Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 25.04.24

Время: 14:34

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Классификация психодиагностических методик. Характеристика малоформализованных методик и методик высокого уровня формализации.

Классификация психодиагностических методик. Характеристика малоформализованных методик и методик высокого уровня формализации.

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающей методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, и психологической практики, в ходе которой используются те или иные психодиагностические методы и методики для постановки диагноза конкретному человеку.

1. По типу диагностируемых психологических свойств:

  1. методики диагностики познавательных способностей (оценки особенностей восприятия, памяти, внимания, интеллекта, креативности);
  2. специальных способностей (музыкальных, актерских, технических, деловых качеств и т.д.);
  3. личностных черт;
  4. самосознания;
  5. индивидуального сознания;
  6. мотивационной сферы;
  7. межличностных отношений и др.

2. Мера «объективности – субъективности». В случае объективных методик влияние психодиагноста на результаты минимально; при применении субъективных методик результаты обследования зависят от опыта и интуиции исполнителя.

Шмелев в 1996 году выделил еще  основания для классификации методик:

  1. аппаратурные методики диагностики психофизиологических показателей (частота сердечных сокращений, электрокардиограмма, электроэнцефалограмма, функции дыхания и т.д.);
  2. аппаратурные поведенческие методики (определение простых и сложных сенсомоторных реакций на различные стимулы, диагностика чувства равновесия и психомоторной координации, тремор и т.д.) тесты-тренажеры профессиональных умений;
  3. тесты способностей (с вариантами ответов или «открытые» без вариантов ответа) часто называют объективными, поскольку почти всегда известен правильный ответ. Шкала измерения интеллекта Векслера, прогрессивные матрицы Равена и т.д.;
  4. методики диагностики креативности. В них отсутствует правильный ответ; оценка креативности определяется по показателю статистической редкости ответа для выборки стандартизации. Тест креативности Торренса, Южнокалифорнийский тест интеллекта;
  5. личностные тесты-опросники. Ряд вопросов или утверждений с возможными вариантами ответов. В отличие от тестов способностей в них отсутствуют объективно правильные или неправильные ответы, но ответ на каждый пункт опросника предопределяет степень выраженности той или иной черты. Опросник темперамента Стреляу, «Большая пятерка», акцентуация личности по Леонгарду и т.д.;
  6. методики субъективного шкалирования – основаны на отражении характеристик объекта путем установления их числовых отношений и упорядочивания в определенную числовую систему. При этом шкалы, по которым происходит упорядочивание эмпирических объектов, могут быть либо заданы извне, либо скрыты  как для испытуемого, так и для исследователя. Частные семантические дифференциалы, применяемые для диагностики функционального состояния и особенностей Я-концепции, опросник Кеттела 16PF, тест цветовых предпочтений М. Люшера;
  7. проективные методики. Тест словесных ассоциаций Юнга, тест чернильных пятен Роршаха, методика Розенцвейга. Прогнозирование индивидуального стиля поведения, переживание и аффективное реагирование в значимых или конфликтных ситуациях;
  8. техника репертуарных решеток. Позволяет диагностировать особенности индивидуального сознания, выделение особенностей Я-концепции и т.д. Тест личностных конструктов Р. Келли;
  9. структурированное интервью;
  10. клиническая беседа;
  11. ситуационное тестирование;
  12. интерактивные методики (тренинги, «ролевые игры», организационно-деятельностные игры).

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.
Малоформализованные диагностические средства не следует противопоставлять строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям (например, с биографическими данными испытуемых, их склонностями, мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, наблюдения.