Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 25.04.24

Время: 11:33

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Клиническая психология Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии: первичные, вторичные, третичные нарушения

Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии: первичные, вторичные, третичные нарушения

Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии: первичные, вторичные, третичные нарушения

Эпилепсия – эндогенно-органическое заболевание с хроническим течением. Возникает преимущественно в детском и юношеском возрасте. Характеризуется разнообразными параксизмами (припадками), а также изменениями Личности, нередко достигающими степени слабоумия.

Большие судорожные припадки, малые судорожные припадки (абсанц) – мгновенное помутнение сознания.

Дисфория – резкая смена настроения, тенденция к плохому настроению. Возможна эпилептическая аура, т.е. человек предчувствует приступ.

Формы:

  • генуинная – заболевание, когда не ясна природа происхождения (базовая);
  • симптоматическая – в результате тяжелого поражения головного мозга (травмы, воспаления, опухоли).

Статистика: от 3 человек на 1000 населения.

Психологическая характеристика.

Изменение динамики протекания психической Деятельности

Два основных феномена эпилепсии:

  1. Общая замедленность (снижение темпов психических процессов). Это проявляется в отсутствии ярких и быстрых эмоциональных и поведенческих проявлений. В моторной сфере – замедленность и «неуклюжесть». Замедлена ориентировка в любом новом задании.
  2. Инертность психической Деятельности. Состоит в трудности переключения с задания на задание. Наблюдается в начале задания. Наблюдается истощаемость. Любой симптом зависит от тяжести и длительности заболевания.

1. Снижение познавательной способности

  • Нарушения памяти обычно не грубые. При генуинной эпилепсии Корсаковского синдрома не бывает (дизорганизация процессов памяти, забывают отдельные моменты). При исследовании пиктограмм опосредовано не улучшает запоминание, а дизорганизует. Больной может воспроизвести синонимичное значение заданного слова, рисует сам рисунок, отражается стремление определить как можно больше признаков. Цели выполнения инертны.
  • Специфика речи определяет инертность и нарушение памяти. Замедление тембра речи, возможны амнестические западения на слова вплоть до амнестической афазии. Может быть олигофазия – нарушение темпа и речевая память. Часто используют уменьшительно ласкательные суффиксы.
  • Сужен объем внимания. Трудность в переключении внимания.

2. Мышление. Снижение операциональной стороны. Трудности вычисления существенного признака предмета, явлений, понятий. Существенный признак заменяется конкретным ситуационным решением. Трудность в понимании переносного смысла пословиц и метафор. Больной понимают все конкретно и не могут вычленить общее. Обстоятельность, выражающаяся в выраженной детализации суждений. Нарушение мотивационной стороны мышления, что выражается в специфическом резонерстве. Всегда резонерство многословно (аффективная насыщенность), любит учить жизни. При этом обстоятельность. Резонерство возникает в определенных ситуациях и носит компенсаторный характер. Старается произвести впечатление.

Специфические изменения Личности

Характерны специфические черты Личности: слащавость, подчеркнутость с людьми, которые у них в подчинении, грубы, при первом впечатлении милы, внимательны – это поведенческий фасад. Больные ведут себя агрессивно, злопамятны. Педантизм, перфекционизм – стремление сделать все по высшему классу. Инертность мотивационной сферы – жесткость, ригидность целей и побуждений.

Патопсихологический синдром при эпилепсии:

Основной синдромообразующий фактор – это нарушение динамики мыслительной Деятельности (инертность, вязкость, ригидность).

Вызывает нарушение психики: снижение темпа протекания психических процессов, эмоциональная «застойность».

Первичный дефект. Сужение поля-ориентировки. Инертность мотивации и целеполагания. Приводит к негибкости жизненных программ вообще, трудности их перестройки. Снижение продуктивности познавательной Деятельности.

Вторичный дефект. Признаки адаптации к узким сжатым болезнью рамкам жизнедеятельности, т.е. совокупность личностных качеств и их противоречивое сочетание. Эгоцентризм, склонность к резонерству.

Третичный дефект. Возникает как реакция Больного на отношение окружающих к нему и к его болезни. Больной «видит» в глазах окружающих страх, неприязнь, ожидание его неуспеха в ситуации общения и познавательной Деятельности. Это приводит к слащавости, злопамятности, неуверенности и в тоже время завышенной самооценке в этих ситуациях. Амнестические западения бывают часто. Вплоть до олигофазии (изменение речи, нарушение речи). Характерна обстоятельность.