Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 29.03.24

Время: 08:10

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Каковы возможности психодиагностики в измерении способностей?

Каковы возможности психодиагностики в измерении способностей?

Каковы возможности психодиагностики в измерении способностей?

К тестам способностей относят тесты интеллекта и креативности, объединяемые термином, тесты общих способностей, тесты специальных способностей.

Тесты способностей оценивают достижения людей при выполнении ими некоторых достаточно ограниченных по числу типов заданий.

Тесты способностей – это методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успех обучения, профессиональной деятельности и творчества.

Измеряем приобретенное в процессе жизни.

Способность по Теплову. Признаки способности:

  1. То, что отличает одного человека от другого.
  2. То, от чего зависит успешность Деятельность (ее выполнение).
  3. То, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в процессе жизни. Это то, от чего зависит их приобретение (легкость, быстрота и т.д.).

Пригодность или готовность к Деятельности. Все психологические особенности.

Способности включаются в понятие готовности к Деятельности. Общие психологические условия успешности Деятельности:

  1. Успешная мотивация (положительная).
  2. Психическое состояние человека.
  3. Черты характера (некоторые).
  4. Приобретенные знания, умения и навыки.

Результат теста – это пригодность или готовность к Деятельности.

В каждом тесте какая-либо часть результата указывает на способности, но какая именно часть психодиагност сказать не может.

Психометрический подход к оценке способностей изначально базировался на ложной посылке отождествления способности и достижений при выполнении определенного типа Деятельности, требующей проявления этой способности. Нельзя отождествлять уровень достижений с уровнем развития способностей.

Еще одно заблуждение психометрического подхода заключает бездоказательный подход, что каждый тест измеряет одну и ту же способность у разных индивидов.

При решении заданий, предлагаемых испытуемым, используются разные способы и приемы их решения, и показатель теста не раскрывает этих способов и приемов. Оценка способностей в их показателях содержится в скрытом, неявном виде. По показателю тестов мы не можем судить ни об уровне, ни о типе способностей. Термин «способность» используется условно, по традиции.

Психологами используется такой термин, как готовность, пригодность к Деятельности. Под ним понимается весь комплекс психологических особенностей, которые обеспечивают успешное выполнение заданий (это и положительная мотивация, физическое и психологическое состояние, навыки, умения, отдельные черты Личности).

Признавая, что от специальных способностей зависят возможности выполнения отдельных видов Деятельности, отечественные психологи посвящают им довольно много исследований.

Экспериментальный анализ специальных способностей положил Теплов в 1947 г. «Психология музыкальных способностей». В этой работе он наметил основные направления в исследованиях способностей:

  • анализ структуры способностей, выделение компонентов;
  • изучение разных способностей в одной Деятельности;
  • исследование развития способностей в Деятельности, выявление факторов, способствующих развитию.

В отечественной психологии разработан прочный теоретико-методологический фундамент исследования способностей, но несколько менее интенсивно разрабатываются собственно диагностические методики. Выделяются несколько критериев, по которым можно судить о выраженности способностей. Среди них – результативность деятельности, скорость и успешность овладения необходимыми знаниями и навыками, оригинальность и самобытность выполнения работы, а также степень преодоления неблагоприятных условий среды.

Для изучения способностей исследователи применяют разнообразные приёмы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов Деятельности экспертные оценки специалистов. Как правило, по формальным критериям эти методы не доведены до уровня требований, предъявляемых к методам психодиагностики.