Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.04.24

Время: 16:26

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Модели внимания. Внимание и деятельность

Модели внимания. Внимание и деятельность

Модели внимания. Внимание и деятельность

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. В научной психологии проблема внимания стоит особняком, и у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия.

Это связано:

  1. «Несамостоятельность» внимания как психического процесса (не выступает изолированно от других феноменов, не имеет своего отдельного специфического продукта).
  2. Является психическим инструментом активности субъекта.

На нынешнем новом этапе приверженцы когнитивной психологии описывают его как отдельную инстанцию и рассматривают либо как блок селекции информации, либо как специфическую предвосхищающую активность (Величковский, 1982, Дормышев, Романов, 1995).

Если попытаться обобщить всю феноменологию внимания, то можно прийти к следующему определению: внимание – осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием (Лурия, 1976).

Многие современные модели внимания основываются на экспериментальных исследованиях с использованием методического приема «вечеринка с коктейлем». Дональд Бродбент («Восприятие и коммуникация», 1958) сравнил функционирование внимания с работой фильтра – осуществление отбора (селекции) информации, предохранение канала передачи информации от перегрузки. Термин прижился в когнитивной психологии и породил множество моделей. Их можно условно разделить на модели:

- Канеман изложил трактовку внимания как умственного усилия (модели внимания «второго поколения»). Внимание – ресурс. Умственное усилие равнозначно акту внимания. Определяется не столько желаниями или сознательными интенциями субъекта, сколько сложностью задачи (одновременное выполнение двух деятельностей сразу).

- Рубинштейн, развивая свою концепцию психической Деятельности, полагал, что внимание не имеет собственного содержания. Оно – «сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как Деятельность, направленная на объект».

- Выготский рассматривал внимание через призму организации поведения, а его развитие связывал с овладением, то есть с возможностью произвольно управлять своими действиями. Внимание как способ регуляции поведения.

- Идеи были развиты Гальпериным – «Внимание и интериоризированный контроль» – внимание возникает после того, как действие контроля переходит от родителя к ребенку и интериоризируется, автоматизируется, сокращается. Тогда возникает феномен внимания. Фокус внимания – область ясного сознания.

- Гиппенрейтер – природа внимания может быть раскрыта только через анализ Деятельности. Уровневая организация Деятельности (Бернштейн), в большинстве своем уровни неосознаваемые, внимание связывается лишь с ведущим уровнем этой организации.

На сегодняшний день, в рамках когнитивной психологии существуют следующие модели внимания:

  • внимание как ресурс – в качестве базового свойства внимания – способность распределяться. Если считать, что внимание это ресурс, то он может быть распределен. При распределении должен соблюдаться баланс. Внимание можно дробить (распределение как переключение или только между автоматизированной и неавтоматизированной работой). Правополушарное и левополушарное прослушивание – может ли человек услышать сразу все (эксперимент);
  • внимание как фильтр – работает со свойством избирательности. Внимание понимается как процесс фильтрации важной информации. Низкоуровневые фильтры – отбрасывается все, что не нужно для решения задачи. Феномен Черри – человек приходит на вечеринку, с кем-то общается, но если где-то произносится его имя, он реагирует. Мнение – что связь с людьми всегда вызывает внимание. Вынужденное внимание;
  • внимание как действие. Внимание как активный, целенаправленный процесс – спланированное внимательное наблюдение. Деятельности слежения, оператор.