Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 26.04.24

Время: 07:18

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Психологическая структура управления.

Психологическая структура управления.

Управленческая деятельность включает в себя следующие компоненты:

  1. действия по постановке целей (перед собой и подчиненными), включая планирование этапов их достижения;
  2. действия по мотивированию сотрудников;
  3. действия по определению и постановке задач перед сотрудниками;
  4. делегирование;
  5. действия по контролю за выполнением задач;
  6. рефлексию.

Упорядочить управленческую деятельность, стать ее субъектом — значит, организовать и безошибочно реализовать каждый из этих компонентов. Что должен менеджер знать о каждом компоненте деятельности, чтобы максимально эффективно организовать ее?

Существуют определенные условия овладения основными компонентами управленческой деятельности и управленческими действиями. Можно сформулировать эти условия в виде требований к знаниям и умениям менеджера.

Целеполагание.

Для того чтобы эффективно организовать действия по постановке целей, менеджеру необходимо:

  • понимать психологическую значимость и роль целей и целеполагания;
  • знать и уметь формулировать основные виды и типы целей (по качеству и по срокам);
  • знать и использовать основные правила постановки целей перед подчиненными;
  • уметь планировать собственные действия и время, обучая этому подчиненных.

Деятельность без цели невозможна, и поэтому умение наилучшим образом поставить цель перед подчиненными — основа управления их деятельностью.

Мотивация.

Для успешного осуществления действий по мотивации сотрудников на решение задач (а значит, и для успешного их решения) менеджеру необходимо:

  • знать и уметь «включать» основные мотивы — движущие силы подчиненных;
  • использовать как активные, так и пассивные мотивирующие факторы;
  • использовать методы и принципы мотивирующей организации труда;
  • использовать приемы групповой и индивидуальной мотивации.

Сверхзадача менеджера — создание у подчиненных осознаваемых внутренних мотивов, то есть желания выполнить поставленную задачу наилучшим образом.

Постановка задачи.

Для того чтобы это действие было максимально эффективным, менеджеру необходимо:

  • знать задачи, уметь распределять их в зависимости от степени важности, уметь выделять наиболее приоритетные из них;
  • уметь устанавливать порядок действий по их решению;
  • уметь соотносить решение конкретных задач с тактическими и стратегическими целями.

Делегирование.

Для того чтобы делегирование стало наиболее эффективным, менеджеру необходимо:

  • знать, какие задачи подлежат, а какие не подлежат делегированию;
  • уметь наилучшим образом выбрать человека для делегирования ему необходимых задач;
  • знать правила делегирования;
  • не допускать типичных ошибок, а если они все же случатся, вовремя их исправлять.

Контроль.

Контроль приносит результат, если менеджер:

  • знает и умеет использовать основные его виды в зависимости от ситуации и типа задач;
  • знает правила организации контроля и использует их;
  • не допускает типичных ошибок при контроле или вовремя их исправляет;
  • использует имеющиеся у него возможности для организации самоконтроля.

Как видно, осуществление управленческой деятельности, так же как ее внутренняя организация, упорядоченность, требует от руководителя широкого спектра знаний и конкретных управленческих умений.