Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 19.01.18

Время: 14:34

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Психология личности. Ее структура.

Психология личности. Ее структура.

I. Состояние изучения личности в отечественной психологии.

1-ый период советской психологии (20-нач 30 гг) – изучение реальной личности (беспризорников), дефектологии и др.

  • Изучение ребенка в конкретных социальных условиях оформилось в педологическое направление, обосновалась «Зона ближайшего развития»;
  • Изучение реальной Личности подменялось обсуждением идеала советского человека;
  • Несколько школ, между которыми происходили теоретические дискуссии. Теория личности развивалась на одной Марксистско-Ленинской методологической основе;
  • Разработка проблемы личности больше зависела от социальных и идеологических причин, чем научных;

В 30-е гг после разгрома педологии в разработке проблемы личности наметилось 2 направления:

  1. Теоретические проблемы в составе общей психологии на основе Марксистской методологии, но с учетом развития мировой психологии. Проявил себя Рубинштейн.
  2. Проблема психического развития ребенка и его личности (Выготский, Божович, Запорожец, Эльконин и др.).

Кроме этих разрабатывался методологический уровень анализа личности (методологические признаки). Основной методологической проблемой стало соотношение биологического и социального. Методология изучения детства.

II. Методологические принципы изучения личности.

1. Личностный принцип, разработанный Рубинштейном, раскрывает зависимость всех психических процессов от личности, как единого основания и который на разных этапах развития отечественной психологии изменял содержание. Сначала – это преодоление функционизма, далее изучение психических процессов и состояний в деятельности.
2. Принцип единства сознания и деятельности, разработал Рубинштейн. Сознание – это регуляторная система, организующая отношение личности, складывающееся в ходе деятельности. Параллельно работал Леонтьев. По Рубинштейну, сознание осуществляет 3 функции:
Целостную регуляцию психических процессов
Регуляцию отношений
Регуляцию деятельности.
3. Системный подход. Рассматривает личность как элемент общественной системы. Обстоятельно рассматривал его Ломов, отдельные элементы рассматривал Ананьев, Анохин, Леонтьев, Рубинштейн. Личность рассматривается в разных системах связи и выступает в деятельности, общении, в коллективе, в группе и т.д.
4. Принцип развития. 3 этапа развития личности:

Усвоение действующих норм и овладение соответствующей деятельностью.
Индивидуализация. Поиск способов и средств для своей индивидуальности.
Интеграция. Требует от личности проявлять индивидуальные особенности, которые соответствуют ценностям среды.
Если личность проходит все этапы развития, то формируется и идет ее самоутверждение в среде.

III. Подходы отечественных ученых к проблеме личности, построенные на разных основаниях.

Мясищев определял личность через отношение. Выготский – через активность. Леонтьев- через деятельность. Узнадзе – через установку. Мерлин – как интегральную индивидуальность.

IV. Изучение проблем психики личности в 80-90 гг.

Получил развитие гуманистический подход, осуществленный в 60 гг, идущий от Роджерса. Переход к гуманизму. Разработка Ломовым системного подхода. Переход от описательного к объяснительному подходу. Развито теоретическое моделирование. Выделяются типологии личности Рейенвальд в качестве системообразующего фактора рассматривается направленность, а осознанность, организованность и интенсивность в качестве 3 параметров в структуре личности.

Эту линию предложил Крупнов, развивая системно-диспозиционную концепцию целостной личности.

В 80-90 гг развивается мотивационная концепция личности Осеевой, отражающая связи личностных и моральных механизмов. Динамическая концепция личности Анцыферовой, отражает развертывание личности в ее жизни и деятельности. Брушлинский, продолжая Ломова, рассматривает личность в общении. Развивается акмеология – изучение вершины личности (Кузьмина, Деркач, Бодалев, Климов, Селезнева). Исследуются проблемы экономической психологии. Продолжает развитие Эко-психологии.

V. Наиболее значимые концепции последнего времени.

  1. Концепция историко-эволюционного подхода к изучению личности Асмолова. Психология личности понимается как история развития изменяющейся личности в изменяющемся мире. Биогенез, социогенез и персоногенез имеют точки пересечения. Соотношение биологического и социального. Личность – это человек в историко-эволюционном процессе, носитель социальных ролей, существующий в ходе жизненного пути преобразования природы, общества и себя. Личность как «образы человека»: ощущающий человек, человек-потребитель, запрограммированный человек, деятельностный человек. Особо выделяет системно-деятельностный-историко-эволюционный подход.
  2. Субъектно-личностная концепция развития человека (Абульханова-Славская).
  3. Системно-диспозиционная концепция целостной личности (Крупнов). Системно-диспозиционная концепция целостной личности Крупнова. Рассматривается целостная структура личности как система социально-психологических образований и свойств, их иерархическая организация и многомерная природа в единстве инструментально-поведенческих и содержательно-смысловых составляющих.
  4. Динамическая концепция личности (Анцыферова).
  5. Общественно-деятельностная концепция Ломова. Категория личности относится к числу базовых, наряду с категориями: отражения, деятельности, общения, социального и биологического в психическом развитии индивида.
  • 1 тезис: Только анализ отношения индивид-общество раскрывают свойства человека как личности.
  • 2 тезис: личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от принадлежности человека к классу, нации, этнической группы, профессии, семьи, образования и т.д.
  • 3 тезис: общий и характерный для общества образ жизни индивидуален, в зависимости от того, в какие общности и как включается индивид.
  • 4 тезис: основанием свойств личности является система общественных отношений. Личность – это член общества и его продукт.
  • 5 тезис: непрямая связь общественных отношений и психологических свойств личности (мотивы, стремления, установки, симпатии и антипатии).
  • 6 тезис: социальная детерминация личности осуществляется в их действиях и взаимодействиях.
  • 7 тезис: совокупность и система общественных отношений определяет социальный статус личности и ее развитие.
  • 8 тезис: позиция личности в обществе – это многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду. Общественные отношения, способы включения и мера участия личности в общественные отношения различны.
  • 9 тезис: детерминированность личности общественными отношениями не означает, что она является их пассивным слепком. Включение личности в систему общественных отношений осуществляется как активный процесс.
  • 10 тезис: основным условием самоопределения личности и сознательным регулированием своей жизнедеятельности является ее общественная активность.
  • 11 тезис: личность – социальное качество индивида, определяется его включением в общественные отношения. Проявляется в его действиях, поступках, в эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других психологических свойствах.
  • 12 тезис: в процессе движения индивида в системе общественных отношений происходит превращение психических процессов в психические свойства.
  • 13 тезис: развитие индивида как личности в обществе обеспечивается сложной системой детерминаций, которые переходят в самодетерминацию, которая не заменяет и не отменяет социальной детерминации, а дополняет ее.

Ломов рассматривает направленность личности как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад. Здесь выражаются цели, мотивы, субъективное отношение к деятельности. Направленность личности включает мотивационную сферу личности, потребности личности, жизненные цели и способности.

6. Концепция личности Леонтьева. Личность – это продукт взаимодействия индивида со средой. Личность употребляется только по отношению к человеческой Личности – продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Личность создается общественными отношениями, в которой индивид вступает в своей деятельности. Реальное основание личности человека лежит в системе деятельностей. Иерархические отношения деятельности образуют ядро личности. Рассмотрим мотивы деятельности (смыслообразующие; мотивы-стимулы). Эмоции выполняют функции внутренних сигналов, отражают отношение между мотивами и успехом реализации деятельности. Сомневается по поводу иерархии мотивов Маслоу.
7. Функционально-динамическая концепция личности Платонова К.К. Выделил 4 подструктуры:

  1. Социально-обусловленная, отражает направленность личности, включает направленность убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы, желания.
  2. Включает ЗУН и привычки, приобретается с обучением, но с влиянием биологических свойств личности.
  3. Особенности психических процессов: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память (формируется в процессе упражнений).
  4. Биологически обусловлена, объединяет: темперамент, половые и возрастные свойства, патологические изменения личности.

Периодизация изучения личности в зарубежной психологии в 20 веке.

  • 1 период (10-е г – середина 30 гг): личность рассматривается через ее природные, биологические факторы (Фрейд, Юнг, Макдугалл). Идея: личность - сложная многоплановая система, подчиняемая биологическим аспектам. Уотсон положил начало бихевиоризму, где личность – это «репертуар поведений». Типология Кречмера связывает характер реакций человека с его физической конституцией.
  • 2 период (середина 30-х – 50 гг): Необихевиоризм (Толмен, Холл) и Неофрейдизм (Хорни, Салливан, Фром). В 1-ом направлении к схеме S→R добавили промежуточные переменные (потребности, потенциал реакции, сила навыка). Во 2-м перенесли внимание с биологически врожденного бессознательного на социально-ориентированные явления психики. Борьба за господство торий личности вызвала критику и взаимное неприятие. Появились теории мотивации (К. Левин, Гольдштейн, Мюррей). Оллпорт создал теорию черт. Шелдон – конституциональную теорию. Мерфи – биосоциальную теорию.
  • 3 период ( 50-е- начало 60-х гг): изучение авторитарной личности (Адорно, Франкл и др.). Факторный анализ Кеттела. Теория типов личности Айзенка. Психоаналитическая теория Эриксона. Теория социального научения Роттера (альтернатива бихевиоризма). Теория личностных конструктов Келли. Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса.
  • 4 период (начало 60-х середины 70 гг) Индивидуальное различие личности (темперамент) (Басс, Айзенк, Грей, Стреляу, Мак Крей и Коста). Пересмотр и оценка теоретического и эмпирического материала. Поиски путей интеграции разных теорий личности,  спад научных публикаций по проблемам мотивации и эмоций, увеличение публикаций по когнитивным функциям. Пик популярности гуманистической псих. Методы когнитивной психотерапии (Эллис, Бек). Теория локуса-контроля Роттера.
  • 5 период (сер 70-х гг): психоаналитическое, бихевиористское, гуманистическое направления стремятся выйти из кризиса. Индивидуальное различие личности (темперамент) (Басс, Айзенк, Грей, Стреляу, Мак Крей и Коста).