Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 20.07.18

Время: 00:24

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Экопсихология: основные направления. Роль экопсихологии в системе научного знания.

Экопсихология: основные направления. Роль экопсихологии в системе научного знания.

Экологическая психология (психология среды) — область психологии, изучающая взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Находится на стыке психологии и социальной экологии как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношения человека и окружающей среды.

Исследования в области экологической психологии выдвигают на первый план такие проблемы как:

  1. исследование экологического сознания, в том числе особенностей восприятия человеком окружающей его среды, выявление значимых для субъекта факторов ее неблагоприятного развития;
  2. исследование мотивации экологического поведения, причин поступков лиц как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми (в том числе неадекватными) способами воспрепятствовать этому процессу;
  3. анализ закономерностей психологических последствий экологических проблем (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.);
  4. разработка психологических средств пропаганды, ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке.

Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, так или иначе воздействующих на окружающую среду, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.

Экологическая психология начала формироваться в отечественной науке в 90-х годах ХХ-ого века. Предметом экологической психологии является специфический вид общественного сознания – экологическое сознание. Этот термин появился в трудах новосибирских ученых-обществоведов – А.Н. Кочергина, А.А. Чечулина, Ю.Г. Маркова – в конце 80-х годов; в середине 90-х годов вышли работы С.Д. Дерябо и В.А Ясвина, в которых представлены психологические аспекты экологического сознания. Конкретно под экологическим сознанием большинство авторов понимают систему взглядов (естественно-научных, философских, социально-психологических, педагогических, эстетических, нравственных, юридических, культурно-исторических) на проблемы взаимодействия Человечества и Природы в целом (Биосферы). Проблемы психологии как междисциплинарной области знаний выстраиваются на пересечении многочисленных направлений научной и социально-психологической мысли: исторической психологии в общей экологии; этнопсихологии, экологии и истории мировой культуры в целом; психологии окружающей среды и Экологии человека, медицинской психологии и физиологии; истории искусства, теории ценностей и социальной экологии; эстетических концепций природы и психологии развития; истории философской мысли и истории науки, истории естествознания в особенности.

Экологическая психология изучает феномен экологического сознания в трех основных аспектах: социогенез, онтогенез, функционалгенез. Следует подчеркнуть, что экологическое сознание включает целую палитру интеллектуально-эмоциональных аспектов синтетического понимания мира: отражение, созерцание, познание, отношение, оценка, рефлексия, мышление, чувства, переживание, поведение. Экологическое сознание включает научное мировоззрение, религиозное миропонимание, рефлексивное отношение к миру природы, эстетическое восприятие ландшафтов и пейзажей, научные картины мира. Таким образом, психологический аспект сознания гораздо шире, многограннее, богаче социально-философских аспектов сознания. Это первая методологическая особенность экологической психологии как новой междисциплинарной области знаний. Вторая особенность – природа рассматривается не как окружающая среда, а как Мир Природы, как целостный живой организм, как совокупность природных объектов, взятых в их многообразии, единстве и уникальности. Третья методологическая особенность экологической психологии – субъектное восприятие Мира Природы – восприятие природных феноменов как живых субъектов. Четвертая особенность экологической психологии – в ней используется понятийный аппарат психологии личности, психологии развития, социальной психологии, исторической психологии, возрастной психологии, медицинской и педагогической психологии.

Основные направления исследования в области экологической психологии - это исследование экологического сознания в целом, изучение своеобразия субъективного отношения к природе, анализ стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Содержательно экологическая психология раскрывается в качестве сос­тавной части прикладной экологии (психологическая компонента техно­логии решения экологических проблем), и в качестве таковой особое вни­мание уделяет лицам, участвующим в этом процессе, исследует их мотивационную сферу, систему ценностей, наличие установок и разрабаты­вает психотехнические способы экологизации сознания ЛПР (лицо, при­нимающее решение).

В качестве же самостоятельной научной дисциплины междисциплинар­ная интегративная область знания формируется на стыке экологии чело­века и психологии.