Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 22.04.18

Время: 19:32

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Психологические проблемы массовых коммуникаций.

Психологические проблемы массовых коммуникаций.

Массовые коммуникации (англ. mass communication) — дисциплина, изучающая различные средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию через средства массовой информации большим сегментам населения одновременно. Основные психологические характеристики массовой коммуникации.

Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы:

  1. Интерес, подражание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов.
  2. Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, котоpые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание.
  3. Идентификация, означающая эмоциональное и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией.
  4. Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ и т.д.
  5. Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом (СМК).
  6. Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки.
  7. Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях.
  8. Формирование слухов с определенными целями.
  9. Мотивация и активизация творческого мышления в группе (корпоративной среде).

Одной из важнейших социально-психологических функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.

Развитие коммуникаций в современном обществе включает в себя и такие пpоцессы, в ходе котоpых инфоpмация не только пеpедается, но и искажается, может самопpоизвольно возpастать или угасать. Т. о. массовая коммуникация - это специфическая фоpма человеческого общения. Сpедства массовой коммуникации выступают вещественным, матеpиальным компонентом масскоммуникативного пpоцесса и всегда выpажают собой способ пеpедачи, сохpанения, пpоизводства и pаспpостpанения определенной информации и заложенных в ней ценностей (ценностных ориентаций.

Массовая коммуникация как социально-психологический феномен предполагает постоянную динамику и непpедсказуемость своих эффектов. В современных условиях (свобода слова, пpаво каждого на получение и pаспpостpанение инфоpмации и т.д.) возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.

Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонаправленный хаpактеp . Многовекторность массовой коммуникации предполагает передачу инфоpмации от одного активного источника (коммуникатоpа) к различным, не связанным друг с другом pеципиентам. При этом, обpатная связь либо оставлена во вpемени, либо осуществляется в очень незначительной степени, когда, напpимеp, отдельные телезрители звонят в телестудию, чтобы выразить свое мнение о позиции участника телепpогpаммы. Но в любом случае, психологически объяснимо, что реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, становятся активными коммуникаторами, распространяя полученную информацию, руководствуясь интересом, подражанием, модой и т.д.

На Западе массовая коммуникация исследуется с девятнадцатого века в единстве социальных, психологических и других аспектов ее воздействия на человека и общество. Наиболее интересны исследования социологии и психологии публичного восприятия при формировании посредством средств массовой коммуникации коллективных представлений, способных интегрировать индивидов как членов массовых аудиторий через сообщение им чувства солидарности друг с другом.

Психология массовой коммуникации – новая, современная мета-наука, исследующая психологическим инструментарием массовые коммуникационные процессы, в которых субъектами выступают коммуникаторы (ведущие, авторы программ и т.д.) и реципиенты (массовый получатель информации речевого или текстового сообщения).

В структуре коммуникативного процесса выделяются 3 группы:

  1. коммуникативные
  2. психологические
  3. социально ролевые

1. Собственно – коммуникативные. Коммуникатор – код-----сообщение-----реципиент

Код – это язык или его разновидность (сленг, жаргон) которую используют участники коммуникации.

Сообщение (контекст) – ситуация которой протекает коммуникация

---канал коммуникации- вид речевой коммуникации (письменная, устная речь)

Шумы- это помехи которые искажают информацию, блокирует коммуникацию (состояние партнеров)

Обратная связь – это реакция реципиента на высказывание

2. Психологические:

  1. коммуникативные намерения общающихся (отражают психологию Ки Р)
  2. замысел сообщения ( информация которую один партнер передает другому)
  3. цель коммуникации (результат):
  4. понимание сообщения – истолкование Р полученной информации

3. Социально-ролевые:

  1. Статусные и ролевые характеристики участников коммуникации – поведение, которое предписывается человеку его положением (статусом) и его ролью. Необходимо знание и учет статуса и роли в коммуникации, для того, чтобы выбрать манеру общения. Если собеседник не называет свой статус, то он определяется по внешним характеристикам.
  2. ситуативные роли участников коммуникации – позиция, которую человек занимает в общении. Если оба партнера выше, то это авторитарное общение. Если равны, то диалог. Если один подстраивается под другого, то комформное.
  3. стилевые приемы коммуникации – это привычные, устойчивые способы установления контактов и привычной ком стратегии. Это проявление индивидуальности человека в общении. Главная цель – установление взаимопонимания. Оно зависит от 2х важных факторов:

1. Некоторые особенности использования языка в коммуникации:

  1. деннотация слова – слова пред собой то значение, которое признается большинством людей данного лингвистического сообщества (т.е. в словаре)
  2. коннотация слова – вторичные ассоциации слова разделяемые одним или несколькими
  3. данного лингвистического общества
  4. полисемия – наличие у слова более чем одного общепринятого в данном речевом сообществе значения.
  5. синонимия слова – использование разных слов и фраз для сообщения исходной информации.
  6. смешение высказываний (своих выводов , высказываний) – часто собеседники выражают в коммуникации свои оценки и суждения как факты

2. Коммуникативные барьеры - препятствия психологического характера, которые могут возникать на пути передачи информации.
Барьеры :

  1. вызванные погрешностями в самом канале передачи информации: фонетический( дефект речи ) и логическое непонимание ( сленг ).
  2. вызванные социокультурными различиями партнеров 6 принадлежность общающихся к разным социальным , экономическим , политическим , национальным группам.
  3. вызванные определенным негативным отношением между партнерами (неприязнь).
  4. обусловленные определенными психологическими особенностями общающихся ( интра-экстраверсия , тревожность и т.д )