Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.04.24

Время: 06:25

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Развитие личности: движущие силы, периодизация

Развитие личности: движущие силы, периодизация

Развитие личности: движущие силы, периодизация

В современной психологии существует очень много подходов к изучению Личности, каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах, структуре, о развитии и о периодизации. Хронологически этапы практически одинаковы, но объяснения разные.

Личность – понятие, введенное как объяснительная категория. Впервые поставил проблему Личности Фрейд. Он впервые вскрыл механизмы развития человека и его становление Личности. Источник развития Личности – потребности, без которых человек не может выжить. Секс – потребность продолжения рода. Если секс потребности не удовлетворяются, появляется либидо.

Адлер и Юнг – аналитический подход. Адлер – власть – потребность. Юнг – коллективное бессознательное, архитипы.

Карен Хорни – базальная тревога. Человек должен жить среди близких людей, без них нарушаются привязанности, без них не может быть сформированной Личности.

Маслоу –потребности.

Эриксон – стадии до смерти.

Гуманистическая психология (Роджерс, Фромм) – поменяли направление Личности. Человек – самая большая ценность.

Франкл – у Личности должны быть смыслы, акценты.

Факторы, влияющие на развитие Личности:

1. Биологические:

  • наследственные – особенности человека присущие виду;
  • врожденные – условия внутриутробной жизни.

2. Социальные – связаны с человеком как общественным существом:

  • косвенные – окружающая среда;
  • прямые – люди, с которыми человек общается, социальная группа.

3. Собственная активность – реакция на раздражитель, простые движения, подражание взрослым, самостоятельная Деятельность, способ к самоконтролю, интериоризация – переход действия во внутренний план.

Движущие силы – разрешение противоречий, стремление к гармонии:

  1. Между новыми и имеющимися потребностями.
  2. Между возросшими возможностями и отношением к ним взрослых.
  3. Между наличными умениями и требованиями взрослых.
  4. Между растущими потребностями и реальными возможностями.

Развитие Личности – процесс закономерного изменения Личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая анатомо-физиологическими предпосылками к развитию Личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевает достижениями человечества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в Деятельности (управляемой системой мотивов, присущих данной Личности) при посредстве взрослых.

В отечественной психологии существует проблема соотношения психического развития и развития Личности.

Божович не разделяет эти два пути.

Теория Ананьева основана на принципе разведения на онтогенез:

  • развитие человека как индивида – генетическая персоналистика, формой которой является жизненный путь человека;
  • развитие как субъекта – производственная Деятельность. Этапы: игра, обучение, высшие достижения, финиш. Феномен инфантильности – пример гетерохронности.

Петровский. Личность – системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной Деятельности и общении, и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Общее психическое развитие – развитие как Личности. Источник развития и утверждения Личности – возникающее в системе межиндивидуальных отношений (в группах того или иного уровня развития) противоречие между потребностью Личности в персонализации и объективной заинтересованностью данной общности, референтной для индивида, принимать лишь те проявления ее индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этого общества.

В контексте этого необходимо включить этапы вхождения в группу:

  1. Адаптация.
  2. Индивидуализация.
  3. Интеграция.

Весь период от рождения до института – эра восхождения к социальной зрелости: эпоха детства, эпоха отрочества, эпоха юности.

Периоды эпох (макрофазы):

  1. ранний детский, дошкольный, младший школьный;
  2. средний школьный;
  3. старший школьный.

Микрофазы: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Вывод: Личность формируется и развивается в условиях конкретно-исторического существования человека, в Деятельности (трудовой, учебной и т.д.).

Ведущую роль в формировании Личности играет обучение и воспитание.

Схему вхождения в референтную группу можно перенести на всю жизнь. Суть подхода к периодизации – повторяющиеся этапы.