Мир психологии

психология для всех и каждого

Дата: 20.07.18

Время: 00:29

почта: dreamkids@mail.ru

Вы здесь: Студенты Билеты Педагогическая психология Педагогическая психология. Психологические механизмы обобщения.

Педагогическая психология. Психологические механизмы обобщения.

Мера обобщенности как психологическая характеристика действия отличается от его общности как логической характеристики. Мера обобщенности - это как бы отношение субъективно возможных границ применения действия к объективно возможным.

Экспериментально установлено, что обобщение идет по свойствам, включенным в ориентировочную основу деятельности. Свойства, по которым намечено обобщение объектов, должны использоваться при решении задач, требующих применения этих свойств.

В основе обобщения должны лежать свойства, которые присущи всем предметам данного класса. Но процесс обобщения не находится в прямой зависимости от общих свойств предметов, которыми оперирует человек.

При обеспечении ориентировки на систему существенных признаков несущественные общие признаки предметов не вошли в содержание обобщения, хотя они присутствовали у всех объектов, с которыми работали учащиеся.

Обобщение идет не по любым общим свойствам предметов, а лишь по тем из них, которые вошли в состав ориентировочной основы действий, направленных на анализ этих предметов. Управление обобщением познавательных действий и входящих в них знаний осуществляется с помощью контроля за содержанием ориентировочной основы соответствующих действий, а не благодаря обеспечению общности свойств в предъявляемых объектах.

Процесс обобщения не определяется непосредственно предметом действий, он опосредован деятельностью субъекта - содержанием ориентировочной основы его действий.

Для получения заданной степени обобщения деятельности необходимо применить ее к заданиям, отражающим основные типовые случаи в данной области. При этом последовательность их предъявления должна основываться на принципе контрастности: вначале предлагаются задания, содержащие наиболее отличающиеся друг от друга ситуации, а затем наиболее похожие.

(можно добавить опыт Лопеса из учебника "Педагогическая психология" Н.Ф.Талызиной, стр.112).