Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 21.01.18

Время: 05:43

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Клиническая психология Психологические аспекты изучения внутренней картины болезни. Понятие ятрогений

Психологические аспекты изучения внутренней картины болезни. Понятие ятрогений

Психологические аспекты изучения внутренней картины болезни. Понятие ятрогений

Влияние болезни на психику

Схема психосоматических соотношений (Николаева, 1987)

Психосоматические взаимоотношения:

Влияние психических факторов на соматическую сферу

Влияние соматических факторов на психическую сферу

Патогенное, саногенное, психогенное влияние.

Патогенное влияние – нарушение психическое Деятельности человека в условиях соматической болезни.

Соматогенное влияние – влияние болезни на психическую сферу. Занимается соматопсихология.

Психогенное влияние – это психологическая реакция Личности на сам факт заболевания и его последствия, имеющиеся при болезни астению, болезненные ощущения и нарушения общего самочувствия.

Внутренная картина болезни характеризуется формированием у Больного определенного рода чувствований, представлений и знаний о своем заболевании.

Участие заболевания в построении ВКБ: 

  1. Телесные ощущения местного и общего характера приводят к возникновению сенсорного уровня отражения картины заболевания. Степень участия биологического фактора в становлении ВКБ определяется тяжестью клинических проявлений, астенией и болевыми ощущениями.
  2. Болезнь создает трудную для Больного жизненно-психологическую ситуацию. Эта ситуация включает в себя множество разнородных моментов: процедуры и прием лекарств, общение с врачами, перестройка отношений с близкими и коллегами по работе.

В настоящее время в структуре ВКБ выделяют ряд взаимосвязанных сторон:

  1. Болевая сторона (уровень ощущений, чувственный уровень). Неприятные ощущения, боли, их интенсивность.
  2. Эмоциональная сторона связана с различными видами эмоционального реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия.
  3. Интеллектуальная сторона (рационально-информационный уровень) связана с представлениями и знаниями Больного о его заболевании, размышлениями о его причинах и последствиях.
  4. Волевая сторона(мотивационный уровень) связана с определенным отношением Больного к своему заболеванию, необходимостью изменения поведения и привычного образа жизни, актуализацией Деятельности по возвращению и сохранению здоровья.

Все это создает модель заболевания (этиологию, прогноз заболевания).

Типы реакций на заболевания:

  1. Нормонозогнозия (адекватная реакция). Больные правильно оценивают свое состояние здоровья и перспективы. Их мнение совпадает с мнением врача.
  2. Гипернозогнозия (паника). Больные склонны преувеличивать значимость отдельных симптомов и своего заболевания в целом.
  3. Гипонозогнозия (отрицание болезни). Больные склонны недооценивать тяжесть своего состояния.
  4. Диснозогнозия. Искаженное восприятие своего заболевания с элементами гипер- и гипонозогнозии.
  5. Анизогнозия. Полное отрицание болезни как таковой. Алкоголизм, онкология.

Ятрогении – общее название, обозначающее психогенные расстройства у Больного вследствие неосторожных, ранящих Больного слов врача (ятрогения) или его действий (ятропатия), медицинской сестры (соророгения), других медицинский работников.

Гольштейн выделил уровни ВКБ:

  1. Сензитивный. Базируется на чувственных ощущениях.
  2. Интеллектуальный. Создание представления о болезни.

Лурия (в начале 40-х гг.). ВКБ не соответствует часто тем симптомам, которые испытывает Больной. Она связана с чувственным уровнем, интеллектуальным. ВКБ соотносится с Личностью самого Больного и той культурой, в которой он проживает. ВКБ определяется воспитанием Больного.

Рохлин, Скворцов. Отношение к болезни, ее сознание. Это отношение формируется из восприятия, оценки симптомов.

В детской психологии Ковалев рассматривает переживания симптомов болезни. Фон, на котором происходит восприятие симптомов.

ВКБ – отражение психики Больного своей болезни.

Николаева. ВКБ. Концепция болезни, созданная Больным: его ощущения, эмоции, познания Больного и его отношение.

Характеристика ВКБ:

  1. Это психологическое явление (а не биологическое), поэтому врачи ее видеть не могут.
  2. Вторичность – это производное от самой болезни.
  3. Динамичность – зависит от тяжести, возраста Больного, длительности.
  4. Это продукт творчества Больного, направленного на познание себя.
  5. Оказывает влияние на формирование Личности, ВКБ обуславливает личностные изменения Больного.

ВКБ имеет сложную структуру:

  1. Сензитивный (чувственный) уровень.
  2. Эмоциональный уровень (уровень переживания болезни). Создается означение болезни.
  3. Рациональный уровень (интеллектуальный). Вторичное означение (первые ощущения болезни начинают складываться в общей картине).
  4. Личностный или мотивационный уровень (что есть болезнь для меня).

ВКБ в детском возрасте редуцирована, где преобладают чувственный и эмоциональных компоненты. У ребенка с хроническим заболеванием ВКБ становится одним из механизмов формирования Личности.

ВКБ формируется в 6 месяцев.

В раннем возрасте болезнь воспринимается как ограничение активности.

Детский возраст

ВКБ воспринимается как мешающий, ненужный факт – ограничение активности.

На формирование ВКБ оказывает влияние еще и врач.

Младший школьный возраст

Ограничение собственной активности и общения.

Подростковый возраст

Больными себя подростки признавать не хотят. Болезнь, как остановка жизни. В этом возрасте тело приобретает собственный язык.