диспропорции формирования различных психических функций: речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций. Кроме того, они являются "группой риска" в плане возникновения логоневрозов (заикания) патохарактерологических особенностей и прочих явлений недостаточности аффективно-волевой сферы.

Отмеченные изменения возникают, провоцируются или усиливаются в результате неквалифицированного переобучения левшей для выполнения действий правой рукой в дошкольном или раннем школьном возрасте. Не получая адекватной помощи в массовой школе (а ранее в детском саду), где обучение и воспитание ориентированы на правшей, левши становятся пациентами психологических и дефектологических учреждений и даже специальных школ для детей с задержками психического развития или умственной отсталостью.

Проведенная с помощью нейропсихологического анализа квалификация возникающих у маленьких левшей трудностей позволяет разработать адекватный подход к ним, способствовать их более мягкой адаптации к внешнему миру. При соответствующих формирующих занятиях, догнав сверстников, они очень скоро доказывают, что их специфические особенности не только "негатив".

Именно благодаря своему особому психологическому статусу они способны на решение таких проблем, которые правшам не всегда по плечу. Недаром среди левшей много талантливых математиков, творческих личностей, спортсменов; они гораздо лучше правшей справляются с ситуациями, в которых надо приложить максимум интуиции и изобретательности. Но сами такие дети, их родители и педагоги часто оказываются беспомощными перед лицом школьной дезадаптации. Для помощи им требуется специальный комплекс программ обучения, направленный на развитие различных сторон психической деятельности с учетом специфических особенностей левшей. Хотелось бы в итоге получить ясное, активное осознание необходимости специального подхода к данному контингенту детей со стороны педагогов и родителей. Разработка, адаптация и применение системы методов психологического и дефектологического воздействия показали, что атипия психического развития может быть вполне благополучно скомпенсирована.