Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 25.04.24

Время: 08:25

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология При каких условиях возможно осознание себя и своего поведения?

При каких условиях возможно осознание себя и своего поведения?

При каких условиях возможно осознание себя и своего поведения?

Самосознание (по Зейгарник) – это отношение человека к окружающему: к природе, социальной среде и понимание своего места в окружающей среде.

Различные точки зрения на самосознание:

  1. С одной стороны это генетическая форма сознания, включающая самоощущение и самовосприятие. Самосознание начинается с того, что у ребенка формируется образ своего тела (отделять себя от других).
  2. Рубинштейн. Самосознание – это высший продукт сознания, который формируется в ходе развития Личности.
  3. Самосознание начинает формироваться из ощущений собственного тела и формируется на протяжении всего пути развития Личности.

2 этапа самосознания:

  1. Формирование схемы тела.
  2. Осмысление отношения с внешним миром и осмысление собственных действий и поступков.

Функции самосознания:

  1. Оценочная – оценивание себя и других.
  2. Рефлексивная.
  3. Защитная.

Осознание себя и своего поведения возможно при сохранности функций самосознания.

Нарушения самосознания:

  1. Дереализация – тяжелая форма нарушения самосознания. Отмечается утрата ощущения себя. Потеря границ своего «Я». Это сопровождение нарушения сознания вообще.
  2. Деперсонализация – более сохранная форма нарушения самосознания. Есть чувство отчуждения (синдром Кандинского-Клебамбо). Нарушения схемы тела (синдром Алисы).
  3. Расщепление ядра Личности – раздвоение Личности. Внутри больного появляются 2 человека, которые конфликтуют между собой. Каждая из половинок имеет свою память, историю.
  4. Измененная или неадекватная самооценка. Самооценка может быть завышенной, заниженной, лабильной.

Этапы самосознания связаны с критериями, по которым определяется наличие самосознания:

  1. Выделение себя из окружающего мира и отделение себя от окружающего мира.
  2. Активность. Человек осознает свою активность.

Осознанное поведение. К трем годам у ребенка первичная самооценка – осознание не только своего «Я», но и «Я – хороший». В дошкольном возрасте – осознание своих переживаний, осознание себя во времени, соподчинение мотивов и самосознание.