Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 13.11.18

Время: 07:29

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Педагогическая психология Педагогическая психология. Соотношение ООД, схемы ООД и ориентировочной части действия.

Педагогическая психология. Соотношение ООД, схемы ООД и ориентировочной части действия.

Ориентировочная основа действия - это система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия.

Ориентировочная основа действия - это необходимый компонент любого действия. Дело в том, что каждое выполняемое нами действие будет протекать успешно только в том случае, если мы учитываем условия, определяющие успешность этого действия.

Например: ребенку надо написать заглавную букву "В". Он сможет достичь этой цели только в том случае, если учтет соотношение элементов этой буквы, их расположение на плоскости листа по отношению к разлиновке тетради. Если человек учитывает всю систему условий, которая объективно необходима, то действие достигнет этой цели. Если же человек ориентируется на часть этих условий или подменяет другими, то действие будет приводить к ошибкам.

Схема ООД:

  1. Знакомство с новой деятельностью и входящими в нее знаниями. Выделить все необходимые знания о предмете, с которым надо действовать. Выделить знания о самом процессе деятельности: с чего начинать, в каком порядке производить действия.
  2. Фиксация выделенного содержания деятельности. Нужно не только понять содержание вводимой деятельности, но и научиться ее правильно выполнять.
  3. Этапы выполнения формируемой деятельности: этап выполнения действий в материализованной (материальной) форме; этап внешнеречевых действий; этап выполнения действия во внешней речи "про себя" и этап умственных действий.

Ориентировочная часть действия направлена на:

  1. на правильное и рациональное построение исполнительной части
  2. на выбор одного из возможных исполнений

Вторая функция ориентировочной части действия отчетливо выступает при анализе действий, связанных с шахматной игрой. Ориентировочная часть действия должна обеспечить правильный выбор очередного хода. При выполнении ориентировочной части действия человек должен использовать для ориентировки не только систему условий, обеспечивающих правильную перестановку фигуры с поля на поле (исполнительная часть действия), но и те особенности шахматных позиций, которые определяют выбор очередного хода.

Человек, выполняя ориентировочную часть действия, опирается при этом на ориентировочную основу действия (ООД). Успех ориентировочной части действия, прежде всего, зависит от содержания ориентировочной основы. Ориентировочная основа действия может быть полной, неполной, избыточной.