Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.04.24

Время: 19:37

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Представления о природе детской игры в контексте психоаналитической, когнитивной и культурно-исторической теории

Представления о природе детской игры в контексте психоаналитической, когнитивной и культурно-исторической теории

Представления о природе детской игры в контексте психоаналитической, когнитивной и культурно-исторической теории

Фрейд. Проигрывает неприятные ситуации. Игра как искусство и наука, обходной путь в преодолении барьеров, которое ставит общество на пути удовлетворения влечений.

Адлер. В игре ребенок пытается заглушить неполноценность, слабость. Протест неполноценности.

Когнитивная теория

Пиаже, ранние работы

«Теории двух миров». До 2 – 3 лет ребенок живет в целостном мире. Реально то, что желательно. После 3-х лет до 7 лет – 2 мира. 1 – мир реальности. 2 – мир субъективности (мир желаний, игры). Через игру удовлетворяет свои желания. 7 лет – один мир с вытесненными желаниями.

Поздние работы

Игра 3 этапа:

  1. практическая игра – ребенок получает удовольствие от результата действия;
  2. 2 – 7 лет – воображение. В игре воспроизводит то, что с ним происходит в жизни;
  3. игры с правилами (8 – 11 лет) – игры, которые контролируются.

Культурно-историческая теория

Выготский, Эльконин

Игра как ведущая Деятельность дошкольного возраста. В игре развивается умение общаться со сверстниками и саморегуляция, нормы поведения, этические нормы, копирование взрослых.

В игре появляется децентрация – избавление от эгоцентризма.

Леонтьев. Ведущая Деятельность.

Это та Деятельность, в которой появляются новые виды Деятельности, характерные для следующего возрастного периода. Ребенок учится играя. Формируются основные психические функции (творческое воображение), от которого зависит изменение Личности ребенка, наблюдаемое в данный возрастной период.

Младенчество – эмоциональное общение.

Раннее детство – предметно-манипулятивная Деятельность.

Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра.

Игра – учебная Деятельность.

Младший подростковый возраст – интимно-личностное общение со сверстниками.

Старший подростковый возраст – учебно-профессиональная Деятельность.

Ведущая Деятельность является ведущей в силу условий жизни.

Петровский критиковал:

  1. нет экспериментального обоснования;
  2. наличие одной ведущей Деятельности задает однообразие развития;
  3. нет единства в понимании ведущей Деятельности.

Психологи выделяют разные ведущие Деятельности:

Дошкольный возраст:

  • Эльконин – игра
  • Лисина – общение
  • Коган – детско-художественное творчество

Подростковый возраст:

  • Эльконин – интимно-личностное общение
  • Коссаковский – учебная Деятельность
  • Коган – познание
  • Фельштейн – общественно-полезная Деятельность

 

Игра – это феномен детского развития, где переживание и осознание соединяются. Происходит психологическое развитие.

«Все действительное – разумно». Гоголь.

Психоанализ (Фрейд, Юнг, Хорни, Фромм)

Существуют влечения и их надо реализовывать. Но прямая реализация запрещена обществом, а подавление ведет к неврозу. Появляется искусственная реализация, символическая реализация этих влечений – игра. Принцип удовольствия согласуется с принципом реальности. Игра является выражением глубинных инстинктов или влечений. Биологизаторский подход. Символический характер игры. Интерпретация подменных смыслов игровых действий, сложная символизация. Игра сближается со сновидением, символическая реализация влечений.

Культурно-исторический (Выготский)

Игра рассматривается в социальном контексте. Связывает игру с ориентировочной Деятельностью. Основным аспектом игры является моделирование социальных отношений.

Роли, правила, умение управлять своим поведением моделируются в игре. На первом плане – роли, на втором – правила. Управление поведением (Эльконин).

В игре происходит социализация. В младшем школьном возрасте игра является ведущей Деятельностю.

Культурно-историческая теория рассматривает 3 аспекта игры:

  • моделирование социальных отношений (стремление войти в систему социальных отношений не может реализоваться в реальности);
  • усложнение социальных отношений, моделируемых в игре;
  • роли и правила моделируются в игре. Сначала на первом плане роли, а потом правила.

Когнитивный (Найсер, Пайвио)

Какие когнитивные функции развивает игра? Игрой замещает реальный предмет. Игра выступает как развитие символической функции. Игра – развитие символической функции. Моделирующий характер игры объектов усложняется, абстрагируется от конкретных символов (шахматы). Развитие воображения.